Россия и польша договорились об обмене разрешений на грузовые автоперевозки до конца года
«Переговоры прошли удачно. Мы взяли ровно ту квоту, которую вычисляли нужной и соответствующей тем квотам и доле рынка, каковые мы занимали последние три года. Рассчитываем, что дальше отечественная работа с польской стороной будет идти без сбоев», — сказал ТАСС заместитель министра транспорта Российской Федерации Николай Асаул.
Фото: Валентин Михальцов, TUT.BY
Любая сторона, по словам заместитель министра, приобретает 170 тыс. разрешений до Января этого года, например, Россия взяла 160 тысяч разрешений до Января этого года на внутренние и транзитные перевозки и 10 тысяч разрешений на перевозки грузов из/в третьих государств. У польской стороны на перевозки из/в третьих государств выделено 30 тысяч и тысяч 140 разрешений — на внутренние и транзитные перевозки.
1 февраля истек срок действия разрешений на перевозки грузов, которыми каждый год обмениваются Польша и Россия. Сторонам заблаговременно не удалось прийти к соглашению по новым разрешениям, исходя из этого водители грузовиков двух государств не смогут пересекать границу. Стороны до этого совершили пара этапов переговоров, на последнем — в феврале — было решено обменяться разрешениями в количестве 20 тыс. штук для каждой страны с действием до 15 апреля 1016 года.
Это было временной мерой, пока длились переговоры о разрешениях до Января этого года.
По словам Асаула, РФ и Польша рассчитывают подписать обновленное соглашение в текущем году. «Будем подписывать новое соглашение — действующее соглашение было написано 20 лет назад», — сообщил заместитель министра, отметив, что новое соглашение должно учесть все трансформации, среди них и требования Европейского союза.
Сущность конфликта
Обстоятельство конфликта между сторонами заключалась в том, что Польша была обижена принятием в Российской Федерации законодательных и нормативных актов, упорядочивающих контроль за осуществлением на русском территории интернациональных автоперевозок зарубежным автотранспортом, а также перевозок грузов третьих государств.
Согласно точки зрения России, новое законодательство устранило недочёты в национальной нормативной базе, пользуясь которыми недобросовестные зарубежные перевозчики ввозили из третьих стран в Россию грузы под прикрытием льготного двустороннего режима перевозки.
Асаул сказал, что Россия на данный момент конкретизировала требования по наличию документов для польской стороны, что решило вопрос с документами. «Нам удалось удержать долю разрешений третьих государств в размере 30 тысяч, исходя из этого часть этих разрешений не будет расти, как того желала польская сторона», — отметил заместитель министра.
Он утвержает, что видеться и обговаривать разрешения на перевозки на 2017 год стороны будут в конце этого года.
Согласно данным Ассоциации интернациональных автомобильных перевозчиков (АСМАП) в Польше, ранее в Российской Федерации из республики каждый день въезжали около 600 грузовиков. Любой из них в среднем получает на перевозке товара 2,5 тысячи евро в день.
Автоперевозки между Российской Федерацией и Польшей
Фото: Валентин Михальцов, TUT.BY
Автомобильные перевозки между Российской Федерацией и Польшей регулируются межгосударственным соглашением «О интернациональном автомобильном сообщении», подписанным 30 августа 1996 года. В январе 2015 года Россия и Польша договорились о том, что квота русских грузоперевозчиков для проезда по Польше составит 40 тыс. разрешений, а польских по России — 80 тыс.
В декабре 2015 года польская сторона "настойчиво попросила" от РФ поменять квоты (расширить польскую до 100 тыс. в год и уменьшить русского до 20 тыс.), и отменить либо пересмотреть положения русского законодательства о порядке транзитных рейсов, например, отменить увеличение штрафов. Москва выразила несогласие с этими требованиями.
На протяжении двух раундов переговоров 21−22 декабря 2015 года и 20−22 января 2016 года сторонам не удалось заключить новое соглашение о квотах на перевозки грузов. 1 февраля перевозки грузов между Польшей и Россией, выполнявшиеся на российских и польских грузовиках, были прекращены.
Наряду с этим воздействие ранее взятых разрешений было продлено до 15 февраля, дабы польские и российские грузовики имели возможность покинуть территорию Польши и России соответственно. Потом осуществление грузоперевозок по спецразрешениям продлили до 15 апреля.
Похожая обстановка между Российской Федерацией и Польшей уже имела место 10 января — 7 февраля 2011 года, в то время, когда сообщение прервалось по причине того, что стороны не могли договориться о квотах.
Из-за отсутствия «дозволов» на проезд фур между Польшей и Россией русские перевозчики вынуждены были перенаправить грузопоток в Европу через Литву и Беларусь. На белорусско-литовской границе появились огромные очереди.