Как китайцы съели volvo
В то время, когда пять лет назад на протяжении мирового финансового кризиса китайская автокомпания Geely брала у американцев убыточный бренд Volvo, многие поклонники марки опасались, что легендарные шведские машины утратят собственный лицо. Как изменился Volvo за пять лет, разбиралась «Газета.Ru».
Российские продажи Volvo в текущем году, как и у других автобрендов, пока не радуют: за обвалом рынка клиентов в автосалонах стало намного меньше. Продажи новой флагманской модели XC90, каковые должны были начаться еще в марте, в итоге были отложены и стартуют лишь на данный момент (правильные сроки до сих пор малоизвестны). Вместе с заметным понижением цен на модельный последовательность, заявленным в последних числахАпреля, это должно исправить дела компании в Российской Федерации.
Вместе с тем не обращая внимания на локальные неприятности Volvo, перейдя в китайские руки, демонстрирует сейчас более чем приличные результаты, сумев сохранить ветхих клиентов и привлечь новых.
В 2010 году китайцы не просто приобрели первый попавшийся под руку европейский бренд. Они приобрели компанию, известную в первую очередь разработками безопасности. Как раз с этим у китайских автокомпаний сначала существовали (да и сейчас остаются) значительные неприятности: многие автомобили были полностью неконкурентоспособными с позиций европейских либо американских стандартов.
Пять лет назад всемирный финансовый кризис заставил американский концерн Ford избавляться от лишних активов, одним из которых и стало легковое подразделение компании Volvo. Шведский производитель приносил убытки, и Ford в кризисное время не желал инвестировать в компанию. В итоге американцы реализовали Volvo китайскому автогиганту Geely за $1,8 млрд.
Наряду с этим во второй половине 90-ых годов двадцатого века американцам Volvo обошлась в 3,5 раза дороже – $6,5 млрд.
В то время, когда Volvo перешла в руки китайцев, многие автоэксперты и поклонники бренда действительно высказывали опасения, что Volvo растеряет имидж и что китайцы, воспользовавшись шведскими разработками, не начнут вкладывать в него важные средства. Но новый обладатель Volvo поспешил заверить, что бренду предоставят независимость в стратегической возможности и возможность трудиться по собственному бизнес-замыслу.
«Сотрудничество со шведской маркой – это в первую очередь технологии безопасности. У Volvo весьма уверенные позиции в этом нюансе автомобилестроения, – заявил в последних числахАпреля глава Geely Ли Шуфу. – Помимо этого, на данный момент мы сосредоточены на исследовательских и конструкторских работах по созданию новой модульной платформы CMA (для производства машин C-класса).
Седан С-класса отправится в серию в 2017 году и станет первым автомобилем на новой платформе для малогабаритных моделей CMA, общей для Geely и Volvo. Эту же платформу возьмёт преемник Volvo V40».
«На базе данной модульной архитектуры Volvo разрабатывает одни продукты, а Geely – другие, собственные, – уточняет Шуфу. – У них различные направления и совсем различные характеристики, соответствующие позиционированию в собственных сегментах».
Но, тут стоит признать, что в Volvo изначально не рассчитывали на таковой формат сотрудничества. Практически сразу после сделки тогдашний генеральный директор Volvo Стефан Джейкоби четко заявлял, что ни о каком техническом сотрудничестве с Geely не может быть и речи.
«Мы понимаем себя как часть денежного, а не промышленного холдинга, исходя из этого сохраняем независимость, которая для нас крайне важна. Мы с Geely трудимся в совсем различных областях автомобильной индустрии, что делает сотрудничество по широкому кругу вопросов фактически тщетным», – заявлял он.
Что ж, спустя пара лет обстановка изменилась, и нетрудно додуматься, что китайцам все же удалось навязать шведам собственный видение обоюдного сотрудничества. Для не хватающего звезд с неба Geely приобретение Volvo открыла доступ к неповторимым другим разработкам и технологиям безопасности. Но вместе с тем сделка разрешила стать Geely первой китайской автомобильной компанией, развернувшейся не только на рынке Европы и США, но и в развивающихся государствах, став глобальным брендом.
По крайней мере такие замыслы декларирует Ли Шуфу, которого именуют «китайским Генри Фордом». В ближайших замыслах Geely – начать экспорт машин шведской марки с фабрик в Китае в другие страны. Среди направлений экспорта кроме США специалисты именуют и Россию.
Отгрузки будут производиться с завода в Чэнду на юго-западе Китая.
Шведская компания кроме этого не скрывает, что в полной мере довольна сотрудничеством. Основной критерий – растущий количество мировых продаж. По признанию главы Volvo в Китае Ларса Даниэльсона, 2014 год был одним из лучших для Volvo Cars. «Реализовано более 466 тыс. машин, всех моделей, – приводит эти Ларсон. – Удачно шли дела и в Западной Европе – также серьёзный для нас рынок.
В Соединенных Штатах реализовано 56 тыс. машин. В целом продажи были хорошими, отечественная прибыль повысилась на 17% и достигла 2,2 млн. Но маржа так же, как и прежде остается низкой. Тут необходимо иметь в виду контекст. Мы довольно много инвестируем, вкладываем в новую продукцию.
Делать то же самое, что делает вся индустрия, было бы значительно несложнее, и доходы были бы иными. Но замысел таковой, какой имеется».
Китайский рынок для Volvo сейчас есть самым большим – его часть достигла в прошедшем сезоне 17% от общемирового количества продаж. На втором месте идет Швеция, США с 12% – на третьем. Потом идут Англия (около 9%) и остальные европейские государства – 7%.
«Я не пологаю, что компания Volvo, став собственностью Geele, что-то имела возможность утратить, – вычисляет генеральный директор радио «Страна», узнаваемый автоэксперт Игорь Моржаретто. – Скорее напротив: бренд сохранил все собственные позиции. Да, у них были громадные замыслы по формированию марки на китайском рынке, но заметных результатов до тех пор пока в действительности добиться не удалось.
Однако тот факт, что шведский бренд присутствует и в Китае, и в Европе, и в Соединенных Штатах, уже прекрасно. Тут возможно привести в пример судьбу другого шведского производителя – Saab, что попросту обанкротился и прекратил существовать».
Согласно точки зрения специалиста, в то время, когда обе компании заявляют о совместных технических разработках, они носят очень своеобразный темперамент. «Для Geely приобретение Volvo – это был малейший путь к получению новейших технологий автомобилестроения. Собственных наработок у них, по сути, не было. Исходя из этого говоря о совместных разработках двух марок, нужно осознавать, что всю техническую базу предоставляют лишь европейцы, а китайская сторона снабжает финансирование.
Исходя из этого в полной мере логично, что объединенный технический центр двух компаний находится как раз в Швеции», – отметил он.
Как отмечает генеральный директор компании «ПодборАвто» Денис Еременко, восприятие марки русскими потребителями не изменилось с того момента, как она перешла под крыло китайской компании. «Если не изменяется уровень качества сборки машин, позиционирование и дизайн марки в целом, то потребитель по большому счету не вспоминает над тем, кто обладает брендом, – поделился с «Газетой.Ru» своим мнением Еременко. – Приобретение китайцами Volvo – именно таковой случай, исходя из этого на спросе со стороны русских клиентов это событие никак не отразилось».
Пример Volvo – не единственный. На счету китайцев – приобретение компанией Dongfeng Motor Group 14% акций переживающего тяжёлые времена французского концерна PSA, приобретение BAIC у Дженерал моторс разработок Saab. Нельзя не отыскать в памяти и сорвавшуюся сделку по продаже китайцам бренда Hummer.
Помимо этого, сравнительно не так давно стало известно о том, что китайская национальная химическая корпорация ChemChina собирается приобрести шинную марку Pirelli за 7,1 млрд евро.
Но такую же тактику применяют не только китайцы. Индийская Tata Motors уже не первый год обладает английским Jaguar Land Rover совершает все, дабы никак не ассоциироваться с легендарной премиум-маркой у рядовых клиентов.
«Газета.Ru»