Компания для «камаза»
В текущем году татарстанский автопром пополнится еще одним большим предприятием – Ford Sollers откроет на территории ОЭЗ «Алабуга» (Елабуга) завод двигателей ценой $274 млн. Мощность завода на начальной стадии составит 105 000 моторов год, в будущем она может увеличиться до 200 000 шт. Тут планируется производить бензиновый двигатель Sigma количеством 1,6 л в трех вариантах мощности (85, 105 и 125 л. с.), что разрешит оснащать более 30% машин Ford, создаваемых в Российской Федерации.
Чужестранцы в Татарстане
Завод двигателей откроется рядом с автозаводом Ford Sollers, трудящимся с 2012 г. Тут выпускаются легкие коммерческие машины Ford Transit, Ford Tourneo Custom, Ford Transit Custom, минивэны Ford S-Max и Ford Galaxy и кроссоверы Ford Explorer и Ford Kuga по разработке полного цикла.
«Особенная экономическая территория имеет всю нужную инфраструктуру мирового уровня для развития бизнеса в Татарстане, и оказывает помощь при организации производства», – подмечает представитель Ford Sollers. Он напоминает, что статус резидента ОЭЗ дает такие преимущества, как льготный налог на прибыль, имущество, почву, транспорт, таможенные льготы и проч.
В Татарстане у Ford Sollers имеется еще один автомобильный завод – он находится в Набережных Челнах. По окончании модернизации, завершившейся в 2014 г., предприятие трудится по разработке полного цикла и производит компактный кроссовер Ford EcoSport, а с июня 2015 г. – Ford Fiesta в кузовах седан и хетчбэк. Проект модернизации завода обошелся приблизительно в $400 млн.
Неспециализированные инвестиции в создание совместного предприятия Ford Sollers и модернизацию производств превышают $1,5 млрд.
Татарстан – регион «с весьма эргономичным географическим положением, хорошей возможностями и сырьевой базой ее развития для современных конкурентоспособных производств развития базы и мирового уровня локальных поставщиков», подмечает представитель Ford Sollers. В Татарстане развита промышленность, включая машиностроение, регион богат квалифицированными кадрами, каковые к тому же менее дорогие если сравнивать с Санкт-Петербургом, исходя из этого тут выгодно размещать как автомобильные заводы, так и автокомпонентные предприятия, соглашается исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.
Татарстанские площадки Ford Sollers – бывшие активы группы «Соллерс», каковые были внесены в 2011 г. в капитал СП с американским автомобильным концерном. В Елабуге планировали легкие коммерческие машины Fiat (бывшего партнера «Соллерса» в Российской Федерации), а в Набережных Челнах – малолитражки «Ока», а после этого легковые Fiat. Челнинскую площадку «Соллерс» (тогда – «Северсталь-авто»), со своей стороны, приобрел у расположенного по соседству предприятия, с которого и начинался татарстанский автопром, – «Камаза».
Благодаря «Камазу» в Татарстане показался второй глобальный автопроизводитель – Daimler. В 2008 г. германская компания вошла в капитал русского завода, приобретя 10%-ную долю, а в 2009 г. создала с «Камазом» в Набережных Челнах два совместных предприятия – по выпуску грузовиков Mercedes-Benz и Fuso.
В текущем году на фоне сократившегося спроса оба СП были объединены на базе «Мерседес-Бенц на данный момент восток». «Камаз» сотрудничает со своим акционером (по окончании выхода из компании ЕБРР часть Daimler выросла до 15%) и по вторым проектам. В частности, производит по лицензии кабины Mercedes-Benz, которыми комплектует собственные новые модели.
Подстраивается под рынок
«Камаз» выпустил первый грузовик в 1976 г., и спустя практически 40 лет завод остается наибольшим русским производителем грузовиков. За все время собственного существования он выпустил более чем 2 млн грузовиков, каковые эксплуатируются более чем в 80 государствах. В русском автомобильном парке, по подсчетам компании, каждый третий грузовик полной массой 14–40 т – это «Камаз».
В лучшие годы – в начале перестройки – «Камаз» производил более 120 000 автомобилей. По окончании распада СССР производство начало неуклонно понижаться и достигло дна в кризисный 1998 год – 3300 шт. После этого выпуск начал восстанавливаться, но выше 53 000 шт. в год не поднимался.
В 2014 г. «Камаз» выпустил около 39 000 грузовиков (см. график).
Сейчас, в то время, когда борьба в Российской Федерации усилилась (кроме импорта в стране была организована сборка тяжелых грузовиков Scania, Volvo, MAN и проч.), а спрос сократился (к примеру, в первом полугодии 2015 г. продажи тяжелых грузовиков в Российской Федерации упали на 64%, продажи «Камаза» – на 53%), татарстанскому заводу уже не необходимы все мощности, созданные во времена СССР. На ветшайшем татарстанском автозаводе реализуется масштабный проект модернизации, из-за которого должно быть создано компактное современное производство машин, и узлов и деталей для них, включая двигатели; запущен в серийное производство новый модельный последовательность. Часть высвобождаемых площадей передается в камский индустриальный парк «Мастер», принадлежащий «Камазу»: бывшие цеха с готовой инфраструктурой ремонтируются и сдаются в аренду, в первую очередь поставщикам завода.
В первом полугодии 2015 г. выручка «Камаза» по РСБУ сократилась на 34,8% до 30,1 млрд руб., чистая прибыль выросла в 14,6 раза, но ее размер мал – 161,6 миллионов рублей. У завода недостаток собственных средств, но приостанавливать собственную инвестпрограмму он не планирует, думая над тем, как сократить ее цена в два раза при сохранении ранее рассчетных проектов, сказал в июне генеральный директор «Камаза» Сергей Когогин. Ранее инвестпрограмма «Камаза» на 2014–2020 гг. оценивалась компанией в 60–80 млрд руб.
Главные обстоятельства экономии – неопределённость перспектив и сокращение рынка его восстановления, увеличившаяся цена заемных средств, девальвация рубля, в результате которой выросла рублевая цена импортируемых комплектующих. По словам Когогина, нужные для инвестпрограммы деньги на текущем этапе «Камаз» будет завлекать – через размещение облигаций под госгарантии размером 35 млрд руб., часть из которых (на 10 млрд руб.) выкупит ВЭБ.
Спасение от рубля и слабого спроса
Не обращая внимания на длящийся обвал автомобильного рынка в Российской Федерации, татарстанские автомобильные заводы избежали массовых сокращений. «Камазу» в первую очередь помогла государственная программа помощи занятости и опережающего обучения персонала – она продлится до сентября и охватывает до 17 000 работников компании. По словам представителя «Камаза», если бы не эта помощь, заводу было нужно бы сократить около 8500 человек. Для сравнения: в 2014 г. средняя численность сотрудников компании составляла около 39 000 человек.
Снизить негативный эффект от падения русского рынка оказывает помощь и развитие экспорта. Ford на данный момент, ранее концентрировавшийся на русском рынке, начал пробные зарубежные поставки в Казахстан. У «Камаза» зарубежных рынков по понятным обстоятельствам больше – Казахстан, Вьетнам, Эквадор, Перу, Зимбабве, Афганистан и проч.
За полгода 2015 г. экспорт сборочных комплектов и автомобилей «Камаза» вырос на 2,6% до 2256 шт. Особенно очень сильно увеличились поставки в государства дальнего зарубежья – практически в 3 раза. К 2020 г. предприятие при неспециализированных продажах 60 000–70 000 шт. в год собирается довести долю экспорта до 20–30%.
Завод неспешно движется к данной цели: в 2014 г. часть экспорта составила около 16%, годом ранее – 13%.
Производство машин в Татарстане в целом сформировалось и в ближайшее время направляться ожидать развития автокомпонентного бизнеса, считает Удалов. Производители комплектующих, приходящие в регион, создают личные производства (как, к примеру, турецкий холдинг Coskunoz для выпуска штамповки крупноузловых подробностей) и совместные с производителями машин. Особенно в этом преуспел «Камаз», что с 2005 г. организовал пара СП с зарубежными компаниями по выпуску коробок передач (с ZF Friedrichshafen AG), двигателей (с Cummins Inc) и проч.
«Ведомости»