Казуси иосида, генеральный директор «субару мотор»
Русские потребители значительно отличаются в собственных предпочтениях от потребителей на европейском, американском и рынках азиатских. Не всегда выбор совершаемый россиянами прагматичен. Но потребительские приоритеты изменяются.
О предпочтениях россиян в выборе автомобиля порталу MotorPage.ru поведал председатель совета директоров «Субару Мотор», Казуси Иосида.
— Как бы Вы охарактеризовали потребительское поведение россиян? Что для русского потребителя на первом месте? И внес ли последний кризис собственные коррективы?
— В случае если сравнивать обстановку до и по окончании кризиса, то, само собой разумеется, определенные трансформации в потребительском поведении заметны. Но я бы не стал говорить об трансформации вкусов либо отношения россиян к автомобилю.
Во-первых, это не первый кризис, и в случае если отыскать в памяти, как вели себя люди во второй половине 90-ых годов двадцатого века, станет ясно, что на протяжении кризиса и сразу после потребители начинают больше ориентироваться на цена, пускай и в ущерб собственным жаждам. Сейчас мы замечаем совершенно верно такое же поведение. При выборе автомобиля люди больше ориентируются на стоимости, нежели на собственные предпочтения.
Но мы уже выходим из этого кризисного состояния, и клиенты возвращаются к собственному простому поведению.
Так что в кризис вправду происходят трансформации в структуре продаж, но это не говорит об трансформации вкусов. на данный момент снова начинают пользоваться популярностью более дорогие комплектации, клиенты уже наблюдают на более дорогие модели, идет естественный процесс нормализации спроса. На докризисный уровень мы еще не вышли, но тренд уже устойчивый.
В случае если же сказать в целом о вкусах россиян, то российский рынок тем и неповторим, что выбор многообразен. В Европе не признают седаны, отдавая предпочтение хэтчбекам. В Соединенных Штатах напротив — не обожают хэтчбек.
Имеется модели, каковые продаются в Америке, но полностью не увлекательны европейцам. А в Российской Федерации продается да и то, и второе.
К примеру, в Соединенных Штатах обожают мягкую подвеску, в Европе твёрдую. В Российской Федерации имеется поклонники и того, и другого. Мне думается, что на русском рынке потребительские предпочтения еще совсем не сложились.
Люди пробуют различные машины, сейчас клиент выбирает автомобиль одного бренда, на следующий день другого, послезавтра третьего Вероятно со временем и сформируется какое-то особенное российское представление о том, каким должен быть автомобиль, но пока этого нет.
До недавнего времени в Российской Федерации громаднейшим спросом пользовался седан. на данный момент в столицах уже заметно повышение доли хэтчбеков. В случае если тенденция продолжится, то Российская Федерация, вероятнее, отправится по европейскому пути – преобладание хэтчбеков в сегментах «В» и «С» и седанов в сегменте «D» и выше.
— Возможно ли сказать, что основное для русского потребителя – это статус и цена, что мы выбираем максимально респектабельный автомобиль в рамках выделенного на приобретение бюджета?
— В Российской Федерации сперва человек определяется с ценой. Потом, мне думается, на любом рынке одну из определяющих ролей в выборе автомобиля играется дизайн. В случае если мне автомобиль не нравится снаружи, я не буду о нем думать, сколько бы он ни стоил.
После этого уже происходит выбор по целевому назначению автомобиля – привод, тип кузова, размер.
— Какие конкретно трансформации в потребительских предпочтениях Вы замечали на примере модельного последовательности Subaru?
— У нас неизменно громаднейшим спросом пользовались Forester и Outbaсk – их позиции на данный момент кроме того укрепились. Legacy раньше брали лучше, чем сейчас. Потребитель отдает предпочтение автомобилю повышенной проходимости.
Помимо этого у нас был неприятный опыт с нынешним поколением Impreza. Мы выпустили на рынок хэтчбек, а клиенты желали седан. Спустя год мы выпустили седан, как того и хотели потребители, но клиенты приходили в салон, наблюдали на долгожданный седан, а брали в следствии хэтчбек.
Возможно, само собой разумеется, дело в дизайне, и седан легко меньше понравился, но факт остается фактом.
— Вы предлагали Impreza с двигателем 1.5 литра по весьма привлекательной цене. на данный момент от данной модификации вы отказались. Из-за чего?
— Само собой разумеется, с позиций количеств продаж это выглядит неоправданным. Но дело в том, что по окончании кризиса случилось весьма важное упрочнение иены к мировым валютам, наряду с этим к рублю намного больше, чем к доллару либо к евро. Мы были вынуждены производить перерасмотрение цены в сторону увеличения. Полуторалитровая Impreza вписываться в допустимый ценовой диапазон. Это рынок продиктовал условия. Модификация была неконкурентоспособной по цене.
И мы решили не рисковать.
Помимо этого, мы выпустили на рынок Impreza XV – модификацию повышенной проходимости. Соответственно отказались от хэтчбеков и обычных седанов Impreza. Это решение было продиктовано опытом. У нас была модель Legacy Wagon и ее модификация повышенной проходимости Outback.
Так вот русский потребитель в 99% случаев делает выбор в пользу повышенной проходимости. Исходя из этого мы сузили модельный последовательность и реализовываем сейчас лишь Impreza XV.
— Модель себя оправдывает?
— Мы собирались продавать 200 машин в месяц. В начале продаж было сложно, была громадна борьба со стороны таких кроссоверов, как Qashqai и Mitsubishi ASX. Они имеют более внедорожный дизайн, чем Impreza XV.
Но на данный момент, спустя год В первую очередь продаж, эти 200 машин в месяц продаются.
— Возможно ли как-то оказывать влияние на предпочтения потребителей?
— Тут нужно подметить, что у отечественной марки имеется своеобразный имидж на рынке. Все знают, что Subaru чем-то отличается от других производителей. Действительно, в то время, когда делаешь опрос, не многие респонденты готовы сформулировать, в чем эта отличие. Но те люди, каковые конкретно берут отечественные машины, это прекрасно знают. Отечественная аудитория на 95% это люди с высшим образованием, преобладают технические профессии.
Это люди, каковые весьма осознанно делают выбор. На них воздействовать не нужно.
Но, в то время, когда мы делаем рекламу у нас имеется правила, чего в рекламе допускать запрещено. Не должно быть никакого намека на нарушения правил дорожного перемещения. Не должно быть кроме того ассоциаций с какими-то нарушениями.
В какой-то степени отечественная реклама содействует формированию социально важного поведения водителей.
Еще мы ни при каких обстоятельствах не утверждаем в рекламе, что отечественная совокупность полного привода лучше, чем у других марок, не смотря на то, что сами в этом полностью уверенны. Но это вопрос этики. У нас нет четких научных доказательств, что это так, соответственно, мы не можем это утверждать.
Еще одна отечественная особенность. Мы не делаем машин, каковые руководят водителями. Посредством современных электронных совокупностей возможно достигнуть более легкой управляемости – автомобиль будет стремительнее проходить повороты, прощать неточности водителя, думать за него.
Мы отказываемся от для того чтобы пути, это приводит к неправильной оценке и падению мастерства водителем собственных возможностей и сил.
Мы также используем все современные системы безопасности, но у нас электроника настроена так, дабы она вмешивалась лишь в самый последний момент, в то время, когда исправить положение по большому счету не в людских силах. Так что отечественным автомобилем человек руководит сам. Но мы думаем, что клиент сам обязан делать выбор, запрещено ему его навязывать!
— Другими словами, вы за спросом?
— В какой-то мере да. Мы смотрим за тем, чего желают клиенты, и делаем так, дабы клиенту было легче принимать автомобиль. При создании Forester последнего поколения разработчики сделали выговор на комфорт. В первоначальный год продаж клиенты стали говорить, что автомобиль через чур комфортен, он не ощущается как спортивный. Спортивность всегда была отличительной чертой Subaru.
C тех пор, вот уже четыре года, мы каждый год дорабатываем настройки автомобиля, изменяем настройки подвески под запросы русских потребителей. Это, кстати, касается не только Forester, но и Impreza XV, и Outback.
И обязан подметить, что именно российские настройки подвески весьма понравились и на вторых рынках. Как раз с русским подвеской отечественные модели продаются на всех рынках не считая США и Японии.
— Те клиенты, каковые купили новый Forester 2008 года выпуска, на данный момент смогут приехать к дилеру и перенастроить подвеску?
— К сожалению безвозмездно это сделать запрещено. Но при жажде клиент может внести трансформации в подвеску в соответствии с тем, как на данный момент она настраивается на заводе.
— Каковы потребительские запросы в отношении комплектации автомобиля? Что русский потребитель вычисляет необходимым, а что нет? Уделяют ли внимание россияне совокупностям безопасности?
— Тут нужно подметить, что по совокупностям активной безопасности мы предлагаем уже в базе весьма богатое оснащение Сочетание горизонтально-оппозитного двигателя, совокупности симметричного полного привода, ABS и VDC снабжает прекрасные характеристики активной безопасности. Для нас это самое основное.
Оснащение совокупностями пассивной безопасности не менее важно. В машинах Subaru кузов спроектирован так, дабы у пассажиров и водителя оставалось максимум пространства при аварии. Необходимыми являются и подушки безопасности.
Рядовой потребитель, беря автомобиль, само собой разумеется, наблюдает, в первую очередь, на количество подушек. В сложностях конструкции кузова он не разбирается. Вот тут, кстати, потребителям нужно растолковывать, что не только подушки снабжают безопасность.
По большому счету вспоминать о безопасности люди начинают по окончании важной аварии. К нам иногда приходят письма с признательностями за то, что автомобиль в авариной ситуации спас жизнь.
— Большая часть модификаций машин Subaru предлагается с АКПП. Но по статистике в Российской Федерации до сих пор часть автоматов очень низка. В этом вопросе вы идете против рынка?
— Нужно разделять рынок по сегментам. Сейчас часть МКПП вправду выросла, но это за счет бюджетных иномарок и продукции Автоваза, каковые производятся на внутреннем рынке. Отражается бюджетная ограниченность русских потребителей. Люди экономят, выбирают по цене, а не по комфорту и удобству.
Но среди иномарок среднего и верхнего ценовых сегментов растет часть АКПП.
Мы предлагаем и Forester, и Impreza XV фактически со всеми моторами как с АКПП, так и с механикой. У Legacy и Outback подход пара изменился. МКПП предлагается лишь для двигателей 2.0 и 2.5 литра.
Legacy 2.5 GT и Outback 3.6 представлены с автоматической трансмиссией. Мы думаем, что в этом сегменте МКПП уже не необходима.
— До сих пор у многих производителей дилерская сеть была сосредоточена в европейской части России и в столицах. на данный момент все заявляют, что собираются расширять ее в Сибирь и на Дальний Восток. А как изменяются потребительские предпочтения от региона к региону?
— Для нас работа в регионах была ответственным направлением еще до кризиса. В 2008 году у нас на Москву приходилось около 27% от общего объема продаж. Все другое снабжали регионы. Наряду с этим европейская часть страны давала около 60% продаж. Важный рост продаж уже тогда наметился в Сибири (Тюмень, Сургут, Красноярск). В кризис громаднейшее падение пришлось на регионы. Но на данный момент снова отмечается обратная тенденция.
Москва также растет, но регионы восстанавливаются кроме того стремительнее.
С позиций распределения спроса по отечественному модельному последовательности, отличие между регионами и Москвой мала. Самый реализовываемый Forester, после этого идет Outback. Такие машины как WRX STI, конечно, продаются больше в больших городах.
Но это и не массовые модели.
Занимательна отличие в выборе цветов. на данный момент в Москве начали брать белые машины. Раньше данный цвет в столице по большому счету не пользовался популярностью. А вот в южной части России и в Сибири клиенты уже давно отдают предпочтение белому.
Еще на юге больше спрос на седаны, нежели в центре России.
Отличия в выборе комплектаций фактически не ощущается. Не смотря на то, что в кризис в регионах клиенты выбирали, само собой разумеется, более недорогие комплектации.
Возможно мы можем рассчитывать на больший спрос в Сибири на Subaru за счет полного привода. Но так как и реализовывать в том месте машины значительно тяжелее. Многое зависит от конкретного дилера.
Сибиряки – сложные клиенты. Они более консервативны, к выбору автомобиля подходят более с опаской.
— Имеете возможность ли вы спрогнозировать, как будут изменяться потребительские предпочтения россиян на горизонте ближайших нескольких лет?
— Люди будут все больше выбирать автомобиль как транспортное средство. Уже на данный момент в сегменте SUV многие берут переднеприводные модификации. Возможно это растолковывать только ценой, — моноприводный автомобиль дешевле.
Но так как многие клиенты просто уверены в том, что в громадном городе полный привод не нужен. Для многих принципиально важно как автомобиль выглядит, а уж его оснащение – дело десятое. Мне думается, эта тенденция будет лишь усиливаться.
И в конечном счете все должно прийти к европейскому прагматизму.
А вот об экологичности потребители пока не очень-то думают. Действительно, чем экологичнее автомобиль, тем меньше он потребляет топлива. Это может стать предлогом к росту спроса, к примеру, на гибриды.
Мы начинаем реализовывать Forester с более экономичным и экологичным двигателем, готовим полноприводный гибрид, у нас имеется разработки электромобиля, но это уже весьма отдаленная возможность для России.