Осаго со скидкой
С прошлого года полисы ОСАГО в различных компаниях смогут стоить по-различному и различия в тарифах будут лишь расти. Как трудится ценовой коридор в ОСАГО и возможно ли сейчас приобрести полис по минимальной цене?
Беря полис ОСАГО, стоит обращать внимание не только на личные представления о надежности страховых компаний, но и на стоимости. С прошлого года страховые компании устанавливают их в рамках тарифного коридора ЦБ и у клиентов теоретически имеется возможность сэкономить до 16,7% от цены страховки. Грех не воспользоваться таковой скидкой в кризис, в случае если, само собой разумеется, удастся ее взять.
Откуда отличие
До сентября 2014 года цена полиса ОСАГО рассчитывалась исходя из базисного тарифа и семи коэффициентов, другими словами была однообразна для конкретного автолюбителя в различных компаниях. Исходя из этого особенной отличия, где как раз страховать ОСАГО, не было, разве что принципиально важно было не нарваться на откровенных мошенников. С прошлого года ЦБ, регулирующий рынок страхования, вместо единого базисного тарифа ввел тарифный коридор – большой и минимальный базисный тариф.
Автолюбители его не увидели: верхняя граница была выше нижней только на 5%.
Но в момент резкого увеличения цен на ОСАГО в апреле 2015 года коридор увеличился до 20%. ЦБ повысил минимальный базисный тариф на 40%, а большой – сходу на 60%. Базисный тариф для автомобилей , которыми владел частным лицам, затем составил 3432–4118 руб.
РБК решил проверить, как деятельно страховые компании применяют данный коридор и возможно ли застраховаться по минимальной цене.
Жизнь в коридоре
Чтобы выяснить, как различаются цены на ОСАГО, мы изучили предложения 15 наибольших страховщиков по этому виду страхования, зарегистрированных в Москве. Мы забрали самый популярный в столице, согласно данным аналитического агентства «Автостат», автомобиль Ford Focus 2012 года выпуска с количеством двигателя 1,6 л, мощностью 105 л.с. За рулем, решили мы, будет ездить один человек старше 22 лет, со стажем более трех лет, у которого коэффициент «бонус-малус» равен «1».
Стало известно, что в Москве тарифный коридор трудится. Тут полис на Ford Focus стоит от 8236,80 (минимум) до 9883,20 руб. (максимум). Так, при с одним из самых популярных машин столичного региона ценовой разброс составил 1646 руб.
Наряду с этим из 15 страховых компаний большую сумму предлагают меньше половины – семь компаний. У пяти – минимальный тариф. Самые удачные полисы ОСАГО у компаний «АльфаСтрахование», «Ренессанс Страхование», «Макс», «Энергогарант» и «Жасо».
Помощник главы управления методики актуарных расчетов компании «Макс» Максим Маркелов говорит, что в Московской области и Москве, частично в Петербурге мельчайшая убыточность по этому виду страхования. «Исходя из этого по Московской области и Москве у нас вправду установлено минимальное значение базисного тарифа фактически по всем категориям транспортных средств», – говорит он.
Начальник управления методики необходимых видов «АльфаСтрахования» Денис Макаров подтверждает тот факт, что в Москве базисный тариф для частных клиентов находится в нижнем ценовом диапазоне. «Тут мы трудимся по тому страховому тарифу, что соответствует рентабельности, достаточной чтобы снабжать обязательства по контрактам», – говорит Макаров. Он утвержает, что в других регионах, не считая Московской области и Москвы, компания реализовывает полисы ОСАГО по верхней границе тарифного коридора.
Самые высокие тарифы в нашем случае – в «Росгосстрахе», ВСК, «Ингосстрахе», СОГАЗе, «Согласии», «Уралсибе» и Межотраслевом страховом центре. В пресс-службе «Росгосстраха» большие тарифы растолковывают так: «Рентабельность либо убыточность каждой компании в Москве либо другом регионе различные, они определяются портфелем [договоров]. А сумки у всех компаний различные».
В один момент председатель совета директоров компании «ГлавСтрахКонтроль» Николай Тюрников именует компании, каковые реализовывают в Москве ОСАГО по верхней планке, «безумно жадными». «В действительности в столичном регионе мы платим многократно завышенные премии, – говорит Тюрников. – В Москве по ОСАГО страховые компании выплачивают 20–30% от сборов».
Москва – исключение
Большая часть опрошенных РБК страховщиков говорят, что в регионах предпочитают назначать цены на ОСАГО по верхней границе ценового коридора. На решение, какой как раз выбрать тариф, смогут воздействовать множество факторов – от суммы выплат и частоты аварий по ним до отметки борьбы, судебной автомобильных юристов и активности клиентов в конкретных регионах, растолковывает председатель совета директоров «Зетта Страхование» Игорь Фатьянов.
Получается, что Москва – один из немногих регионов, где тарифы ОСАГО смогут рассчитываться исходя из минимального размера базисного тарифа. «В области и Москве результаты по ОСАГО лучше, чем в регионах, исходя из этого тут мы можем себе позволить реализовывать полисы дешевле», – говорит помощник председателя совета директоров «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов (его компания предлагает ОСАГО для Ford Focus на среднем уровне 8649,6 руб.). Он утвержает, что к этому компанию побуждает среди них и высокая активность соперников – страховые компании вынуждены реализовывать полисы на удачных условиях, дабы соперничать с другими игроками рынка.
По словам Иванова, пониженные тарифы компании сейчас установлены в Перми, Южно-Сахалинске и Чечне. В Челябинской области, Краснодарском и Ставропольском краях, Сталинграде тарифы, напротив, большие, поскольку тут особенно активны клиенты, отстаивающие собственные права в суде. По словам представителей страховых компаний «Ренессанс» и «Макс Страхование», по всем регионам, не считая области и Москвы, у них установлены большие значения базисных тарифов.
В «Росгосстрахе», согласно данным компании, цена полисов ОСАГО по всей России рассчитывается исходя из большого базисного тарифа.
По словам Фатьянова, в «Зетта Страховании» большие тарифы по большей части установлены на Юге и в Поволжье, на Камчатке, в Челябинске, Ульяновске. «Совсем минимальных тарифов у нас нет, скорее имеется средние в коридора ЦБ – в Москве, Санкт-Калининграде и Петербурге», – говорит глава страховой компании.
Внимание на стоимости
Страховые компании уверены, что текущий ценовой коридор через чур узок и весьма не так долго осталось ждать тарифы прекратят соответствовать рыночной ситуации. «Нужно как возможно скорее переходить к свободным тарифам, каковые разрешат устанавливать адекватную цену на ОСАГО в каждом регионе и предоставлять клиентам более качественную страховую защиту», – призывает Иванов из «РЕСО-Гарантии».
Об этом же говорят в ЦБ. «Очевидно, что мы должны двигаться к тому, дабы тариф становился свободным», – сказал заместитель председателя Центрального банка Владимир Чистюхин, выступая на конференции «Будущее страхового рынка России» 18 ноября. А глава центробанка Эльвира Набиуллина тогда же поручила Русскому альянсу автостраховщиков (РСА) создать замысел по реализации тарифов ОСАГО.
Согласно данным газеты «Коммерсантъ», РСА уже подготовил и послал в ЦБ варианты трансформации тарифов ОСАГО. Первым шагом к предстоящей либерализации стоимостей станет расширение тарифного коридора до 30%.
По словам главыИнтернациональной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, при увеличения тарифов автовладельцы будут протестовать совершенно верно так же, как они выступали в протест парковок в Москве. «По нашим расчетам, а также в Москве, тариф завышен не меньше чем на 50%, – говорит Янин. – Исходя из этого мы бы приветствовали расширение коридора при условии, что компании не будут применять это для очередного увеличения стоимостей».
Янин кроме этого отмечает, что расширение коридора делает ОСАГО меньше похожим на налог и больше похожим на услугу. «До последнего времени люди не делали исследований рынка, где дешевле стоит полис, – говорит он. – С расширением коридора данный налог делается более сложным продуктом». Исходя из этого Янин рекомендует уже сейчас, выбирая компанию, затевать сравнивать цены на полисы ОСАГО.
«РБК daily»