Развод по правилам gm
Уход Опель и бюджетных моделей Шевроле – событие в полной мере логичное а также предсказуемое, в случае если учитывать состояние не только российского авторынка, но и концерна Дженерал моторс. Но как как раз американский автогигант расставался с русскими дилерами – наглядный пример того, как не нужно вести бизнес.
Уйти, дабы выжить
Всю историю работы корпорации GM в Российской Федерации возможно охарактеризовать двумя словами: ничего важного. Неудачный опыт сотрудничества с АвтоВАЗом в конце 1990-х – начале 2000-х, отверточная сборка на калининградском Автоторе, а по сути – минимизация налогов и таможенных платежей, создание собственного производства в Петербурге, которое так и не взяло какое количество-нибудь важных вложений для углубления локализации,– все это показывает, что для GM Российская Федерация не есть стратегическим рынком.
Российские замыслы автомобилестроительные компаний семи-восьмилетней давности основывались на оптимистичных прогнозах продаж на уровне 3,5 млн новых машин в год. При таком раскладе кроме того 8-10% рынка, на каковые имела возможность рассчитывать GM, смотрелись хорошо. 300 тыс. автомобилей в год уже имели возможность окупить вложения в локализацию производства.
Но, когда стало ясно, что действительность раза в три скромнее, GM предпочла оперативно свернуть бизнес, поскольку она не увязла в Российской Федерации так глубоко, как, к примеру, Volkswagen либо Hyundai.
Обстановка на рынке не оправдывает важных инвестиций в увеличение уровня локализации,– цитируют информагентства генерального директора Опель Group Карла-Томаса Нойманна.– Нам было нужно принять решительные меры в Российской Федерации, дабы обезопасисть отечественный бизнес.
У GM денежная обстановка складывается не лучшим образом: корпорация уже пара лет находится в стадии реструкуризации, перед европейским отделением стоит задача в 2016 году выйти из убыточности. Так что стагнирующий российский рынок компании ни к чему.
Скидка не для всех
Об уходе с рынка Опель и Шевроле корейского и русского производства, и о консервации завода в Петербурге было заявлено в середине марта. Тогда же в GM заявили о 25-процентной скидке на машины этих брендов. Клиенты потянулись в салоны, но в том месте многих ожидали нервная беседа и разочарование с менеджером. Все машины GM делятся на пара категорий,– растолковывает директор по формированию холдинга Genser Андрей Блохин.– Те, что выкуплены дилерами у GM еще в прошедшем сезоне.
У концерна они уже проходят в отчетности как реализованные. Те, что поступили к дилерам до 18 марта и за каковые дилеры с импортером еще не рассчитались. На эти машины скидки не распространяются.
А распространяются они, по словам ритейлеров, лишь на автомобили со склада GM. Обстановка абсурдная,– говорят в одном из салонов Favorit Motors.– Чуть ли не до драк доходит: клиент требует от менеджера реализовать ему со скидкой стоящую в шоу-руме машину, а тот неимеетвозможности, по причине того, что на нее скидки нет. Дилеры, само собой разумеется, принимают заказы на скидочные машины и резервируют их на складе GM, но, в то время, когда они будут отгружены клиентам, только бог ведает.
И что дилеры будут делать с машинами по полной цене – также только бог ведает. В GM от комментариев по этому вопросу отказались.
Более того, об уходе Опель и бюджетных Шевроле дилеры выяснили, как и все, из СМИ. Дилеры не получали официальных уведомлений о разрыве контрактов,– сказал президент ассоциации Российские дилеры автомобилей Владимир Моженков. Эти сведенья подтвердили все опрошенные Деньгами ритейлеры. Уход бренда с рынка – это не есть что-то феноменальное, говорят дилеры.
Но, по данным Денег, в то время, когда уходил, к примеру, Seat, то, перед тем как заявить об этом в массмедиа, импортер согласовал все нюансы с дилерами, после этого последовало официальное уведомление, лишь позже – пресс-релиз. Дилерам дали скидки на оставшиеся машины, а освободившиеся площади внесли предложение занять вторыми марками концерна Volkswagen.
В практике GM также имеется опыт в полной мере цивилизованного расставания с партнерами, говорит директор по формированию бизнеса auto-dealer.ru Олег Дацкив. В 2008 году в Соединенных Штатах GM, бывши в состоянии санации, свернула производство по нескольким маркам и на 20% сократила дилерскую сеть. Компенсации ритейлерам составили от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов долларов.
И это при том, что в Соединенных Штатах требования производителей машин к дилерам существенно скромнее, чем у нас.
В Российской Федерации же минимальный количество вложений в дилерский центр, говорит Олег Дацкив, образовывает $500 тыс., в случае если открывать данный центр в регионе, в уже готовом строении вместо мебельного магазина. В Москве же затраты начинаются с $8 млн. Очевидно, все фирменное оформление и оборудование должны быть закуплены у импортера.
По словам Олега Дацкива, дилеры, каковые открывали собственные центры по окончании 2007 года, в то время, когда авторитейл прекратил быть высокомаржинальным, вряд ли отбили вложения. Президент Favorit Motors Владимир Попов напоминает, что в последний год дилерам было нужно потратиться на ребрендинг Опель, переделав шоу-румы в новом фирменном стиле.
Условия расторжения контрактов с дилерами GM кроме этого не комментирует. Как раз исходя из этого никто из них не берется рассуждать, что делать дальше: сперва нужно заметить документы. Несколько дней назад в дилерском сообществе деятельно обсуждалась инициатива пожаловаться на GM в Федеральную антимонопольную работу.
Аналитики авторынка считают, что действия импортера, в частности публичные заявления об уходе с рынка без официального уведомления партнеров, подпадают под положение о манипулировании товарными рынками. В случае если дело дойдет до конфликта и ФАС поддержит дилеров, импортеру может угрожать штраф в размере 5% от оборота, что при прошлогодних продажах GM (186 тыс. автомобилей) может составить около 9 млрд руб.
Но, участники рынка сохраняют надежду, что вопрос решится мирно. Я верю в разумность и порядочность менеджмента GM,– говорит Владимир Попов.– В ходе сотрудничества импортер постоянно демонстрировал прозрачность в отношениях с нами. Но иногда бизнес может поставить компанию в такие условия, в то время, когда на каком-то рынке она уже неимеетвозможности извлекать прибыль.
Это не свидетельствует, что нужно создавать обстановку, по окончании которой в эту страну ты уже не сможешь возвратиться.
Лишние дилеры
Уход массовых брендов GM осложнит положение дилеров, но в целом фактически не отразится на авторынке, считает Владимир Моженков: Это хорошая новость для других брендов, а для дилеров – нехорошая. Мощности пользуются спросом не будут, и это еще больше ухудшит и без того тяжелую обстановку. Сначала останется сервис, но и он будет пользуется спросом меньше и меньше.
На сжимающемся рынке утрату нескольких моделей компенсируют другие марки – корейские производители, к примеру, либо концерн Peugeot-Citroen, для которого, согласно точки зрения Владимира Попова, может показаться неповторимая возможность выстрелить со собственными бюджетными моделями.
С освободившимися дилерскими центрами все куда сложнее. У Опель их 146, у Шевроле – 161 более чем в 80 регионах. СП Ford Sollers уже предложило пострадавшим дилерам собственные торговые марки, но это окажет помощь практически единицам.
В первую очередь вследствие того что у многих мультибрендовых дилеров наровне с Opel и Шевроле уже имеется в портфеле и Ford. У корейских производителей кроме этого выстроены в полной мере качественные развитые сети, и расширять их в условиях падающего рынка не имеет смысла.
В Москве дилерские сети были выстроены с расчетом на повышение продаж до 3,5 млн машин к 2015-2016 году, и автоцентров на данный момент в избытке,– говорит Андрей Блохин.– на данный момент все производители стараются уменьшать существующие мощности, дабы хоть мало ослабить борьбу и позволить дилерам выжить. О расширении речь не идет.
Все дилеры GM на данный момент ищут замену – кто-то в лице китайского автопрома, а кто-то намекает, что столь разветвленная качественная сеть в полной мере имела возможность бы понадобиться АвтоВАЗу. На АвтоВАЗе, но, эту тему обсуждать отказались.
«Коммерсант»