Олег назаренко, гендиректор вааид (auto-consulting)
председатель совета директоров Всеукраинской Ассоциации Автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Юрьевич Назаренко не понаслышке знает о всех трансформациях, каковые готовят законодатели для автомобильного рынка. Вернее сообщить, как раз благодаря активным действиям ВААИД удается нивелировать самые тяжелые для автобизнеса новации, способные привести к росту цен на рынке либо по большому счету уходу в «тень» части автобизнеса.
ВААИД стала одной из самых влиятельных ассоциаций в Украине, с мнением которой считаются фактически во всех кабинетах власти. Такое близкое общение с властьимущими разрешает г-ну Назаренко тонко ощущать тенденции, каковые смогут в будущем оказать влияние на автомобильный рынок.
AUTO-Consulting решил спросить, каких событий стоит ожидать на автомобильном рынке в 2012 году.
— Олег Юрьевич, каких событий стоит ожидать авторынку в 2012 году? Что может стать неожиданностью?
— Попытаюсь совершить краткий анализ украинского авторынка и обрисовать возможности его развития. Само собой разумеется, развитие авторынка зависит от последовательности объективных и субъективных факторов и никакой Нострадамус не сможет совершенно верно спрогнозировать будущее. Не смотря на то, что нет!
Одно событие я могу объявить заблаговременно, в частности: летом текущего 2012-го года Межведомственная рабочая группа по интернациональной торговле по заявлению Ассоциации украинских производителей машин «Укравтопром» начнет очередное спецрасследование относительно импорта автомобилейв Украину.
Причем, «Укравтопром» будет обосновывать, что в 2011 году был рост автоимпорта в Украину, и данный рост был непрогнозированным, неожиданным, неожиданным, резким и большим. И, вправду, рост автоимпорта как, но, и в целом, рост автопродаж в Украине налицо (в 2011 году было реализовано 220619 машин, что на 35,69% больше, чем в 2010 году.
— А был ли данный рост неожиданным, неожиданным либо непрогнозируемым?
— Сначала спецрасследования я заявил и заявляю, что никаких, ни мельчайших предпосылок к открытию спецрасследования не было, и нет никаих поводов для введения 47% спецпошлины на импорт машин. Но к тому же, как раз заявление «Укравтопрома» о 47% спецпошлине и открытие спецрасследования привело к небывалому ажиотажу на авторынке и подхлестнуло отложенный спрос на машины.
— Но так как «Укравтопром» получал защиты производителей машин, вряд ли он преследовал цели своим заявлением стимулировать спрос на иномарки?
— Еще с времен СССР люди привыкли, в случае если вечером диктор ТАСС говорит, что цены увеличиваться не будут, то утром нужно ожидать сообщение в газете «Правда», что мол по просьбе трудящихся, увеличиваются цены на драгоценности Опыт Так что, я со всей серьезностью заявляю, что рост импорта в июле – декабре 2011 года был полностью прогнозируемым, ожидаемым и, более того, спровоцированным заявлением-петицией «Укравтопрома» прося повысить налоги на автоимпорт, как и реакция украинских потребителей – клиентов импортных машин была полностью прогнозируемой и ожидаемой. Более того, к росту импорта машин в Украину в июле – декабре 2011 г. приложили руку производители машин, от имени которых и было подано заявление.
• ООО «ВО» «КрАСЗ» в собственности обладателю, что кроме этого владеет импортеров Несколько компаний «АИС» (Geely, Ssang Yong, VAZ, GAZ, Шевроле Niva), многих десятков дилерских фирм импортеров;
• ЗАО «ЗАЗ» купила Корпорация «Укравто», которая кроме этого владеет импортеров «Фалькон-Авто» (KIA), «Автокапитал» (Mercedes-Benz), ООО «Дженерал Авто Групп» (Шевроле, Опель, Шевроле Niva, Chrysler, Jeep, Dodge, Cadillac), ООО «СиАйАвтомотив» (Черри), совладельцем ЗАО «Укравтоваз» (LADA), многих десятков дилерских импортёров и предприятий;
• ЗАО «Еврокар» в собственности обладателю, что кроме этого владеет импортера ООО «Еврокар» (Skoda), совладельцем ЗАО «Формула Мотор Украина» (Seat), многих десятков дилеров автомобилей, каковые реализовывают импортный товар.
Корпорация «Укравто» — акционер Запорожского автомобильного завода, в соответствии с информации мирового автомобильного издания «Automotive News Europe» входит в десятку наибольших автомобильных дилеров Европы и есть фаворитом дилеров автомобилей бывших советских республик (опередив и российских дилеров автомобилей, не обращая внимания на то, что Российская Федерация заняла 2-ое место по автопродажам в Европе, а Украина 13-е). Исходя из этого, разглядывая неожиданное, резкое, большое, непрогнозируемое повышение автоимпорта в июле – декабре 2011 г., нужно учесть роль настоящих авторов повышения автоимпорта.
— Но так как ажиотаж вправду был? Был ли он спланированным?
— Я уже давно в автобизнесе и довольно часто выслушивал просьбы помочь решению проблемы о скидке при покупке автомобиля. Но последнее время такие просьбы сменились просьбами помочь в приобретении автомобиля без очереди. В Украине – недостаток машин. Список дефицитных авто в 2011 году возможно продолжать продолжительно:
Peugeot – в недостатке был Peugeot 107, 3008, Partner;
Renault – были дефицитными Renault Logan, седан, универсал Logan MCV, хэтчбэк Sandero, кроссовер Duster;
Опель – в недостатке были Astra Classic Caravan универсал, Astra NG, Corsa в комплектации Cosmo 1,4 AT и Insignia с дизельными двигателями;
Шевроле – наблюдался повышенный спрос на все модели, в особенности дефицит Aveo и Cruse;
Geely – были дефицитны все модели;
Черри – была дефицитна модель М11, кроссовер Beat и KIMO с автоматической трансмиссией;
Seat – наблюдалась очередь на Ibiza 1,2 TSI с новой трансмиссией DSG;
Toyota – Corolla и RAV4 нужно было ожидать 2-3 месяца;
Hyundai – были дефицитны новые Accent, Elantra, Ix35.
Вышеизложенная статистика рушит миф о вероятном заговоре автоимпортеров, каковые якобы неожиданно, непредсказуемо, быстро завезли импортные машины с целью завоевания части рынка ничего не подозревавших автосборщиков, но рост авторынка и автоимпорта – это свершившийся факт, исходя из этого на 100% возможно прогнозировать, что «Укравтопром» подаст очередное заявление — петицию на проведение спецрасследования относительно автоимпорта.
— Другими словами эпопея со спецрасследованиями будет находиться и в следующем году?
— Да. Вследствие того что кроме этого со 100% возможностью возможно прогнозировать, что начавшееся в 2011 году спецрасследование будет к лету, а скорее всего к началу апреля, закончено, и будет принято решение о неприменении каких – или репрессий по отношению к автоимпорту ввиду отсутствия полного количества законодательных оснований для введения таких мер (спецпошлены и введения квот на автоимпорт).
Кстати, возможно спрогнозировать и отмену введенных ранее квот на импорт узбекских Деу Матиз, Нексия, Нубира в забавном количестве по 3 автомобиля в год, поскольку с 1 января этого года Президент Узбекистана Ислам Каримов снял ранее действующие дискриминационные ограничения для украинских «легковушек», каковые и стали основанием для введения ответных дискриминационных мер с Украины, то бишь, в скором будущем восстановится «статус кво», при котором граждане обеих стран смогут без ограничений брать авто: украинцы полюбившиеся им «Матиз», а узбеки – украинские авто.
— А как по поводу остальных инициатив по согласованию увеличения пошлин с ВТО, налога и т.д?
— Возможно прогнозировать и фиаско вторых инициатив. В частности, попыток повышения существующей пошлины на иномарки – с 10% до 25%. Для этого нужна добрая воля всех автомобильных стран – участников ВТО. А по окончании того, как кроме того Российская Федерация дала согласие под давлением государств ВТО снизить ввозную пошлину на импорт и вступила в ВТО, Украине установить новые преграды никто не разреши.
Совершенно верно кроме этого будет и со рвением Мининфраструктуры поднять существующий налог на машины на 500 – 850% (для этого нужно нарушить интернациональные обязательства Украины и взять негативный всемирный резонанс, да и существенно поднять цену авто для граждан и привести к негативному социальному социальному). Помимо этого, налог, по собственному определению, это налог, или на высокорентабельные товары, или на предметы роскоши.
Автомобиль ни при каких обстоятельствах высокорентабельным товаром не был и не будет (в отличие от сигарет и водки), а предметом роскоши от прекратил быть, если не со времен Остапа Бендера («автомобиль – не роскошь, а транспортное средство), то уж со времен СССР – совершенно верно. Во всей Европе лишь в Украине и в Хорватии существовал до последнего времени налог на машины, а с 1 января этого года Украина осталась с налогом на машины лишь одна.
По моему стойкому убеждению, налог на машины нужно упразднить, при чем как на новые, так и на бывшие в потреблении авто и позволить отечественным соотечественникам, каковые не имеют материальной возможности приобрести новый автомобиль, купить импортированную 5 – 8 – летнюю иномарку без пробега по Украине (сейчас лишь налог на б/у авто может быть больше в 3 – 4 раза цена авто) и, тем самым, содействовать обновлению украинского автопарка, средний возраст которого образовывает на сегодня 18,5 лет.
— А каким будет количество авторынка в 2012 году? Что будет содействовать его росту?
— В целом, рост украинского авторынка в 2012 году будет весьма зависеть от последовательности экономических и политических факторов. Содействовать росту авторынка будет и проведение Евро 2012 в Украине, и связанный с этим приток денег в Украину, и проведение осенних выборов в парламент (так как как раз в таких ситуации обеспеченные украинцы делятся с менее обеспеченными, получая их лояльности)
Как будет развиваться авторынок зависит и от того, каким будет курс гривны к мировым валютам (так как иномарки закупают за валюту), какие конкретно будут ставки банковского автокредитования (а это также зависит от стабильности гривны), каким будет урожай на полях Украины, и в мире (так как как раз от всемирный коньюнктуры цен на зерно зависят прибыли украинских аграриев), какими будут мировые цены на украинский экспорт (металл, химию и т. д.), какой будет цена на газ для Украины, будет ли дальше падать курс евро по отношению к доллару (не секрет, что «серый» импорт американских авто на данный момент не удачен т. к. европейские авто значительно подешевели для украинцев с падением курса евро), будет ли прибыльным украинский бизнес (так как значительную часть прошлогодних продаж обеспечили как раз корпоративные продажи т. к. любой здравомыслящий обладатель бизнеса вместо того, что бы показывать через чур громадную годовую прибыль предпочтет лучше обновить автопарк). Но, самое основное — это состояние экономики Украины в 2012 году (и доходы наших соотечествеников), и посетит ли нас вторая волна глобального кризиса, предсказываемая некоторыми экономистами.
Я – остаюсь оптимистом и прогнозирую рост авторынка – 20% (в 2012 году украинцы купят не меньше 260 тыс. новых машин).
Сходу оговорюсь, что в первой половине года мой прогноз на 2012 год может сперва и не сбываться. Вправду, в январе – марте в зависимости от погодных условий (а сейчас Украина завалена снегом!) нас может ожидать кроме того некое падение автопродаж (зимний период 2009-2010 при мэре Л.Черновецком Киев был завален снегом, а кто будет брать авто, в случае если на нем нельзя ездить?). Вправду, в зависимости от политики Национального банка в первой половине года нас может ожидать и некая стагнация автокредитования (максимально до выборов в парламент, пока банки не будут уверены в настоящем курсе гривны).
Но ЦЫПЛЯТ по осени вычисляют! Исходя из этого итоги года (при отсутствия негативных факторов) подтвердят правильность моего прогноза.
AUTO-Consulting