На всех парусах: эволюция эмблемы lada

На всех парусах: эволюция эмблемы lada

1 апреля 2015 года АВТОВАЗ официально представил новую версию логотипа Lada. Мы решили проследить эволюцию эмблемы известнейшего российского автомобильного бренда – от первого эскиза до современного варианта, выполненного командой Стива Маттина.

В – значит Волга

Возможно заявить, что ладья показалась на вазовской эмблеме практически случайно. Дело в том, что в ходе запуска первой модели ВАЗ-2101 о товарном символе как-то позабыли. Обстановка пришла к тому, что из Турина начали поступать детали первых копеек, среди них и решетки радиатора, на которых вместо эмблемы зияло безлюдное место – не могли же итальянцы в отсутствие собственного товарного символа ВАЗа поставить в том направлении эмблему FIAT.

Принялись спешно искать ответ, и первый вариант был, как сообщил бы Чак Паланик, не самым подходящим, но первым, что приходит на ум – дизайнер В. Антипин повторил пропорции фиатовской начертания и эмблемы букв, лишь вместо четырех латинских стало три русских.

Иллюстрация из книги Высокой мысли пламень, том 1. Эмблема автомобиля Fiat-124 и один из первых вариантов вазовского символа за авторством В. Антипина. На машины таковой не устанавливался

Книга Высокой мысли пламеньнаиболее полно обрисовывает начальный этап и рождение эволюции вазовского символа, да и грубо говоря есть единственным точным источником подобного рода информации о ВАЗе. Сейчас в среде знатоков автомобильной истории за этим изданием кроме того закрепился шуточный эпитет тольяттинская Библия. В данной книге, например, именуется и создатель фактически образа ладьи на товарном символе – А. Декаленков, прибывший в Тольятти из столичной дирекции ВАЗа.

Народная молва говорит, что первый вариант этого символа Декаленков нарисовал на листке в клеточку из школьной тетради. Клеточки история не сохранила, а дошедший до нас эскиз, обрисовывающий идею ладьи, выглядит так.

Ладья, первый вариант. Создатель А. Декаленков

Сам же Декаленков в книге Высокой мысли пламень говорит, что эскиз заводского товарного символа главному конструктору Владимиру Соловьёву он передал в виде картонного рельефного макета в трех вариантах. А мысль заключалась в том, дабы в очертаниях ладьи читалась буква В. Разумеется, она должна была символизировать реку Волгу и находящийся неподалеку от нее Волжский автомобильный завод.

ТОЛЬRТТИ

На базе этого образа и был рожден окончательный вид фирменного символа – дизайнер Юрий Данилов творчески переработал ладью Декаленкова и взял то, что сейчас принято вычислять хорошей вазовской эмблемой. Кстати, Декаленков остался обижен тем, как обошлись с его детищем:

До сих пор считаю, что трансформации, внесенные Ю. Даниловым (наклон мачты, опускание паруса к основанию), сломали символ, потому, что показалась ненужная динамика, провалилась сквозь землю геральдика символа, его лаконизм. Это дало предлог для вариантов на каждой модели, что изначально недопустимо для фирменного символа. Что касается прошлых вариантов символа, то у Данилова они были все в запорожском духе в виде картины с плотиной Днепрогэса.

Подключился к этому и только что прибывший В. Пашко, но, не имея опыта промышленного дизайна, он делал всё в духе книжной графики. Жаль, что при утверждении символа со мной так и не посоветовались.

Чертеж окончательного варианта символа. Тут ладья уже переработана дизайнером Ю. Даниловым

Первые эмблемы для копеек изготавливались в Турине по чертежам, сделанным в Тольятти. Доподлинно не известно, кто как раз дополнил ладью надписью Тольятти в нижней части эмблемы. Одна из предположений, к примеру, говорит, что это сделал еще Декаленков – на том самом первом эскизе на листке в клетку.

Как бы то ни было, а надпись попала в окончательный (как тогда казалось) вариант, и с данной надписью случился широко известный курьез: по какой-то немыслимой причине итальянцы перепутали кириллическую Я с латинской R, и на первой пробной партии надпись читалась как ТОЛЬRТТИ.

Эмблема из пробной партии с ошибочным написанием и серийный вариант, которым оснащались машины ВАЗ-2101 в первой половине 70-ых годов XX века

Таких неправильных эмблем в пробной партии было порядка 30 штук, и все они, по корректному выражению автомобильных историков, разошлись по частным коллекциям, на машины такие не ставили. на данный момент эти эмблемы среди любителей автомобильной истории являются редчайшую сокровище, цена на чудесным образом сохранившиеся уникальные экземпляры исчисляется сотнями евро, а помимо этого, умельцами вручную изготавливаются реплики различной степени правдоподобности. Но громадную сокровище воображают и эмблемы с верной надписью, поскольку такие ставились лишь на машины первого года выпуска, 1970-го. Позднее надпись убрали – по законам геральдики символика товарного символа не должна быть привязана к географии производителя.

От копейки до восьмерки

Уже на самой первой модели Жигулей, седане ВАЗ-2101, эмблема начала видоизменяться. Вариант символа без надписи Тольятти имел, помимо этого, более широкую верхнюю часть, провалилась сквозь землю четко выраженная граненость окантовки. А на модели ВАЗ-2103 символ поменялся еще раз – сама ладья легко поменяла пропорции, растянувшись, а окантовка перевернулась, и сейчас более узкая часть пребывала не вверху, а внизу. В целом символ стал практически прямоугольным.

Фактически, четко прямоугольную форму он, стараниями Центра стиля ВАЗа, однако получил, но позднее, на этапе более глубокой модернизации классики, модели ВАЗ-2106.

Товарные символы моделей ВАЗ-2101 и 2103

Технологически первые варианты вазовской эмблемы были достаточно сложным изделием, складывающимся из нескольких частей. Считается, что каноническая эмблема Жигулей содержит рельефную хромированную ладью, хромированную же окантовку, и фон, покрытый рубиновым лаком, через что просвечивают объемные волны, создавая эффект плывущей по воде древнерусской ладьи. Такими были эмблемы на моделях с первой по третью, и такими они остались на первых шестерках, не смотря на то, что сам символ на ВАЗ-2106 стал, как мы уже знаем, прямоугольным.

Эмблема автомобиля ВАЗ-2106

Но на шестерках поздних лет выпуска, в особенности в постсоветский период, ладья потеряла прежней лоск – внутреннюю поверхность накладки символа стали красить не красным лаком, а тёмной краской, в следствии чего рельефные волны на ней прекратили читаться. на данный момент в Сети возможно отыскать бессчётные know how – рецепты по приведению поздней неотёсанной шестерочной эмблемы к элегантному каноническому виду. Увидим, что эмблемы ВАЗ-2106 ранних годов выпуска кроме этого высоко ценятся на рынке – к примеру, сайт sovietoldies.ru, откуда мы позаимствовали фотографию, предлагает такую эмблему за 50 евро.

ВАЗ автомобилей и-2105 Эмблемы ВАЗ-2108

На пятерках, восьмёрках и семёрках от фона в виде волн отказались вовсе – эмблема стала значительно несложнее в технологическом замысле, хром, сталь и и лак заменил более недорогой пластик. А сам символ мутировал , и в случае если на ВАЗ-2105 пропорции ладьи были близки к ранним моделям, то на ВАЗ-2108 она мало сплюснулась, а по периметру символа, на углах окантовки, показались более заметные скругления.

Парус над дорогой

Время кардинальных трансформаций пришло в начале девяностых. Связано это было, например, с тем, что вместо одного Волжского автомобильного завода показалось производственное объединение АВТОВАЗ, в которое входило более десятка фирм. Да и в целом стало ясно, что нужен новый символ – отвечающий духу времени, но и отражающий традиции.

Сайт Cardesign.ru в конце 2014 года опубликовал любопытное интервью – вазовский дизайнер Владислав Пашко (придумавший, в частности вид ВАЗ-2108) детально обрисовывает процесс творческого поиска от прямоугольника и овалу. Как раз тогда, в девяностых, у вазовской ладьи, кроме вписанности в овал, показался вариант с синей заливкой фона. Уже не просто эмблема либо товарный символ, а логотип с несколькими вариантами цветового ответа, часть бренд-философии и бука марки.

Такую эмблему, в пластиковом выполнении и с хромированной ладьей, носили автомобили 10-го семейства. А в 2002 ладья видоизменилась еще раз, но практически незаметно: у символа показался более четко выраженный количество, а очертания ладьи еще раз оптимизировались. Данный вариант всем прекрасно знаком – с ним по зарубежью и стране колесят Гранты, Приоры и Калины.

Команда Стива

1 апреля 2015 года случилось воистину эпохальное событие – команда нынешнего главного дизайнера АВТОВАЗа Стива Маттина представила новую эмблему Lada. Такая будет красоваться на моделях Vesta и Xray, а позднее ее возьмут и остальные модели. Возможно рассчитывать, что именно этот вариант на много лет будет единственно вероятным, не подверженным мутациям отображением фирменной эмблемы.

Последний ход – от варианта, привычного по Приоре, Гранте и Калине, к нынешней ладье с 3D-парусами

Бу Андерссон, президент АВТОВАЗа: Над этим знаком трудилась команда дизайнеров. У нас было множество предложений, и люди трудились над этим вопросом более года. В конце прошлого года мы окончательно решили по логотипу – в виде ладьи в повышенном размере. У нас богатая история и мы ею гордимся. И мы желали, дабы новый символ был продолжением данной истории.

Но он кроме этого дает людям осознать, что прошлое – это прошлое, а будущее – это будущее.

Сама эмблема стала более большой и объемной. Формы стали более структурированными, а дополнительные фаски слева и справа призваны не только добавить утонченности, но и сделать символ более узнаваемым. Разработчики именуют ее продолжением фирменного стиля XRAY…

Что ж, попутного ветра тебе, Лада!

«Колеса»

Эволюция всех машин Lada. Как изменялись машины \

Темы которые будут Вам интересны: