Легкие вздохнули («российская газета»)
Российский рынок легкого коммерческого транспорта (LCV) в прошедшем сезоне продемонстрировал двузначный рост и занял шестую строке в европейском рейтинге. Но оптимизм участников рынка сдерживают замыслы регулятора по увеличению утилизационного сбора и сокращению мер господдержки, каковые смогут притормозить восстановление этого сегмента.
Согласно данным аналитического агентства АВТОСТАТ, продажи LCV в Российской Федерации в 2017 году составили более 108 тысяч единиц. Это на 16,7 процента больше, чем годом ранее и существенно выше, чем рост продаж в Европе (около 4 процентов). Хорошие скорость увеличения разрешили РФ занять почетное шестое место в европейском рейтинге, а русскому рынку сбыта заявить о себе, как о самоё перспективном на континенте.
Наряду с этим у клиентов РФ лидирующие позиции все же занимают отечественные модели. Так, первую позицию отечественного рынка в прошлом году традиционно заняла русский марка GAZ, на долю которой было нужно 44 процента. В количественном выражении это более 47 тысяч штук плюс 14 процентов к 2016 году. На втором месте кроме этого расположился россиянин — УАЗ. Его показатели превысили 20 тысяч машин и выросли за год на 6 процентов.
Третью строке застолбила отечественная LADA с более чем 10 тысячами ТС и ростом на 31 процент. Первую пятерку замыкают Ford и Mercedes. Специалисты АВТОСТАТа отмечают, что самый большой рыночный рост отмечается, кроме Ford, еще у французских Citroen (+71,2 процента) и Peugeot (+52,8).
Наряду с этим Fiat — единственный бренд в ТОП-10, у которого в 2017 году зафиксировано падение (-8,1 процента).
В модельной структуре лидерство держит Gazelle Next, количество рынка которой в 2017 году достиг 25,8 тысячи единиц, на 37,6 процента больше 2016 года. На нее пришлась практически четверть всего рынка новых LCV в Российской Федерации. Потом направляться УАЗ 3909 (10,9 тысячи; +19 процентов). На третьей и четвертой строках также отечественные модели — GAZ 3302 (10,8 тысячи; +3,1 процента) и LADA Largus VU (8,6 тысячи; +33,2 процента).
Замыкает пятерку фаворитов Ford Transit с 8,3 тысячи штук, продемонстрировавший в ТОП-10 самую высокую динамику роста: 67,8 процента.
Высокая динамика продаж традиционно отмечена в декабре, в то время, когда отложенный спрос подогревается выгодными предложениями и традиционными скидками от производителей. По словам главы комитета производителей машин Ассоциации европейского бизнеса Йорга Шрайбера, итоги прошлого года на русском автомобильном рынке не смогут не ободрять.
Отметим, что в последний раз количество продаж рос в 2012-м, в то время, когда был установлен российский рекорд, по окончании чего сбыт начал неспешно падать. Начавшееся же в марте 2017-го восстановление продолжилось вплоть до Января этого года. Динамика декабрьских продаж осталась в гармонии с прошлыми месяцами: продажи улучшились в процентах на двузначную величину если сравнивать с тем же месяцем прошлого года.
Но рынку предстоит продолжительный путь возвращения к его прошлому размеру, но первый и очень важный ход в верном направлении уже сделан, — отмечает он.
Меры господдержки, включающие программы обновления парка и льготного лизинга, оказали хорошее влияние на сегмент. Но показатели по результатам 2017 года имели возможность бы появляться и выше, считает глава управления отраслей экономики Аналитического центра при правительстве РФ Григорий Микрюков.
Но на средний бизнес и малый так же, как и прежде оказывает негативное влияние через чур большие цены на новые легкие коммерческие машины — с 2012 года средняя удельная стоиость выросла на 44 процента. А если сравнивать с пиковым 2012 годом, в то время, когда продажи новых LCV составили 173,6 тысячи штук, сбыт в 2017 году так же, как и прежде находятся на достаточно низком уровне. Для сравнения, в финансовом выражении рынок новых LCV в 2012 году составил 276,7 миллиарда рублей, а в 2017 году — 248,7.
Согласно точки зрения специалиста, главными факторами, каковые в течение года выяснили важнейшие события в этом сегменте, стал в первую очередь рост оборота оптовой (на 5,9 процента) и розничной торговли (на 1,2 процента). Он положительно оказал влияние на динамику грузооборота автотранспорта в целом (плюс 1,2 процента). Так же драйвером роста рынка LCV стало активное обновление автопарков перевозчиками, ставшее вероятным благодаря упрочнению курса рубля, стабилизации экономической обстановке и росту предпринимательской уверенности.
Меры господдержки, включающие программы обновления парка и льготного лизинга, кроме этого оказывают хорошее влияние на сегмент. Так, закупки со стороны лизинговых компаний выросли практически в два раза. По некоторым оценкам, часть лизинга в продажах грузовиков достигла около 64 процентов.
Деятельный рост закупок LCV наблюдался в сфере телекоммуникаций, прежде всего со стороны Ростелекома, что закупил большую партию машин марки УАЗ для эксплуатации и обслуживания сетей связи, передвижения бригад, ликвидирующих неполадки на линиях, и более своевременного передвижения в труднодоступные районы. Специалист АЦ уверен в том, что в этом году на рынок будет оказывать негативное влияние большой уровень цен на новые машины.
При благоприятных экономических условиях стоит ожидать рост продаж до 117-125 тысяч единиц. Большая часть производителей заложили на текущий год рост производства выше 10 процентов, рассчитывая на фактор отложенного спроса и необходимость обновления парка среднего бизнеса и предприятий малого.
Но в Ассоциации европейского бизнеса, к примеру, в первый раз за всю практику не стали обнародовать классический прогноз на год, потому, что его точность возможно без шуток откорректирована увеличением утилизационного сбора и акцизов. Оба этих фактора смогут обернуться важным ростом цен на новые машины, талантливым сгладить траекторию роста, начатого в прошлом году.
Как сказали РГ в Группе ГАЗ, в течение первых двух месяцев нынешнего года рост рынка продолжился. В случае если существующая тенденция сохранится, то в первой половине 2018-го ожидается рост на уровне 7-8 процентов. Наряду с этим для ГАЗа ответственным драйвером в продажах станут две новые модели увеличенной грузоподъемности, производство которых было запущено в конце прошлого года, а вывод на рынок пройдёт в первой половине 2018-го.
Это ГАЗель NEXT полной массой 4,6 тысячь киллограм (грузоподъёмность 2,6 тонны) и ГАЗон NEXT полной массой 10 тысячь киллограм (грузоподъёмность 6 тысячь киллограм). Эти автомобили серьёзны не только сами по себе, но и как платформы для развития широких линеек спецтехники (ГАЗон NEXT) и фургонов и микроавтобусов (ГАЗель NEXT).