Николя мор, президент автоваза («рбк» )
Николя Мор, весной поменявший на должности президента АВТОВАЗа Бу Андерссона, расказал журналистам РБК, как он собирается поменять имидж LADA и вернуть завод к прибыльности. Сокращений персонала не избежать, но они будут намного осмотрительнее, чем у предшественника.
Как АВТОВАЗ распорядится 85 млрд руб., обещанными акционерами, кто останется его наибольшими совладельцами по окончании допэмиссии, каких премьер ожидать от автомобильного завода и окажет помощь ли предприятию новый глава президентской администрации Антон Вайно – эти и другие вопросы РБК обсудил с Мором.
«Я не сообщу вам ни одной цифры»
– 10 октября акционеры АвтоВАЗа разглядят вопрос о допэмиссии компании на 25 млрд руб., первой стадии денежного оздоровления компании на 85 млрд руб. Какая часть привлеченных средств отправится на погашения долгов, каковые за весь год составили около 100 млрд руб.?
– Процессом рекапитализации занимаются акционеры. Наровне с допэмиссией будут другие шаги, каковые мы предпримем, дабы снизить соотношение задолженности к собственному капиталу. Мы трудимся над [финансовыми] моделями, [допэмиссия] окажет помощь снизить затраты на финансирование компании и позитивно скажется на ее итогах.
К тому же это окажет помощь финансировать будущие проекты AВТОВАЗа.
– Но какая часть допэмиссии отправится на финансирование проектов, какая – на сокращение долгов?
– Еще раз повторю, дополнительная эмиссия – это компетенция акционеров. Но в любом случае благодаря допэмиссии мы будем в намного более удачном положении, дабы финансировать новые проекты, над которыми мы на данный момент трудимся.
– Главные акционеры АВТОВАЗа – Renault–Nissan и «Ростех» – уже сказали, что собираются учавствовать в допэмиссии. Renault сказала, что готова выкупить допэмиссии впредь до 25 млрд руб. Вероятно ли, что в следствии ее действенная часть в АВТОВАЗе увеличится с 37 до 77%?
– Повторюсь, я не сообщу вам ни одной цифры. Это все еще в ходе. Но точно могу заявить, что часть Renault увеличится существенно.
– И долг АВТОВАЗа перед акционерами сократится?
– Да.
– Вы обсуждали данный замысел с другими акционерами АВТОВАЗа и, возможно, кредиторами? Возможно, кто–то из них также захочет учавствовать в допэмиссии?
– Отечественные главные банки, очевидно, знают об этом ходе. Участие всех мелких акционеров в допэмиссии приветствуется. За ними остается право [участвовать в ней либо нет].
Но точно Renault будет одним из наибольших клиентов.
– А «Ростех» сохранит контрольный пакет?
– на данный момент пакет «Ростеха» образовывает 25%. И «Ростех» сохранит приблизительно такую долю в АВТОВАЗе. Главными акционерами АВТОВАЗа будут Renault и «Ростех».
– какое количество времени займет реализация всего замысла – рекапитализации на 85 млрд руб.?
– В любом случае это продлится в 2017 году, не могу сообщить, до февраля–марта либо апреля. Но ответ снова же за акционерами.
«Мы должны больше трудиться»
– У АВТОВАЗа были огромные убытки по результатам 2015 года – 74 млрд руб. За первое полугодие компания взяла еще около 27 млрд руб. Какой у вас прогноз за весь год?
– Необходимо принимать к сведенью, что в размере этого долга имеется значительная часть обесценения рубля, одноразовых списаний, каковые опять не повторятся. Результаты за первое полугодие улучшились если сравнивать с прошлым годом (операционные затраты во втором квартале сократились втрое если сравнивать с первым). Но этого не хватает, другими словами мы должны больше трудиться в один момент над сокращением издержек и увеличением продаж – над повышением и оптимизацией производительности на фабриках.
– Каковы ваши замыслы по продажам в текущем году?
– В текущем году мы реализуем 260–270 тыс. лишь машин Lada. В общем итоге мы выпустим 420 тыс. автомобилей, включая другие торговые марки, а также Renault, Nissan, Datsun.
– Таких количеств не хватает для прибыльности?
– Этих количеств с нынешними стоимостями [машин] не хватает.
– А вдруг сказать про российский рынок в целом, в августе продажи упали на 18% (в сравнении с августом 2015 года), информировала Ассоциация европейского бизнеса. За весь год, по расчетам PwC, продажи упадут на 14%, до 1,1 млн автомобилей. Вы согласны с этим прогнозом?
– на данный момент отечественный прогноз на 2016 год – 1,3 млн автомобилей. Само собой разумеется, год еще не закончен. Нас может ожидать как хороший сюрприз, так и нехороший сюрприз.
Экономика на данный момент по–прошлому в состоянии неопределенности. Мы должны весьма оперативно реагировать на запросы рынка, каковые смогут расти либо понижаться.
Но мы можем заявить, что в июле–августе часть Lada в общем количестве продаж была достаточно хорошей. Мы взяли больше 20%. В целом мы ощущаем себя лучше, чем целый рынок сейчас.
– А в следующем году вы по–прошлому ожидаете роста либо кроме того стабилизация уровня продаж будет хорошей новостью?
– Сейчас, включая 2016 год, российский рынок поддерживался благодаря мерам русского правительства, а также программе утилизации и trade–in, каковые весьма действенны и оказывают помощь всей автоиндустрии и, само собой разумеется, LADA, поддерживать продажи. на данный момент идут дискуссии о мерах помощи в 2017 году и потом. Очевидно, мы проинформированы об этих дискуссиях, каковые должны быть закончены в ближайшие два месяца. Быть может, меры будут различаться от того, что имеется на данный момент.
Исходя из этого на данный момент мало рано сказать, какие конкретно будут рыночные тренды в следующем году. Отечественный сегодняшний прогноз пребывает в том, что продажи останутся на уровне 2016 года.
– У АВТОВАЗа на данный момент две главные площадки – в Тольятти и Ижевске. Как станете их оптимизировать? Как решить проблему недозагрузки и излишних мощностей?
– на данный момент благодаря успеху Vesta завод в Ижевске трудится на полную мощность – пять дней в неделю с двумя сменами. Основной приоритет в Ижевске – поставлять автомобили клиентам. Так что нет неприятности избыточных мощностей на этом заводе.
При с [заводом в] Тольятти это зависит от продукта. Линия B0 трудится пять дней в неделю, в две смены. Это хорошая новость.
Это кумулятивный эффект от успешных продаж Renault Logan и Sandero, и Lada Largus и XRay. Производство на остальных линиях мы разбираем. на данный момент так называемая линия Kalina недозагружена, это достаточно разумеется.
– Достаточно больной вещь для компаний, трудящихся в Российской Федерации, – увольнение сотрудников для сокращения издержек. Планирует ли АвтоВАЗ оптимизацию штата?
– Мы решили с февраля по август ввести четырехдневную рабочую неделю. Мы опять возвратимся к такому режиму работы в середине октября, но не на всех фирмах. Как я уже сообщил, в Ижевске останется пятидневная рабочая неделя, линия B0 и производство некоторых автокомпонентов и инжиниринговая часть – также.
Другими словами будет весьма сбалансированная обстановка, привязанная к спросу клиентов.
Кроме этого мы принимаем к сведенью то, что население стареет, и мы можем применить кое-какие схемы, благоприятные и удачные для людей пенсионного и предпенсионного возраста, каковые разрешат нам урегулировать вопросы с сокращением излишней численности. Помимо этого, мы разглядываем возможность перевести некоторых отечественных работников на другие предприятия, каковые являются отечественными поставщиками и кроме этого находятся в Тольятти. на данный момент мы обсуждаем эти вопросы с поставщиками и другими отечественными партнерами.
– С свободными поставщиками?
– Да, как раз так. Это в полной мере сочетается с отечественными замыслами – в случае если мы желаем увеличить долю локализованного производства, то нам необходимо создавать больше комплектующих в Тольятти, значит, это расширит бизнес отечественных поставщиков, а им потребуются дополнительные работники. Дабы повысить отечественную конкурентоспособность, нам необходимо сократить персонал, но мы не увольняем хороших работников, а переводим их отечественным поставщикам.
В итоге все побеждают – и АВТОВАЗ, и поставщики, и работники.
– Какое число сотрудников АВТОВАЗа вы вычисляете оптимальным?
– У меня имеется цифра, но я вам ее не сообщу.
долги и АВТОВАЗ
АВТОВАЗ – наибольший производитель автомобилейв Российской Федерации. Основным владельцем завода есть совместное предприятие Alliance Rostec Auto BV (74,51% акций), которое, со своей стороны, в собственности французской Renault (50% минус одна акция), японской Nissan (17,13%) и «Ростеху» (32,87%), другое – у миноритариев. Выручка АВТОВАЗа за первое полугодие 2016 года сократилась на 5,2%, до 87,1 млрд руб., а чистый убыток вырос практически в восьмеро – до 27,1 млрд руб.
На 30 июня долг АВТОВАЗа перед «Ростехом» составлял около 51 млрд руб., перед Renault – 25,3 млрд руб.
Средняя численность сотрудников компании на первое полугодие 2016 года составила 43,5 тыс. человек. В рейтинге РБК–500 (500 наибольших компаний России) по результатам 2015 года занимает 59–е место.
Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи машин марки Lada в январе–августе 2016 года уменьшились на 8%, до 167 тыс. штук. В целом российский рынок машин упал на 14,9%, до 895 тыс. штук. Часть АВТОВАЗа на рынке за данный период составила 18,7% (годом ранее была 17,3%).
«Все в компании ездят на Lada»
– Вашего предшественника на должности генерального директора АВТОВАЗа Бу Андерссона ругали за то, что он ставил во главу угла уровень качества и закупал комплектующие за рубежом, из–за чего страдала прибыльность компании. Что вы думаете про такие способы? Меняете их?
– Мы стараемся не сказать большое количество про то, что было сделано в прошлые годы. Что разумеется, они (команда Андерссона. – РБК) стремились своевременно представить рынку новые модели, исходя из этого, быть может, вычисляли более надежным закупать комплектующие у зарубежных поставщиков. Продажи Vesta стартовали в конце 2015 года, XRay – в начале 2016–го.
В целом это прекрасный результат с позиций сроков вывода продукта на рынок.
на данный момент мы пробуем расширить долю локальных комплектующих в этих двух машинах – приблизительно на 10%. Мы будем мотивировать зарубежных поставщиков увеличивать локальную составляющую в Российской Федерации. К примеру, в случае если мы берем сиденья для LADA Vesta в Ижевске, их поставляет корейская компания, которая уже создаёт кое-какие компоненты [в России] и начнет производство сидений тут, другими словами локализация происходит неспешно.
Но мы кроме этого разглядываем местных поставщиков, российские компании, дабы они участвовали в локализации Vesta и XRay.
– Как радикально вы собираетесь менять линейку, сколько новых моделей запускать?
– Некое время назад мы говорили, что представим восемь новых моделей в течение восьми ближайших лет. Со временем мы ускоримся. В следующем году мы выпустим Vesta универсал и Vesta универcал Cross.
Мы кроме этого трудимся над вторыми улучшениями продукта, каковые кроме этого покажутся в следующем году. С 2018 года мы каждый год будем представлять новые модели. Громадной вехой будет Xcode и похожие автомобили, каковые покажутся вместе с этой моделью.
– Какие конкретно платформы вы решили покинуть? на данный момент у АВТОВАЗа их пять – B0 (производство Largus, XRay), Kalina/Granta, 4х4, Priora и Vesta.
– В первую очередь, Lada 4×4 – бывшая «Нива», бренд которой перешел американцам, но машина осталась с нами – мы готовим преемника. Это будет особая платформа, мы желаем сохранить ее архитектуру, но добавить широкие функции. Из другой линейки, грубо говоря, останется одна либо максимально две платформы.
Мы думаем о синергии и дальнейшей оптимизации с Renault.
– LADA останется чисто русским брендом либо же существуют кроме этого возможности для экспорта?
– Как вы понимаете, в период СССР LADA экспортировалась много – до 350 тыс. машин в год. По большей части в коммунистические государства, но не только. В то время, когда я был ребёнком, я видел LADA на улицах во Франции, я это прекрасно не забываю.
Модель 2101 и LADA Niva были прекрасно распространены, их возможно до сих пор заметить во французской провинции. Да и сейчас, к примеру, германские клиенты обожают полноприводные LADA, в особенности в горах и в условиях распутья.
Так что у LADA до сих пор хороший имидж с позиций прочности и практичности во многих государствах. И мы желаем его применять в будущем. Так что господин Гон и топ–менеджеры Renault уверены в том, что у LADA имеется потенциал снова стать глобальным брендом. Это продолжительный процесс. Экспорт должен быть прибыльным, а это непросто – Тольятти находится на большом растоянии от границы.
К тому же в различных государствах различные технические требования. В ЕС они унифицированы, но имеется и другие страны, так что нам приходится приспосабливаться к специфике различных рынков.
– Сейчас многие производители машин заключают соглашения с компаниями такси, такими как Uber, Gett и другими. У вас имеется такие замыслы?
– Замыслы имеется, но имен не назову. В случае если мы сможем убедить таксистов применять Vesta, это продемонстрирует клиентам в аэропортах, на вокзалах и просто на улице, что сидеть в Lada – это совсем не то же самое, что сидеть в ветхих «Жигулях» либо кроме того «Самаре». Так что мы трудимся над этим.
Быть может, пригодится еще пара месяцев. Но мы желаем сделать это поскорее.
– С одной стороны, вам необходимо перевоплотить LADA в высококлассный бренд, а с другой – снизить его себестоимость. Как совместить эти две задачи?
– Характеристики LADA не уступают, скажем, корейским брендам. Вся технологическая начинка приблизительно на однообразном уровне. И не смотря на то, что мы, само собой разумеется, еще далеки от совершенства сейчас, но, на мой взор, по качеству мы уже весьма близки к мировым брендам.
Что же касается имиджа, я могу сообщить о собственных наблюдениях за те шесть месяцев, что я нахожусь в Российской Федерации. Все желают приобрести продукт, что сделан не в Российской Федерации. Я уверен, что ваши ботинки, ваш костюм, часы, галстук, очки, все что угодно – они сделаны не в Российской Федерации.
А, к примеру, в Румынии неотъемлемой частью отечественного успеха стала свойство убедить людей в том, что они смогут гордиться, беря машины Dacia. В том месте люди в полной мере радостны, в то время, когда берут машину местного производства. И я пологаю, что мы можем кроме этого поменять взоры русских клиентов.
Они должны поверить, что приобретение LADA – это не самый нехороший выбор, что они берут хорошую машину за меньшую цену, чем импортный автомобиль.
Николя Мор: француз из Румынии
Николя Мор появился в первой половине 60-ых годов двадцатого века в Орлеане. Окончил Ecole Centrale de Paris по профессии «инженер–математик», а после этого взял степень МВА в бизнес–школе INSEAD. Мор начинал карьеру консультантом в Boston Consulting Group.
Автопромом топ–менеджер занялся 1988 году, в то время, когда пришел в Valeo, занимающуюся поставками для автопрома. В 2000 году Мор начал работату в компании Renault в качестве управляющего по закупкам аксессуаров и запчастей, после этого нёс ответственность за уровень качества, был председателем совета директоров завода Societe de Transmissions Automatique. С сентября 2006–го по август 2008–го Мор был директором моторного завода Dacia (румынская «дочка» Renault).
После этого занял пост вице–президента Renault–Nissan по закупкам директора и механики Renault Performance Manufacturing. Перед тем как возглавить АВТОВАЗ, Мор занимал должности президента Automobile Dacia и управляющего директора «Renault Румыния».
– какое количество времени займет данный процесс трансформации имиджа?
– В то время, когда вы сами купите LADA, можно считать, что он завершился (смеется). Я уже сказал про нового вице–президента, что несёт ответственность за продажи и маркетинг. Его супруга русская. В то время, когда они возвратились из Европы, ей пригодилась машина.
Он сообщил ей: «Прошу вас, езди на LADA». «Да ты что, я не могу, я на ней ездила 25 лет назад, хватит», – ответила она. Но в конечном итоге она взяла XRay и осталась весьма довольна. Я уверен, что в случае если мы сможем заманить клиента в машину и разрешить ему попробовать, он сходу осознает, что это – хороший продукт.
– Вы сами в большинстве случаев ездите на Vesta?
– Ежедневно, легко ежедневно.
– А другие топ–менеджеры?
– Все в компании ездят на LADA.
– Вы их вынудили либо они по хорошей воле?
– Сначала мой предшественник их мало заставлял, но сейчас это общепринято, и никаких неприятностей не появляется. Особенно с Vesta – в том месте комфортно кроме того на заднем сиденье, много места, так что никаких неприятностей нет.
– Член правления, Эдуард Вайно, чей сын Антон в августе получил должность руководителя президентской администрации, также ездит на LADA?
– Да, он также ездит на LADA, как и все остальные [топ–менеджеры].
– А его сын?
– Этого я пока не знаю.
– И раз уж зашла обращение о Вайно – назначение Антона Эдуардовича точно обеспечит вам хорошие отношения с русским правительством. Что–нибудь изменилось вследствие этого для АВТОВАЗа?
– По существу, нет. Мы, само собой разумеется, весьма горды тем, что сын господина Вайно занял таковой серьёзный пост. Но фактически это никак не оказало влияние на нас.
Быть может, у Эдуарда Вайно сейчас будет более легкий доступ к высшим лицам, но в целом это не такое уж громадное изменение – у него уже были хорошие связи и раньше.
«РБК»