Маркус озегович, гендиректор volkswagen group rus («рбк daily»)
Каждый месяц статистика отмечает снижение спроса на машины в Российской Федерации, клиентов в автосалонах делается меньше и меньше. Автомобильные концерны уменьшают затраты на персонал, логистику и, само собой разумеется, заставляют производителей комплектующих снижать цены, поведал РБК председатель совета директоров Volkswagen Group Rus Маркус Озегович. Он четвертый год командует русским подразделением одного из наибольших производителей машин, за это время он успел пережить его падение и взлёт рынка.
Приобретения с оглядкой на друзей
– Российский рынок до тех пор пока начинается по пессимистичному сценарию: продажи машин группы Volkswagen в январе–мае сократились на 10%. Какие конкретно результаты вы ожидаете взять к Январю?
– Мы вправду находимся в ситуации кризиса на рынке и, возможно, в самом его начале. По понятным обстоятельствам стране приходится на данный момент сосредоточиться на политике, но время от времени следовало бы обращать внимание на создание экономической стабильности в стране. Если сравнивать с остальным рынком несколько Volkswagen демонстрирует прекрасные результаты. Skoda с новыми моделями продается прекрасно.
Продажи Polo до сих пор высокие.
– Как вы думаете, как рынок имел возможность бы измениться при помощи правительства?
– Прошлогодняя программа льготного автокредитования была действенной. И если бы она могла быть расширена, дабы с ее помощью возможно было брать более дорогие автомобили, это был бы весьма действенный способ. По окончании ввода программы утилизации в 2009 году автопарк в Российской Федерации кроме этого существенно обновился.
– В случае если падение продаж машин Volkswagen составит к Январю 10%, какова будет обстановка с остальными брендами концерна?
– Бренд Audi относится к премиум-сегменту, а он стабилен, продажи не падают, и мы ожидаем приблизительно однообразных результатов если сравнивать с 2013 годом. У Skoda обновленная линейка, для данной марки часть рынка в 4% в полной мере достижима.
– Часть рынка группы Volkswagen в целом за пять месяцев этого года достигла 11%. Вы занимаете третье место по окончании альянса Renault-Nissan-АвтоВАЗ и Hyundai-Kia.
– Долговременная цель – занять 15% русского рынка. Это соотносится с количествами отечественного локального производства в Российской Федерации. В то время, когда рынок восстановится, но лишь не задавайте вопросы в то время, когда, в Российской Федерации в полной мере имеется потенциал для продажи 3 млн автомобилей каждый год. Так, легко возможно посчитать, сколько составит целевая часть рынка в 15%.
Мощность отечественного производства в стране – 350 тыс. автомобилей в год, остальные 100 тыс. будут импортироваться.
– В чем, с вашей точки зрения, различия и сходства европейского и российского рынков? Из-за чего отечественный рынок продолжает падение, а европейский растет?
– По окончании кризиса 2009 года у нас был громадный рост в Российской Федерации. В 2010–2011 годах мы выросли на 74%, тогда как рост рынка составил 40%. А год спустя Volkswagen увеличил продажи на 40%, в то время, когда рынок вырос на 10%.
Само собой разумеется, случилось насыщение рынка новыми автомобилями. После этого выросла цена потребительских кредитов, и это вынудило клиентов подождать с покупкой следующей автомобили.
Главные различия между Россией и Европой в том, что в Пожилом Свете у людей, в большинстве случаев, имеется накопления, на каковые возможно приобрести машину. Плюс хорошие лизинговые программы и более недорогие кредиты. Исходя из этого в то время, когда в том месте наступает кризис, рынок падает на 3–5%. Приобретение автомобиля в Российской Федерации – в основном импульсивное ответ.
Люди желают купить новую машину, в случае если у друзей новая машина. Но одновременно с этим, в случае если у моих друзей нет новой автомобили, мне она также не нужна. Исходя из этого при кризисе рынок в Российской Федерации падает на 15–20%.
Это легко разное покупательское поведение.
– Какие конкретно меры вы планируете предпринимать в текущей обстановке?
– Мы производим меньше, чем планировали, но нам не приходится увольнять сотрудников либо прибегать к каким-либо вторым похожим мерам прямо на данный момент. Мы весьма аккуратны с затратами. Конечно же, мы пересмотрели собственные замыслы в части набора и маркетинга сотрудников.
– А что вы имеете возможность оптимизировать в собственном бизнесе, не считая зарплат и персонала?
– Мы можем оптимизировать применяемые материалы.
– Выбрать материалы недороже?
– Неизменно имеется пути удешевления производства методом работы с поставщиками. Мы постоянно ставим себе цель, дабы любая новая платформа была дешевле прошлее. Дело не в материалах, а в методах ведения производства.
Это ежедневная скрупулезная работа.
– На какое количество вы снизили издержки?
– Мы снизили издержки где-то на 5% если сравнивать с прошлым годом. На отечественные затраты воздействует изменение курса валют. Уровень отечественной локализации образовывает около 45%, а остальные 55% комплектующих мы импортируем. Многие материалы в мире – резина, сталь, нефть – продаются за доллары США.
Кроме того в случае если мы приобретаем эти материалы от местных поставщиков.
– Вы платите «Северстали» за поставки в долларах?
– Нет, само собой разумеется, мы платим им в рублях. Но цена стали иногда изменяется в соответствии с мировыми стоимостями.
– А кого как раз из поставщиков вы молили о понижении цены на комплектующие?
– Всех. Это записано в соглашениях: ежегодно мы ожидаем понижения стоимостей от поставщиков.
– И на какое количество вы ожидаете понижения?
– Думаю, мы покинем это между нами и отечественными поставщиками.
Новая судьба дилеров
– Имеется возможность, что вам нужно будет приостановить производство на некое время, как это сделал Ford Sollers?
– У нас имеется классический корпоративный отпуск летом, что проходит как в большинстве случаев. Замыслов по остановке производства нет.
– Многие производители машин в конце полугодия упорно предлагают дилерам купить побольше автомобилей, дабы заполнить склады. А дилерам ничего не остается, как дать согласие на такое предложение. Это искажает статистику и в целом не весьма приятная обстановка для рынка.
– Статистика АЕБ показывает не то количество автомобилей, которое мы передаем дилерам, в противном случае, которое дилеры реализовывают клиентам.
– АЕБ запрашивает эти у производителей, так что именно производители важны за эти, публикуемые в данной статистике.
– Все верно. А мы спрашиваем отечественных дилеров, и они отвечают зате эти, каковые информируют нам. Само собой разумеется, в этом ходе не существует стопроцентной прозрачности.
Я считаю самым ответственным то, что в следующем году правительство давало слово нам дать доступ к статистике государственной регистрации машин. Это то, что уже имеется в Европе и что очень нужно нам в Российской Федерации.
– Возвращаясь к локализации, каков замысел Volkswagen по повышению локализации в Российской Федерации? Как обстоят дела с заводом двигателей?
– Мы подписали с правительством соглашение о достижении уровня локализации в Российской Федерации в 60% к 2017 году. И идем к данной цели. Цена импорта вычитается из количества продаж, и нежданно встал вопрос учета курса валют в формуле расчета уровня локализации, о котором до этого никто не вспоминал.
Мы физически ничего не поменяли в бизнесе, но математика уже вторая.
С заводом двигателей все в порядке. Прибыли первые станки, я видел их намедни. в течении следующих шести месяцев мы будем их устанавливать, испытывать, запустим производство первых тестовых двигателей и без того потом.
– Как вы выстраиваете отношения с дилерами в свете негативной обстановки на рынке? Вы поддерживаете их как-либо?
– До сих пор, в то время, когда в Российской Федерации случался кризис, он был глубоким, но проходил скоро. В противном случае, что мы видим с прошлого лета, – это медленное сжимание рынка, которое очень сильно давит на прибыльность дилеров. на данный момент дилерам в первый раз приходится присмотреться к продуктивности собственной работы, эффективности затрат, и к подробностям ведения бизнеса. В этом нет ничего особого для остального мира, где авторынки значительно более развиты и стабильны, а борьба между дилерами значительно выше.
В случае если присмотреться к продажам новых автомобилей в Европе, станет ясно, что дилер чуть ли получает на продажах. Деньги приносят сервис, страховка, продажи подержанных автомобилей и без того потом. В случае если взглянуть на российских дилеров, видишь, что они по большей части сосредоточены на продаже новых автомобилей.
Я пологаю, что дилеры и российский рынок станут такими же, как все остальные в мире, где маржа значительно ниже, чем у них имеется на данный момент.
– Другими словами вы не станете предпринимать никаких мер для помощи собственных дилеров?
– Я говорю дилерам: информируйте нам, в случае если имеется неприятности. Сообщите нам о них перед тем, как наступит значительная неприятность, дабы мы имели возможность оказать помощь вам. Но я не принимаю бесед дилеров в стиле: «У меня на данный момент тяжёлые времена, мне необходимы деньги».
Мы наблюдаем на их продуктивность и бухгалтерский баланс их деятельности и затем говорим: оптимизируйте тут, тут и тут, прекратите финансировать все, что не связано с главным бизнесом, и тогда мы поболтаем о том, как мы можем оказать помощь.
Bentley и Seat
– У вас имеется две производственные площадки в Российской Федерации – в Нижнем Новгороде и Калуге. Устраивают ли вас эти производственные мощности?
– Текущие производственные мощности в 350 тыс. автомобилей в год – в ближайщее время нам не потребуется расширение. В Калуге мы уже существенно увеличили кое-какие производственные мощности: увеличили в два раза производство железных заготовок, производство кузовных подробностей…
– Собираетесь запустить в Российской Федерации производство премиальных брендов – Bentley либо Porsche?
– Производство имеет суть лишь тогда, в то время, когда оно возможно массовым. Необходимо создавать как минимум 30 тыс. автомобилей в год, по некоторым моделям – 60 тыс., на одной производственной линии, дабы сделать производство полного цикла прибыльным. Porsche реализовывает в Российской Федерации 3000 автомобилей в год, Bentley – 250, Lamborghini – 20.
Само собой разумеется, неизменно возможно наладить крупноузловую сборку, но это вопрос бизнеса – выгодно ли привозить ко мне легко разобранную машину. Не видим смысла создавать тут Bentley.
– Само собой разумеется, поскольку у вас и без того имеется особенные условия по промсборке в Калуге.
– Да, но в Калуге мы все же делаем больше, чем ставим колеса на автомобили. Это скорее уже маленькое производство. Так мы поступаем с Volkswagen Touareg, Audi A8, Audi A6, Audi A7, Q5, Q7.
Но это всего лишь схема, которая показалась в следствии 166-го распоряжения правительства. У нас нет замыслов по таковой сборке для других моделей.
– Может, подумываете о каком-нибудь недорогом кроссовере, типа Renault Duster?
– Эта часть рынка – не отечественная территория, мы не отправимся в данный ценовой сегмент ни с одним из отечественных брендов. Нам думается, что в течении следующих десяти лет россияне будут становиться богаче, в отечественной стратегии нам не следует уходить в более недорогой сегмент, по причине того, что люди смогут себе позволить более качественные автомобили.
– Что вы планируете представить на Столичном автосалоне данной в осеннюю пору?
– Это будет обновленная Jetta, обновленный Scirocco, Skoda Vision C, Audi A7, A7 RS и TT Concept.
– Автомобили Seat фактически не представлены на русском рынке. Планирует ли концерн продвигать их тут?
– В прошедшем сезоне мы реализовали более 3000 автомобилей, не смотря на то, что исторически сложилось так, что продажи данной марки колеблются в Российской Федерации на уровне 1000 авто в год. Seat – это средиземноморский бренд, с выговором на хэтчбеках. Конечно, вы понимаете, что русские предпочитают седаны, а это именно то, что бренд Seat неимеетвозможности предложить клиентам в Российской Федерации.
– Сравнительно не так давно Volkswagen увеличил цену на две самые популярные модели – Polo и Jetta. Повышение не было большим – 1,7 и 3% соответственно. Но смогут подорожать и импортируемые автомобили концерна.
Какова обстановка с ними на данный момент?
– Мы уже увеличили цену на автомобили, каковые импортируем, – на Golf (около 3–4%). Это случилось только из-за колебаний курса валюты. И мы тут не одиноки: в случае если взглянуть на отечественных соперников, они все увеличили стоимость.
Мы пристально держим нос по ветру, дабы быть уверенными, что мы не увеличили стоимость больше соперников, в противном случае мы окажемся на обочине рынка.
– И в то время, когда планируете переписать ценники в следующий раз?
– До тех пор пока нет таких замыслов. Обменный курс достаточно стабилен на данный момент. Это указывает, что новых поправок в ценники мы вносить не будем.
Но экономическую и политическую обстановку угадать весьма тяжело.
«РБК daily»