Олег мосеев, член совета директоров гк «блок роско», вице-президент роад («автостат»)
Как мы уже писали, в скором будущем, на 8-й ежегодной конференции «Росавтодилер-2016» состоятся очередные президентские выборы Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). Один из кандидатов, Вячеслав Жигалов уже поделился c нами своим видением развития РОАД.
Олег Мосеев – умелый дилер и один из самые активных вице-президентов РОАД. Именно он несёт ответственность за разработку «Национальной базы машин с пробегом». В канун выборов господин Мосеев дал интервью аналитическому агентству «АВТОСТАТ», где поведал о самые актуальных проблемах дилерского сообщества, коснулся собственной предвыборной программы, и растолковал, из-за чего авторитет РОАД еще не хватает весом в госорганах.
— Олег, первый вопрос Вам, как и Вячеславу Жигалову: что Вас мотивирует, дабы побороться за пост президента Ассоциации «Российские автомобильные дилеры»? Вы так как весьма в далеком прошлом занимаетесь разными своевременными вопросами в РОАД, пришла пора подняться у руля?
— У меня имеется познание, что Ассоциация обязана кардинально измениться. С одной стороны, трансформации назрели и лежат на поверхности. Иначе, я совершенно верно знаю, что могу это сделать.
Наконец, я весьма обожаю какие-то революционные трансформации, результатами которых позже возможно гордиться.
Плюс, накоплен большой опыт в качестве участника Совета РОАД, и, потому, что мою кандидатура выдвинули часть участников Совета – оправдать доверие также принципиально важно. Ну, и в принципе, возможно, любой человек в какой-то момент судьбы осознаёт, что, в то время, когда двигаешься вверх, непременно появляются вещи, каковые значительно серьёзнее материального дохода.
— Это так как работа достаточно затратная как интеллектуально, так и по времени? Немногие дилеры горят жаждой взять на себя эти обязанности, и кандидатов на данный пост в большинстве случаев мало
— Это первый раз, в то время, когда соревнуются три кандидата, последнее время всегда было по двое. Так что налицо рост в 50% (смеется – прим. ред.).
Работы вправду большое количество, но могу заявить, что одним из главных моментов, каковые оказали влияние на принимаемое решение принимать участие, было то, что большая часть участников Совета, обсуждая трансформации в Уставе РОАД, дали согласие с позицией Андрея Петренко, что нам все-таки нужно поделить исполнительного директора и функции президента. Другими словами необходимо возвратиться к той совокупности, которая действовала 6 лет назад.
Эти трансформации подготовлены, рассчитываю, что на неспециализированном Собрании все их поддержат. Это разрешит привлечь в Ассоциацию опытного наемного менеджера, что на себя заберёт огромное количество текучки, которая обычно убивает возможность заниматься какими-то более глобальными вещами.
— Наемным менеджером будет человек из дилеров автомобилей?
— Это будет человек, что, непременно, имеет "стаж работы", по причине того, что тут большое количество нюансов по внутренней коммуникации, поскольку целый автобизнес – это деревня с двумя улицами. Идеально, в случае если это будет человек с опытом работы в автобизнесе. Но наряду с этим вторая главная черта – он не должен быть сотрудником какой-то дилерской компании, трудясь в РОАД.
— Другими словами это таковой безработный, экс-автодилер? Быть может, банкрот?
— Отчего же безработный либо банкрот? Это или человек, что на данный момент без работы, или человек, что готов уйти из дилерского бизнеса, перейдя на работу в Ассоциацию. Основное дабы это был успешный управленец, которому увлекательна эта работа.
Мы понимаем, что человек, что обязан соответствовать всем заявленным параметрам, конечно, обязан приобретать хорошую зарплату. У нас имеется видение, кого бы мы желали пригласить. И это стало последним доводом для меня, что да, нужно идти, по причине того, что все-таки на 100% времени никто из кандидатов на пост президента неимеетвозможности погрузиться в дела.
Имеется так как еще автомобильный бизнес, которым необходимо заниматься, тем более что времена непростые.
— В вашей предвыборной программе Вы уделяете большое внимание PR-стратегии. Вычисляете, общественность все же не хватает информирована о деятельности РОАД?
— Я в принципе пробую это направление развивать уже год, по причине того, что я являюсь важным не только за развитие «Национальной базы машин с пробегом», но еще и за пиар-сопровождение РОАД. И я вижу огромное количество неприятностей в этом направлении.
Существует неинформированность дилерского сообщества, по причине того, что, к сожалению, многие дилеры кроме того не знают, чем занимается РОАД и какие конкретно нужные для отрасли вещи были сделаны за последние 4 года. Мало кто знает, в особенности в регионах, что тот факт, что ФАС (Федеральная служба по борьбе с монопозмом – прим. ред.) обратила внимание не на дилеров, а на производителей, это во многом заслуга РОАД.
Были обстановке, в то время, когда ФАС начинала расследование в отношении дилеров, и лишь вовлечение РОАД в данный процесс разрешило перенаправить взор ФАС на дистрибьюторов. Изначально ФАС собиралась налагать штрафы на дилерские компании, пара холдингов прошли проверки ФАС, которая подготовилась вынести решения о наложении штрафов.
Мало кто знает, что программа господдержки была продлена а также, по причине того, что была активность РОАД по работе с Минпромторгом и с Министерства экономики. Я а также принимал участие в совете экспертов Министерства экономики, Владимир Моженков (сегодняшний президент РОАД – прим. ред.) ходил в Минпромторг с Татьяной Луковецкой. Мы готовили аналитические записки, показывали на цифрах, что будет, в случае если государственную поддержку не продолжить.
Мы принесли идею со льготным лизингом, которую Минпромторг деятельно поддержал. Но об этом знает мало людей, к сожалению.
И что крайне важно – PR-работа должна быть направлена не только и не столько на дилеров, но и на конечных потребителей.
— Недочёт информированности – это просчет управления РОАД?
— Тут дело в том, что организация достаточно продолжительно была зациклена на самой себе. Такая позиция: «Мы же делаем, ну и молодцы». Я довольно много общаюсь с разными дилерами, а также с региональными, и в то время, когда я им это все начинаю говорить – они сильно удивляются. Плюс были обстановке с достаточно спорными заявлениями, каковые не отражают позицию дилерского сообщества в целом и РОАД, в частности. Уверен, что такую практику нужно прекратить.
Хватит уже пугать потребителей.
В свете того, что я по большому счету предлагаю поменять концепцию работы, сделать РОАД двигателем дилерского бизнеса в сознании весов, то тут без активной работы по PR не обойтись. Конечно, нам и тут необходимо усиливать команду наемных менеджеров.
— Другими словами РОАД все-таки будет расширяться посредством намерено нанятых сотрудников?
— Непременно. Нереально заниматься всеми процессами только на публичных началах. У нас имеется 6 человек, каковые трудятся на постоянной базе, наряду с этим имеется члены Совета, между которыми распределена ответственность по различным направлениям. Но все члены Совета являются или топ-менеджерами, или собственниками автомобильного бизнеса.
Ясно, что, в особенности в этих условиях, этим необходимо заниматься каждый день и методично.
— Сходу пара дилеров озвучивали идея о том, как мало было достигнуто за годы существования РОАД. Возможно выделить какую-то главную проблему, которая помешала РОАД стать вправду авторитетным органом за более чем 10 лет существования?
— Я бы не заявил, что ничего не было достигнуто, как это, к примеру, отмечает Вячеслав Жигалов (кандидат на пост президента РОАД – прим. ред.) Я не согласен с Вячеславом в том, что ничего не было сделано. По причине того, что сделано большое количество, имеется факты. Однако возможно было бы сделать значительно больше, действеннее и стремительнее.
Тут главный момент в том, что весомость организации встала лишь в последние 3 – 3, 5 года да и то не на тот уровень, на что бы хотелось. Мы в то время, когда приезжаем к американским сотрудникам, понимаем, что в случае если им что-то необходимо и они желают пойти в Конгресс, то в том месте их уже сидят и ожидают. По причине того, что это 17 тыс. дилеров!
Это один из наибольших сегментов экономики, один из наибольших плательщиков налогов, соответственно, конгрессмены знают, что они должны их принять.
У нас неприятность в том, что мы очень сильно выросли по количеству участников за 4 года, но пока еще охватываем только четверть всех дилерских центров. Да, по выручке мы охватываем 50%, по причине того, что большие холдинги, входящие в РОАД, кроме того средние с хорошими продажами, дают таковой охват. Но этого все равно не хватает, дабы говорить наравне и с производителями, и с госорганами.
А недостаточный рост связан с тем, что РОАД не уделяла достаточного внимания тому, дабы продемонстрировать собственную сокровище для дилеров.
Тут получается необычная история: мы все трудимся в бизнесе, где клиентоориентированность – одна из главных черт. Мы все бьемся за клиента как предприниматели. А наряду с этим в РОАД вот это познание «клиента» отсутствовало всецело. Тут, само собой разумеется, не хороший клиент, но подход должен быть клиентский.
Необходимо осознавать, что чтобы РОАД стала таким же значимым университетом, как, допустим, американская либо британская ассоциации, необходимо заинтересовать дилеров работой и вступлением в РОАД. А дабы привлечь их, необходимо продемонстрировать дилеру сокровище его нахождения в Ассоциации.
— Другими словами защита заинтересованностей, представительство в госорганах а также, быть может, в какой-то степени сервис
— Про защиту мы говорим довольно давно. К сожалению, до сих пор нет кроме того прописанного регламента, как функционировать, в случае если обратился дилер с проблемой. Любой раз это какие-то личные дискуссии на Совете. Причем реакция обычно должна быть стремительной. Этим обязан заниматься наемный менеджер.
Кроме того в случае если кто-то из обладателей бизнеса говорит «давайте отправимся к производителю получать справедливости», он все равно за спиной думает: а как это повлияет на мой бизнес?
— Имеется вывод, что РОАД общается лишь со статусными дилерами, а с вправду сложными дилерами, у которых неприятности, не пытается общаться. Это правда?
— Нет. За все время, которое я деятельно занимаюсь в РОАД и нахожусь в Совете с 2011 года, всего одному дилеру было отказано во вступлении в РОАД, по причине того, что он был под уголовными делами о мошенничестве. В том месте был обман и потребителя, и кредитующих банков, вывод активов из-под залогов, и эта обстановка была полностью прозрачна для рынка.
Исходя из этого в то время, когда данный дилер пришел, было решено, что мы не будем его защищать легко, по причине того, что это мошенник. В случае если же у дилера имеется неприятности – вам очень рады к нам, мы готовы помогать.
Я осознаю, что до тех пор пока мы еще не так весомы, дабы на 100% обеспечивать дилеру, что мы способны отстоять его позицию. Тут замкнутый круг, осознаёте? В случае если дилеры будут ожидать, в то время, когда РОАД на 100% сможет защищать их, и позже будут вступать, тогда этого возможно ожидать продолжительно.
— какое количество на данный момент дилеров автомобилей входит в РОАД и как вы собираетесь увеличить эту цифру?
— Нужно уточнить отличие между «входят юридически» и «представлены в РОАД». У нас сложная совокупность членства, разрешающая не платить за все дилерские центры, имеющиеся в группе компаний, при достижении определенных порогов. Исходя из этого вернее сказать о представленности.
Это практически 1000 ДЦ.
Мы заинтересованы в количественном составе, наряду с этим мы заинтересованы в том, дабы люди деятельно трудились. Один из пунктов моей программы – создание региональных Советов. Я большое количество езжу по России, имеется неприятности региональные, каковые выносить на федеральный уровень неэффективно. Соответственно, несложнее организовать работу дилеров на уровне региона, а часть неприятностей выносить на уровень федеральный.
Однако, от активности дилеров будет большое количество зависеть. За нас никто ничего делать не будет.
— На что вы станете содержать наемных сотрудников?
— Имеется членские взносы. Поменять их до тех пор пока нет необходимости, у нас сбалансированный бюджет. Имеется партнеры, каковые поддерживают нас.
— Уже весьма в далеком прошлом в РОАД обсуждается мысль законодательного регулирования, а также при помощи внесения соответствующих поправок в законы, но снова же – результата до тех пор пока нет. Какой путь наряду с этим (ФАС, Минпромторг, др и Минэкономразвития.), на Ваш взор, имел возможность бы стать самым действенным?
— Тут обстановка такая: ФАС верит, что Кодекс (Кодекс поведения производителей машин, создан при помощи АЕБ в 2013 году – прим. ред.) трудится и будет трудиться. Действительно, сейчас в данной уверенности показалась трещина.
Понимаете, я человек далекий от правительственных кругов, но в то время, когда я первый раз начал общаться с ними в 2010 – 2011 годах, был весьма удивлен, что в том месте имеется весьма высокопрофессиональные люди, с которыми приятно общаться. Исходя из этого они видят обстановку, выясняют, что не все так гладко, как им докладывали. Но все равно они до тех пор пока верят в Кодекс. Тут имеется один нюанс: Кодекс принимался без участия дилеров, о чем ФАС много раз заявляли.
Мы говорили, что если вы желаете, дабы Кодекс вправду трудился, его необходимо согласовать с РОАД как с единственной организацией, которая профессионально является представителем дилеров.
Потому, что Кодекс уже принят, они не знают, как включить в эту историю РОАД. Быть может, в случае если поднимется вопрос о корректировке Кодекса, неприятность снимется.
— В интервью с другими большими дилерами раздалась идея, что поправки в закон, само собой разумеется, необходимы, но все-таки будут пробовать договариваться с ФАС, дабы избежать вмешательства госорганов в бизнес
— Вероятно было бы прекрасно, если бы было законодательное регулирование, которое существует в Европе. Тут, действительно, имеется вопрос: в то время, когда государство начинает что-то регулировать на госуровне, довольно часто получается, что страдают от этого все. Плюс имеется вопрос по уже осуществленным их защите и инвестициям.
Честная и откровенная моя позиция: я считаю, что идти по пути госрегулирования необходимо лишь в том случае, если мы не сможем договориться с производителями, если они не будут учитывать отечественные интересы. Думаю, стоит попытаться еще раз. Тем более что у нас имеется много неспециализированных неприятностей и тем для дискуссии. В этот самый момент я вижу еще один вектор развития для РОАД.
Нужно наладить конструктивный диалог с АЕБ и производителями.
Не смотря на то, что, вправду, неприятности назрели. Имеется вечный конфликт между собственниками бизнеса и временными наемными менеджерами у производителя: у этих двух групп совсем различные интересы. Одни положили личные деньги, и интерес у них долговременный, а у наемного менеджера производителя интерес кратковременный: ему необходимо в текущем году продемонстрировать итог, для получения годового бонуса.
Ясно, что это не его вина, быть может кроме того его беда, по причине того, что так выстроено управление корпорацией.
Но из-за того что государство не поддерживает регулирование этих взаимоотношений и происходит полное доминирование автопроизводителя над дилером, время от времени эти менеджеры этим злоупотребляют. Не все, имеется, непременно, и хорошие примеры. Мы видим, к примеру, как какой-то бренд начинает взлетать: это так как не только из-за того что он обновил линейку и сделал конкурентные стоимости.
К примеру, Mercedes-Benz. Последние три года бренд показывает весьма прекрасные результаты и побеждает у собственных соперников. Но побеждает не только вследствие того что у Mercedes весьма хорошая продуктовая линейка, а по причине того, что отношения с дилерской сетью были выстроены значительно действеннее, чем это было сделано у других производителей.
Исходя из этого, в случае если нам не удастся договориться с производителями, не удастся договориться с ФАС (в хорошем смысле слова), то тогда единственная возможность – идти через национальное регулирование. Да, в определенной степени виноваты и сами дилеры, каковые в тучные года бежали наперегонки к производителям, делали завышенные требования, только бы лишь взять еще франшизы, но обстановка поменялась, рынок второй, и он уже прошлым не будет ни при каких обстоятельствах.
— Что именно поменялось и чего не вернуть?
— Той доходности, которая была до 2009 года, ее уже не будет. Ни при каких обстоятельствах. Бизнес стал вторым. В то время, когда люди говорят, что на данный момент кризис, но позже он закончится – они лукавят.
Бизнес в принципе изменился, сама матрица поменялась.
Ясно, что в то время, когда в обстановка в экономике улучшится, и в автобизнесе подрастет доходность. Но она ни при каких обстоятельствах не возвратится к той, что была до 2009 года. Маржинальности той уже ни при каких обстоятельствах не будет – ни на новых машинах, ни на запчастях, ни на сервисе. EBITDA margin в 9% мы не заметим ни при каких обстоятельствах. Вероятно не считая компаний, каковые занимаются только премиум-сегментом.
В целом для бизнеса доходность уже вторая.
Да, у нас имеется значительный неохваченный сегмент, машины с пробегом – это замечательная точка роста для дилеров. И, само собой разумеется, сервис в части увеличения возвратности клиентов в гарантийный период и по окончании окончания такового. Так что в среднесрочной возможности возможно с уверенностью наблюдать на бизнес.
Ну а как в долговременной возможности будет происходить изменение автомобильного рынка и, как следствие, автомобильного бизнеса, отдельная тема для беседы.