Константин закурдаев: «man в санкт-петербурге: смотрите и запоминайте»
В последних числах июля расположенный под Санкт-Петербургом сборочный завод компании MAN выпустил тысячный автомобиль. Чем не предлог взглянуть, где и как осуществляется их производство!
Приглашение взглянуть расположенный неподалеку от Петербурга сборочный завод компании MAN, как выяснилось, следовало принимать практически: внутри его производственных помещений наблюдать вправду возможно было на все, что угодно, а вот фотографировать выяснилось не разрещаеться категорически. Так что читателю в данном конкретном случае, как говорится, нужно будет верить мне на слово.
Под завод, где сейчас собирают грузовики MAN, перестроили расположенный на территории промзоны «Шушары» бывший складской комплекс – на протяжении всего его фасада и по сию пору тянется последовательность из двух десятков «причалов» для подаваемых под погрузку фур. Вначале это строение в производственных целях снял в аренду Дженерал моторс, а после этого, в 2011 году, по окончании подписания с правительством Петербурга соглашения о намерении разместить локальное производство, его поменяло OOO «МАН Трак энд Бас Продакшн РУС». В 2012-м производственные мощности модернизировали и в конце того же года запустили в работу.
По сути завод – это один огромный цех, где в пределах прямой видимости расположены и сборочная линия, и склад автокомпонентов, и площадка уже готовых к передаче клиентам машин. Среди последних на сутки моего визита были двухосные и трехосные седельные тягачи MAN TGS, меж стройных последовательностей которых обнаружились только два самосвала той же модели с кузовами Wielton – как растолковал отечественный сопровождающий, это последние экземпляры из уже отгруженной клиенту партии.
Судя по данным на вывешенных рядом со входом информационных стендах (Возможно сфотографировать дабы не переписывать? Ни за что!), на сегодня целый персонал завода насчитывает 76 человек, из которых 40 – рабочие. Площадь территории предприятия – порядка 33,5 тыс. кв. м, а под производственные линии отведено около 19,5 тыс. кв. м.
Не смотря на то, что привычного для более больших автозаводов намертво встроенного в фундамент конвейера тут нет (не те количества производства), но сущность разработке от этого не изменяется: собираемые машины перемещают от поста к посту, но делается это посредством нескольких движимых мускульной силой поставленных на маленькие колеса тележек, следующих на протяжении одного-единственного проложенного по полу направляющего желоба, что издали и не рассмотришь. Сперва рабочие собирают раму, после этого на нее ставят подвеску, оси, двигатель и КПП.
В стороне от сборочной линии – окрасочная камера, где употребляются самые безопасные с позиций экологии красители на водной базе. Причем рамы питерской сборки красят лишь в черный цвет, в то время как в Европе – в семь разных цветов по выбору клиента. Завершающий этап – монтаж кабины, а самая последняя операция – программирование бортового компьютера, что для этого по сети подключают к серверу, распложенному в Германии.
На выходе – всецело готовый MAN TGS с русским WIN-номером. Производственные и складские помещения выглядят по-германски опрятно, воздушное пространство в цеху свеж, температура комфортная, да и работа идет радостно: на многих постах из принесенных, "Наверное," самими сборщиками динамиков льется музыка, причем у каждого – собственный репертуар.
Примечательно, что, в отличие от европейского завода, где изготавливают такие же грузовики, русские рабочие делают большее число операций, по причине того, что у них больше времени на каждую единицу техники – темп производства не велик, всего четыре грузовика в смену, а смена одна. Ясно, что в подобном темпе за год не сделать и тысячи автомобилей, не смотря на то, что оборудование при односменной работе разрешает изготовить в три, а при двухсменной – в шесть раза больше.
Зная подобный расклад не удивляешься, что производство остается чисто сборочным. Большая часть комплектующих доставляют на завод в контейнерах: любая партия, так называемый лот, снабжает изготовление 15 машин. Плюс кое-какие узлы, включая кабины в сборе, поступают раздельно. Участвуют ли в этих поставках отечественные фирмы?
Практически нет: если судить по картине на одном из уже упоминавшихся стендов, в питерских машинах MAN из русских компонентов – лишь аптечка, технические жидкости и огнетушитель. Плюс ко всему на той же картине была изображена коробка передач ZF – из тех, что в Набережных Челнах создаёт СП «ЦФ-КАМА».
Я намеренно вынес упоминание о ней за рамки и без того скудного локализационного списка, по причине того, что складированные неподалеку от сборочной линии коробки передач если судить по закрепленным на них идентификационным табличкам были только made in Germany. Но не следует отметать вариант, что челнинские ZF ставят на какие-то другие модификации MAN TGS.
Открыто узкий список автокомпонентов местного производства для действующих в Российской Федерации фабрик зарубежных производителей – вещь простая, и никакие кризисы тут ни при чем, как ни при чем состояние экономики в целом. Кроме того у сторожила отечественного рынка, трудящегося в Миассе еще с середины 1990-х СП «Ивеко-АМТ», насыщенность русском компонентной базой производимых машин, правильнее, их шасси, по сию пору остается на столь же низком уровне. И это за двадцать лет! Из-за чего?
В основном вследствие того что русские производители комплектующих за редчайшим исключением как были, так и остаются неспособными обеспечить требуемое уровень качества при вменяемой цене. Тот же «Ивеко-АМТ» в случае если что-то и локализует, то только самостоятельно, будь то производство кабин, самосвальных кузовов либо сортиментовозных платформ.
Но, возвратимся к питерскому заводу MAN. Исходя из личного впечатления, выстроенная на предприятии производственная схема для нынешней рыночной обстановки была в полной мере жизнеспособна: вопреки всему грузовики тут собирают , пускай и не в изначально планируемых количествах.
Так, практически перед моим приездом в тестовый 20-километровый марш-бросок, необходимый для всех выходящих из заводских ворот машин, отправился тысячный питерский MAN, а тем временем рабочие уже комплектовали агрегатами машину с номером 1030. Так что дело идет, а мне со своей стороны остается захотеть заводу, дабы на вторую тысячу машин у него ушло времени как минимум не больше, чем на первую.
Коммерческий Транспорт и Спецтехника