Юрий целиков, экс-председатель правления международной ассоциации дилеров автоваза («автосреда»)
О недостатках и достоинствах ушедшего президента АВТОВАЗа, о проблемах автогиганта и пожеланиях его новому начальнику мы говорим с ветераном Волжского автомобильного завода, экс-директором восточного региона АвтоВАЗтехобслуживание, ОАО Автоцентр-Тольятти-ВАЗ, экс-помощником главного инженера Управления по техобслуживанию машин ОАО АВТОВАЗ, экс-главойИнтернациональной Ассоциации дилеров АВТОВАЗа, известным правдорубом Юрием Кузьмичем Целиковым.
— Юрий Кузьмич, дайте оценку деятельности сейчас уже экс-президенту АВТОВАЗ Бу Андерссону?
-Моя сугубо личная оценка деятельности Бу за эти два года — очень честолюбивый высокопрофессиональный менеджер западного типа, что, к моему удивлению, практически повторял кое-какие способы первого председателя совета директоров ВАЗа Виктора Николаевича Полякова. Это — ожесточённая дисциплина, недопущение словоблудия при докладах, фантастическая, возможно кроме того сообщить — шизофреническая работоспособность, от черна и до черна.
Он своим примером показывал всем, как нужно трудиться. гигиенические требования и Порядок на производстве были для Бу Андерссона болезненно нужны -он обошел все уборные (ну, практически все: какое количество их на производстве, он не знает до сих пор). Его окончательное отношение к беспорядку и неряшливости — это плюс.
Как Виктор Николаевич Валентин и Поляков Иванович Исаков, Бу ни при каких обстоятельствах не сквернословил и совсем не принимал спиртное на работе. Мне это в нем весьма нравилось.
Из плюсов кроме этого возможно добавить, что если он именовал какую-то дату выполнения — то осуществлял контроль это ожесточённом образом.
— Прислушивался ли президент к вашим рекомендациям, к рекомендациям ветеранов АВТОВАЗа?
— Бу Андерссон слушал и слышал, он записывал себе все, что ему говорили, и принимал меры. Время от времени срочно. в один раз я на него «наехал» — «Вы давали слово, что дилеру, что начнёт работать по предоплате, будет предоставлена зеленая улица по отгрузке машин и поставки и чёткое исполнение заказа. Давали слово, а не делаете! И привел пример официального дилера Универсал, что трудится по предоплате, но не приобретает заказанных машин ни по количеству, ни по ассортименту.
Бу мгновенно собрал по телефону собственного вице-президента и говорит: «Петер, на данный момент с тобой будет сказать ветеран ВАЗа». Я кроме того мало растерялся. В итоге по телефону я все высказал и скоро вопрос решился.
Другими словами реакция на важные вопросы, воздействующие на деятельность заводу и его репутацию, у этого человека мгновенная.
В октябре прошлого года я разговаривал с Бу Андерссоном и доказал ему на бумаге, что Приору нельзя снимать с производства, что необходимо ее делать супербюджетной. Он прислушался и покинул производство «Приоры».
Как-то пришел Бу Андерсон к нам, ветеранам, на седьмое ноября, на отечественный коммунистический праздник, и я просил у него продемонстрировать нам Весту, поскольку до этого он уже продемонстрировал ее президенту Путину. Он ответил: «о`кей, едем к «Олимпу». Я просил продемонстрировать всего одну «Весту», а он пригнал семь и устроил в том месте показательный тест-драйв для нас!
Отношение к ветеранам у него изменилось по окончании того, как на него «наехали», что он забрал служебную машину с водителем у председателя труда ветеранов и совета войны ОАО АвтоВАЗ Александра Ибрагимовича Ясинского. Я задал вопрос его тогда — большое количество ли вы сэкономили, забрав у города и почётного гражданина области автомобиль? Он вернул.
Он скоро исправлял собственные промахи. Это позитивно.
Через некое время, приблизительно через первые полгода собственной работы, он понял, что с ветеранами необходимо обращаться уважительно. И он, например, весьма здорово поддержал 76-й лицей имени Полякова, он им и автомобиль подарил, и находился при установлении мемориальной доски, и всячески помогал по мелочам.
— Вы рассказываете о хорошей деятельности Бу Андерссона. А как же убытки АВТОВАЗа за 2015 год, более 70 млрд рублей?
— Понимаете, на дороге имеется такое понятие «подстава». Так вот ему была сделана эта самая подстава. Другими словами он делал ответ Правления АВТОВАЗа, а в Совете директоров контрольный пакет у «Рено – Ниссан» и блокирующий у отечественного «Ростеха». Ему поставили задачу запустить новые машины — с этим он справился, возможно сообщить, блестяще.
А какой ценой?
Ему дали карт-бланш. Но совет директоров, по уставу ОАО «АВТОВАЗ», несет солидарную ответственность за убытки. Они что, этого не знали? Они дали ему всю власть, а контроль-то со стороны «Ростехнологий» и Альянса необходимо было осуществлять.
Если он шел не в ту сторону — должны были исправить сходу. Но еще в апреле месяце пятнадцатого года Чемезов хвалил Бу Андерссона на полную катушку, а ведь уже тогда были убытки.
Кстати, на недавнем съезде Альянса машиностроителей, на котором было обсуждение обстановки наАВТОВАЗа, я с удивлением узнал, то они кроме того не знают, что их представителиЧемезов, Артяков и Когогин входят в Совет директоров АВТОВАЗа. А ведь по Уставу АВТОВАЗа солидарную ответственность за убытки несут члены правления и я об этом сообщил Владимиру Гутеневу, первому вице-президенту СМ.
Андерссон — специалист-производственник, к производству он относился очень пристально. А вот в финансах, это лично мое вывод, он чайник. Все его финансисты зарубежные.
Я считаю, его вина в том, что он передоверился своим замам по закупкам, думая, что на лету будет подмечать ошибки и промахи, он же сам занимался когда-то закупками.
— Куда же наблюдали заводчане, тот же профсоюз?
— Задача в социальной политике Бу Андерсону была поставлена в общем. Вот имеете возможность прочесть, заголовок статьи: «Сокращения на АвтоВАЗе состоятся в максимально мягком режиме». Он данный мягкий режим видел по-своему. Отечественный официальный профсоюз он просто подмял под себя, чтобы ему было мягче.
А второй профсоюз, Единство, что в свое время создавал Анатолий Иванов, пара раз пробовал вмешаться, но Бу Единство проигнорировал. И это громадная неточность. Если бы он слушал и тех, и тех — при его мгновенной реакции он бы не заблудился с этим мягким сокращением.
А тут, значит, по соглашению сторон, за пара окладов. Заметив, что все равно когда-то сократят — народ потек с завода.
В принципе, Андерссон делал поставленную задачу. Численность обязана соответствовать программе, а программа начала падать.
— В чем еще неточности Бу Андерссона?
— Я и ему сказал, и многим влиятельным вазовцам, что «Рено» своим давлением на Бу Андерссона заставляло стремительнее осваивать отверточную сборку иномарок. И в то время, когда на платформе B0 он заметил, что чужестранцы, французы, не справляются, он их повыгонял. Но тут он допустил большую неточность. Не секрет, что на него оказывала влияние Катержина Матушкова, так вот она дала совет ему умелых чехов.
И на АВТОВАЗе показалась целая рота чешских экспертов, как выяснилось позже — экспертов по работе в банно-прачечных комбинатах по отмыву денег. Я с одним из таких экспертов, которого Бу наградил, столкнулся, и сообщил ему, что он преступник. И привел пример: На Шлюзовом имеется предприятие называющиеся «Идеал-Пласт», у них точное, самое современное оборудование по литью пластмассовых подробностей под давлением.
Так чехи забрали часть номенклатуры у этого предприятия, которое давало стопроцентное уровень качества! Передали производство в Нижний Новгород, где ранее трудился Бу Андерссон. Не учтя наряду с этим, что в том месте крупносерийное производство, а у нас поточно-массовое.
Другие подходы должны быть, тут промедление смерти подобно! Чего, кстати, никак не осознают и в «Ростехнологиях».
Так вот, вместе с чехами и этими нижегородцами внутрикорпоративная коррупция на ВАЗе в совокупности закупок расцвела при Бу Андерссоне опять. Не обращая внимания на то, что он эксперт в закупках. Он через чур много доверил вторым. Я публично советовал ему почитать работы В.И.Ленина, но он не прислушался. Цитирую: «Начальник отвечает не только за то, как он командует, но и за то, что делают руководимые им.
И этого он время от времени не знает, этого он довольно часто не желает, но ответственность ложится на него» (В. И. Ленин, издание четвертое, том 32й, страница 15.). Так вот Андерссон, передоверив это своим подчиненным начальникам следующего уровня, понадеялся на них, но отвечает сейчас он. А они начали закупать не в том месте, где необходимо, вешая ему лапшу, показывая подтасованные сведения.
Его рвение осуществлять контроль всё не разрешало ему осуществлять контроль полностью, физически он не имел возможности осуществлять контроль всё. Исходя из этого целый блок, где он считал себя доктором наук, он просто отпустил. И не осознавал, что родные ему люди смогут.
— Из-за чего, на ваш взор, производство «Весты» перенесено в Ижевск?
— Это отдельная песня Он собственную идею докладывал на Совете директоров и взял устное одобрение. В том месте собирали иномарки, что в том месте имеется и сварочное, и окрасочное оборудование, ему сообщили,что готовность в Ижевске немного выше, чем на ВАЗе. Не смотря на то, что у нас-то так как уже также приобрели окрасочную камеру и если бы он тут поднажал, как может Кроме того Михаил Рябов, сейчас директор «ИЖ Лада», в начале пятнадцатого года не знал, что будет делать «Весту».
Из-за чего члены Правления разрешили это?
Неприятность в том, что весьма многие подчиненные больших глав опасаются рисковать своим рабочим и служебным положением местом.
— Возможно, на автогиганте должен быть представитель страны уполномоченный комиссар, чтобы не допускать неправильных ответов президента АВТОВАЗа?
— На ВАЗе два таких комиссара были и имеется на данный момент. Но они были направлены на другие задачи: не допустить социального взрыва и не допустить усиления воровства на заводе. И они выполнили эти задачи, они пресекли довольно много попыток. Кроме этого оградить завод от политических махинаций. Вы увидели, что завод дистанцировался от всех выборных процессов?
Эти два комиссара прекрасно совладали со своей задачей. Но вот комиссара по производству не направили. Это промах «Ростехнологий».
— Каковы знакомые вам последние ответы Бу Андерссона?
— Самое его большое ответ из последних было 21-го марта, в то время, когда он приехал на «ЛАДА спорт», а перед этим посетил «ВИС-сервис». Был целый взвинченный, отчитывал подчиненных за невыполнение его распоряжений. Потребовал, чтобы на следующий день же к полудню ему предоставили все документы, бизнес-замысел и начали перемещать станки, кузова и т.на данный момент. на заводскую площадку.
По сути, он повторил собственный приказ о переводе производства «ЛАДА спорт» на АВТОВАЗ и рванул к выходу. Я перекрыл ему дорогу, схватил его за руку, и на повышенных тонах сообщил: «Что вы творите?! Вы с коллективом виделись?!
У них семьи, дети. Вы по большому счету думаете, что вытворяете? Совет ветеранов четвертый месяц требует продемонстрировать технико-экономическое обоснование переноса «ЛАДА спорт» на заводскую площадку, а ваши подчиненные его не предоставили до сих пор!» Он глаза в почву, говорит «гуд бай!», и выскочил из помещения. Но на другой сутки рано утром подошел ко мне, тянет руку и говорит: «Юрий, всю ночь не дремал и думал о отечественном вчерашнем конфликте.
Я сделал вывод, что ветераны мыслят в верном направлении, без технико-экономического обоснования производство переносить запрещено. Передайте «ЛАДА спорт», что ничего не требуется в двенадцать часов мне привозить, пускай продолжают работу». Я поблагодарил его за умное ответ.
Не знаю, как поведет себя в данной теме новый президент Мор.
— Ваши пожелания новому президенту АВТОВАЗа Николя Мору?
— Глубокоуважаемый Мор, поступите на направления русского, сдайте экзамен и начните верно, без переводчика общаться с коллективом — это первое.
Сохраните тот темп работы начальников, что задал Бу Андерссон, скопировав его с темпа Виктора Николаевича Полякова.
Глубокоуважаемый Мор, перепроверяйте любую данные, кроме того от родных людей! Через хотя бы группу ветеранов, которую вам необходимо приглашать на беседу раз в тридцать дней.
Господин Мор, восстановите работу Совета молодых экспертов на ВАЗе. Время от времени ходите в парике с наклеенными бородой и усами- и доходите до правды ушами и своими глазами.
И еще доведите до конца ту работу, которую начал Андерссон по ликвидации служебных машин, их на заводе быть не должно. Должна быть несколько некоего корпоративного такси, или пускай берут машины, каковые сами же создают и на них ездят, без права заезда на завод, чтобы не крали ничего.
Обустройте хотя бы по минимуму площадь Виктора Николаевича Полякова. Эта площадь, которая имеется на картах города, до сих пор не обустроена, не смотря на то, что на нее приземляются кремлевские вертолеты. И ложите хотя бы четыре гвоздики у бюста Полякова в высотке, заложите в бюджет цена гвоздик.
Господин Мор, обратите внимание на восстановление микро-серий спец-машин, это отлично воздействует на имидж предприятия. Волжский автомобильный завод один раз был законодателем мод для всей земли, а за ушедший год мы стали, по моему точке зрения, законодателями мод для бывших советских республик и восточной Европы, с машинами «Веста» и «Иксрей».
«АвтоСреда»