Посыпают ли белорусские дороги запрещенными смесями?
Белорусские дороги посыпают песчано-соляной смесью, которая не нужна для деревьев, растущих на протяжении дорог, разрушает днища обувь и машин. Но состав смеси не содержит запрещенных веществ и в силу собственной дешевизны изменяться на другой не будет.
В Беларуси уже много лет дороги посыпают одной и той же смесью, не смотря на то, что о последних разработках в сфере противогололедных смесей отечественные эксперты знают.
Определяющим причиной для отечественных дорожников есть цена, отметил в комментарии для Naviny.by глава содержания производства и управления работ дорожной сети РУП Минскавтодор-Центр Дмитрий Демидович:
В Беларуси имеется месторождения соли. А самый недорогой и узнаваемый материал, применяемый в качестве противогололедной смеси, — хлорид натрия. Действенным реагентом для противодействия наледиесть чешуированный хлористый кальций, что нужно привозить из-за предела. Меж тем это дорогой реагент — приблизительно в 80 раз дороже.
Так, исходя из количества финансирования, которое выделяется на содержание дорог, обозримой перспективе использоваться будет хлорид натрия. Это логично — использовать более недорогой местный материал.
По словам эксперта, в Западной Европе, к примеру, в Польше и Германии, обрабатывают дороги тем же хлоридом натрия. Другие материалы не то дабы более экологичны, говорит Демидович, а, скорее, более практичны, другими словами смогут растапливать снег при более низких температурах.
Соль уничтожает деревья и портит автомобили
Но хлорид натрия не устраивает ни потребителей, каковые жалуются на порчу обуви и машин, ни экспертов, занимающихся природоохраной.
В 2006-2008 годах проводилось изучение влияния противогололедных транспортных выхлопов и смесей на зеленые насаждения на протяжении автомагистралей. Работу делали сотрудники Центрального ботанического сада, Университета экспериментальной ботаники Национальной академии наук и Белорусского дорожного НИИ. В соответствии с выводам ученых, многие растущие на протяжении дорог кусты и деревья подвергаются экологическому риску.
Особенно важная обстановка сложилась на протяжении МКАД. Участки зеленых насаждений тут находятся в зоне экологического кризиса. Более 70% деревьев ослаблены, кое-какие — высыхают.
Эксперты в ситуациисоветовали высаживать на протяжении дорог солеустойчивые растения-фильтры, каковые создадут защиту вторым зеленым насаждениям.
Начальник сектора мониторинга растительного мира Университета экспериментальной ботаники НАН Беларуси Александр Судник отметил в комментарии для Naviny.by, что при всех отрицательных последствиях действия хлорида натрия на экологию его применение дорожники справедливо аргументируют экономическими обстоятельствами. Меж тем принципиально важно выполнять разумные пределы в количествах соле-песчаной смеси: Возможно сперва почистить снег, а после этого посыпать смесью, а не сходу сыпать соль на снег, дабы он таял.
Дмитрий Демидович согласен с мнением ботаника, но говорит, что дорожные работы довольно часто вынуждены уступать требованиям потребителя, что при любых погодных условиях желает ехать на привычной ему скорости. Эксперт привел как пример Финляндию, где зимнее содержание дорог проводится с выговором на экологию, другими словами соли на дорогу сыпется меньше, наряду с этим водителям минимальные условия обеспечиваются. Демидович говорит, что в государствах Скандинавии на одну и ту же площадь дорожного покрытия расходуется в разы меньше соляной смеси, чем у нас.
Соответственно, меньше несет затрат государство: В случае если идет снег, неимеетвозможности произойти волшебства — он не провалится сквозь землю. На то, дабы обработать часть дороги, требуется время. От нас пользователь требует, дабы дорожное покрытие было тёмного цвета, кроме того в то время, когда идет снег. Мы же исходим из того, что основное, дабы был обеспечен проезд.
Ездить 120 км в час на протяжении снегопада в любом случае не рекомендуется, себе дороже. У нас как раз из-за требований потребителя на протяжении снегопада на дороги высыпается большое количество соли.
Что касается порчи автомобилей, Демидович отмечает, что в соль додают антикоррозионные добавки: Если бы мы этого не делали, коррозия распространялась бы и на отечественную технику. Мы же не заинтересованы в том, дабы она страдала.
Помимо этого, он подчернул, что европейские автомобили производятся с применением антикоррозионной обработки, срок действия которой — около семи лет. В Беларусь же ввозится большое количество машин с громадным сроком эксплуатации: Так, логично, что машина тут начинает портиться.
Что касается обуви, то перед тем как выйти на улицу в новых сапогах первый раз, их необходимо обработать кремами, содержащими воск: При таких условиях максимум, что у вас может случиться — покажется белый налет в следствии кристаллизации соли. Его легко снять мокрой тряпочкой.
Дороги обрабатывают лишь разрешенными компонентами
И все же в обществе не стихают беседы о том, что дороги обрабатывают чем-то плохим. Слухи подогреваются публикациями в российских СМИ.
Так, на портале За рулем идет настоящее наступление на реагенты, дескать, дороги Москвы посыпают чуть ли не ядом. Межрегиональный публичный центр За безопасность русских дорог посредством химиков отыскал в смеси, как они пишут, желтый галит и тёмный СБГ, каковые запрещены к применению.
Как пояснил Дмитрий Демидович, галит — это именно то, чем отечественные дороги и посыпают, другими словами хлорид натрия. Но ничего ужасного в нем нет: Галит — это отход, образующийся в следствии добычи хлористого калия. В чистом виде хлористый натрий выглядит как простая соль, а галит имеет красноватый оттенок из-за примеси хлористого калия (около 0,3%).
Потому, что это побочный продукт, он существенно дешевле.
Существует госстандарт Республики Беларусь СТБ 1158-2008 Материалы противогололедные для зимнего содержания дорог . Неспециализированные технические условия, где выяснены составы смесей, утвержденные в числе других и Министерством охраны и природы внешней среды. Запрещенные вещества в противогололедных смесях не употребляются, среди них и таковой реагент, как СБГ, которым пугают москвичей.
И все же, подчеркивает Дмитрий Демидович, любое химическое соединение имеет какой-то класс опасности. Хлорид натрия относится к малоопасным веществам, разрешенным к применению.