Итоги 2014: российский автопром – весь спектр эмоций на протяжении года
Падающая русский экономика в уходящем году потянула за собой и российский автопром, надежды рынка на яркое будущее разбились.
Прошедший год для российских производителей автомобилей возможно смело назвать годом несбывшихся ожиданий, приправленным под конец острым соусом из упавших стоимости одного бареля нефти, каковые со своей стороны обвалили курс рубля, что ввергло как потребителей, так и представителей рынка в состояние паники.
Как все начиналось
Начало года с позиций результатов продаж машин обнадеживало — не обращая внимания на то, что ожидания, что рынок, наконец, выйдет на второе место в Европе по количеству реализованных машин, отложены до лучших времен, и сверхрезультатов никто не ожидал, но тем приятнее был тот факт, что в течение последних трех месяцев понижение показателей не превышало 5%. Позже, но, благостное самообладание в тональности комментариев главного летописца рынка — Ассоциации европейского бизнеса, — начало изменяться на менее хорошие чувства за рынком, что начал сползать все ниже по отношению к прошлогодним показателям.
В январе АЕБ предполагала, что рынок будет пребывать на уровне от 2,64 млн штук (-5% к прошлому году, самые низкие ожидания) до 2,85 млн штук (+2,5%, самые высокие ожидания). В комитете производителей машин отмечали, что состояние автомобильного сектора, как в большинстве случаев, тесно связано с экономическим развитием России в целом, а в кратковременной возможности рост экономики не есть очевидным.
В марте президент АвтоВАЗа Бу Андерссон допустил, что падение автомобильного рынка России в 2014 году может составить 20%. Первым о корректировке прогнозов заявило агентство PricewaterhouseCoopers (PwC), заявив в апреле, что рынок автомобилейв Российской Федерации в 2014 году уменьшится на 8% до 2,4 млн шт. До этого PwC ожидало понижения рынка на 3%. торговли и министерства Начальные прогнозы промышленности предполагали, что авторынок России в целом может сократиться на 2,8-6,5%.
Наконец, полугодия и результаты июня вынудили АЕБ значительно пересмотреть прогноз. Новый прогноз продаж новых легковых автомобилей и LCV на 2014 года предполагает понижение на 12% если сравнивать с результатом 2013 года, до 2,45 млн шт. Наряду с этим в сообщении АЕБ отмечалось, что автомобильный рынок продолжает перемещение вниз с увеличенной скоростью.
Согласно данным ассоциации, если сравнивать с 2013 г. продажи в июне просели на 17,3%, приведя к падению продаж во II квартале в целом на 12,4%.
Рабочие проблемы
За корректировкой прогнозов продаж последовали корректировки сокращения производства и объёмов автомобилей на фирмах российских производителей автомобилей.
Так, новое управление АвтоВАЗа в лице Андерссона сходу взялось за вывод компании на прибыльные показатели — был принят комплекс мер по выходу из кризиса. Предприятие заявило о закрытии приема на работу и понижении численности существующих сотрудников за счет естественной убыли.
Помимо этого, АвтоВАЗ собирался в два раза сократить товарные запасы машин — с 70 до 35 тыс. шт., а производства Lada Priora, Lada Granta и Lada Kalina приостанавливал до конца апреля в связи с необходимостью оптимизации запасов машин на складах и в дилерской сети. Предприятие прибегало к простоям еще пара раз в течение всего года. СП GM-АвтоВАЗ останавливалось в апреле на пара дней для корректировки запасов.
Но производство останавливалось не только согласно решению управления завода: так в последних числахОктября GM-АвтоВАЗ заявило об остановке производства из-за разногласий с АвтоВАЗом по стоимостям на сборочные наборы. Чуть позднее неприятности с поставщиками начал испытывать уже сам АвтоВАЗ. Предприятие какое-то время производило некомплектные машины, каковые скапливались на складе завода.
Среди обстоятельств назывались прямо противоположные вещи. Управление предприятия обвиняло в ситуации поставщиков, каковые, по словам вазовских топов, не успевали за возросшим темпом производства, поставщики же винили тольяттинский завод в задержке оплаты и показывали на односторонний пересмотр стоимостей в меньшую сторону. Так или иначе, обстановка зашла в тупик, выводить ее из которого было нужно полномочному представителю президента в ПФО Михаилу Бабичу.
По окончании вмешательства Бабича стороны объявили, что все претензии улажены, а в ноябре тольяттинское предприятие заявило, что трудится на полную мощность, стремясь удовлетворить рост спроса, а для некоторых линий кроме того были введены сверхурочные часы.
Еще одним предприятием, заявившим о масштабных мерах оптимизации стало СП американского концерна Ford и российского Sollers. В Ford Sollers отмечали, что в связи с снижением курсу российской нацвалюты, замедлением потребительской активности, а также в ответ на большое снижение спроса на машины С-сегмента, принято решение о переводе всех фирм СП на односменный режим работы.
Помимо этого, из-за простоя завода во Всеволожске компания решила сократить около 700 работников предприятия. В общем итоге, конвейер завода во Всеволожске останавливался на 58 дней. Количество выпуска продукции на заводе Ford Sollers Елабуга в Татарстане кроме этого корректировался в соответствии с рыночным спросом.
Но сокращение затрат коснулось не только сотрудников производств — неспециализированная программа по оптимизации издержек Ford Sollers предполагает понижение затрат на операционную деятельность как на всех производственных фирмах, так и в конторах компании.
Японский концерн Nissan с апреля кроме этого снизил темп производства, переведя собственный завод в Санкт-Петербурге с трехсменного на двухсменный режим работы. Но в Nissan обошлись без увольнений либо отправки сотрудников в вынужденный отпуск — все работники были распределены между двумя оставшимися сменами.
Много раз в течение года останавливался и петербургский завод Дженерал моторс. В октябре компания перевела предприятие с сокращенных двух смен на односменную работу. Позднее показались слухи, что завод возможно в принципе закрыт по политическим обстоятельствам, но компания категорически опровергла эти слухи и заявила о скором запуске в производство новых моделей.
О простоях и вынужденных сокращениях персонала говорили представители группы ГАЗ. Несколько приняла программу, которая сократит издержки на 4-5 млрд руб., мероприятия включают оптимизацию логистики, другие себестоимости меры и снижение продукции, включая сокращения части персонала.
Иногда о введении четырехдневной рабочей недели объявлял КАМАЗ.
Возвращение утилизации
Звучавшие целый год тревожные голоса представителей отрасли о необходимости помощи со стороны страны оставались без ответа от правительства, пока падение, совпавшее по сезонности с летними отпусками, не превысило 20%.
Еще в марте торговли и министр промышленности Денис Мантуров сказал, что Минпромторг несобирается возобновлять программу льготного автокредитования. Наряду с этим ранее помошник премьер-министра Аркадий Дворкович заявлял обратное, что программа возможно продлена, в случае если продажи машин в течение первых трех месяцев будут неудовлетворительными. Но данный отчетный период был для авторынка без преувеличения хорошим, исходя из этого в правительстве до поры до времени о программе вспоминать не стали.
В итоге позиция министерства по перезапуску программы изменялась пара раз в течение всего года, пока, наконец, в августе падение рынка не составило 26%. Это вынудило государство внять призывам о помощи и заявить о возобновлении помощи рынка через программу утилизации. Новая версия программы не была формализована документально и основывалась скорее на джентльменском соглашении между автопроизводителями и министерством: те запускают программу за собственный счет, а государство компенсирует затраты по ее завершении.
Всего на финансирование программы предусматривалось 10 млрд руб. Главным отличием от подобной программы, действовавшей по окончании кризиса 2008-2009 годов, стало распространение действия на все категории автотранспорта как для физических, так и юрлиц (первая программа предполагала выдачу утилизационных сертификатов лишь на автомобиливо владении физиков), и возможность сдать автомобиль в трейд-ин, приобретя новый со скидкой.
Программа скоро получила популярность среди клиентов — согласно данным Минпромторга, к 1 декабря продажи в рамках программы достигли отметки в 146 тыс. машин при изначальном замысле в 170 тыс. автомобилей на конец года, а ГАЗ и Автоваз объявляли о приостановке программы по причине того, что спрос был выше выделенных квот.
Позднее на отраслевом заседании, состоявшемся в первых числах Декабря в Набережных Челнах под руководством премьера Медведева, было решено дополнительно профинансировать программу утилизации на этот год в размере 2,9 млрд руб., и продолжить ее на 2015 г., выделив еще 10 млрд рублей.
и другие меры
По результатам заседания премьер дал целый перечень поручений. Кроме уже обсуждавшегося в перечне были предложения разглядеть целесообразность запуска программы льготного автокредитования для физических и юрлиц, и возможность применения средств материнского капитала на приобретение транспортных средств. Помимо этого, начальникам властей и госкомпаний было поручено представить замысел закупок на ближайшие два года.
Кроме этого, государство заявило о намерении принять меры, каковые подтолкнут автовладельцев к обновлению транспортных средств. Так, планируется привязать транспортный налог к экологическому классу автомобиля, и сократить предельные сроки эксплуатации грузовиков.
В первых числах Декабря Минпромторг обнародовал проект закона , устанавливающий предельные сроки эксплуатации грузовиков и автобусов. Предполагается, что закон вступит в силу с 1 июля 2015 года, помимо этого, предусмотрено постепенное уменьшение допустимого срока работы транспортных средств, а за неисполнение его требований предусматриваются важные штрафы.
Предполагается вывод из эксплуатации около 10% годового количества рынка, либо 0,5% от парка в целом, дабы не допустить через чур интенсивного вывода ветхой роста и техники социального напряжения.
Перед Минпромторгом, Министерства экономики и Министерством финансов была поставлена глобальная задача — с участием экспертного сообщества и российских автомобилестроительных компаний им поручено проанализировать Стратегию развития автопрома России до 2020 года, актуализировать ее положения, распространив ее воздействие до 2030 года. Стратегия должна быть представлена правительству к 2 декабря 2015 года.
Валютный шторм
Вопрос курса валют преследовал участников в течение всего года. В начале года курс американского доллара вырос всего с 34 руб. до 36 рублей, но компании уже начали оптимизировать собственную деятельность, заявлять о понижении рентабельности проектов и повышать цены. Никто не подозревал, что в последних числахДекабря рубль обвалится к таким отметкам, каковые никто не имел возможности представить ив ужасном сне: в отдельные дни цена евро достигала 100 руб., американского доллара — 80 руб.
Позднее обстановка выправилась, но к начальным пределам рубль так и не возвратился, сумев вырасти только до отметки 54 рубля за американский доллар и 66 рублей за евро.
Такое развитие событий стало причиной настоящей панике на рынке, причем запаниковали как потребители, ринувшиеся скупать машины перед тем, как цены на них будут скорректированы за упавшим рублем, так и дилеры вместе с производителями машин, остановившие отгрузки и продажи. Причем на первых повлияли действия вторых: производители начали объявлять о приостановке отгрузок, в некоторых случаях это касалось кроме того уже оплаченных машин.
Компании приостанавливали продажи до утверждения курса новых и стабилизации рубля ценников на машины. Наряду с этим необходимо подчернуть, что в случае если цены на машины было нужно повысить фактически всем, то на крайние меры решились пойти только отдельные представители отрасли. Так, поставки останавливали концерн Дженерал моторс, Audi и Jaguar Land Rover.
Сокращение рынка, а за ним и обстановка с курсом валют уже стали причиной уходу нескольких марок с русского рынка. Так, о прекращении продаж машин в Российской Федерации заявил испанский Seat (марка входит в концерн Volkswagen), американский Dodge (входит в итало-американский Fiat Chrysler) и тайваньский Luxgen.
Корпоративные страсти
Одним из главных корпоративных событий небогатого на них года стало продолжение истории, которое связано с сотрудничеством КАМАЗа и его германским акционером Daimler, хоть и появлявшееся не таким, какого именно ожидали участники рынка. Переговоры об повышении доли германского концерна в русском автопроизводителе, каковые велись в течении всего 2013 года, тогда так ни к чему не привели.
Но в марте 2014 года генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин объявил, что имеющаяся на сегодня часть Daimler в ОАО в достаточной мере разрешает поддерживать деловые отношения. Топ-менеджер отмечал, что обе компании заинтересованы в будущем развитии партнерства в сфере производственной деятельности, которое было основано в 2008 году.
Наряду с этим, но, Daimler все-таки увеличил собственную долю в КАМАЗе за счет акций, которыми владел ЕБРР, реализовав в первых числах Ноября собственный опцион на приобретение этого пакета, осуждённый при вхождении банка в капитал предприятия. В итоге часть Daimler выросла с 11% до 15%. Сам Daimler в течении года иногда оказался в публичном поле с разными новостями на тему организации в Российской Федерации производства автомобилей .
Необходимо подчернуть, что Mercedes остался единственным представителем громадной германской тройки, чьи машины в Российской Федерации не планируют. Компания так же, как и прежде разглядывает пара производственных площадок, но решения до тех пор пока так и не приняла.
Другие события в корпоративной среде в прошедшем году касались по большей части расширения интернационального сотрудничества русских всплеска и автопроизводителей интереса китайских брендов к русскому рынку.
Так, тот же КАМАЗ в течение года создал совместные фирмы с австрийской Palfinger по производству автокомпонентов и монтажу грузоподъемного оборудования, а в последние дни года предприятие подписало последовательность соглашений с производственным объединением Гянджинский автомобильный завод по поставке машинокомплектов для сборки последовательности моделей КАМАЗов на территории Азербайджана и заявило, что собирается организовать сборочное производство в Аргентине.
АвтоВАЗ в 2014 году вел переговоры с властями Египта о возобновлении сборки машин Lada, и о создании совместного предприятия с производством машин по полному циклу. Помимо этого, тольяттинское предприятие обсуждало с китайскими компаниями возможность организации совместного производства автокомпонентов в Российской Федерации.
По большому счету углубления сотрудничества и тема расширения с Китаем поддерживалась в течение всего года в свете разворота РФ на Восток. В дни столичного автосалона сходу пара китайских автомобилестроительные компаний заявили о намерениях организовать в Российской Федерации собственные производства. В ушедшем году к постройке фабрик приступили Great Wall и Lifan, разглядывают такую возможность Changan, Hawtai и Haima.
Национальный кортеж
Государство кроме этого не осталось в стороне, отметившись прогрессом в реализации нового нацпроекта — разработки линейки машин для чиновничества и первых лиц государства, взявшего неофициальное наименование Кортеж. Сам проект уже понемногу начинает обретать хотя бы неспециализированные очертания и обрастает все новыми участниками. В конце 2013 года управделами главы страны Владимир Кожин сказал, что президентский лимузин отечественного производства готовьсячерез два-три года.
В феврале года текущего правительство распорядилось выделить Минпромторгу в 2014 г. 3,61 млрд руб. на реализацию проекта.
Проектировщиком был выбран Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный университет (НАМИ). В середине апреля Мантуров сказал, что Sollers будет производить внедорожники на платформе Кортеж на Ульяновском автомобильном заводе компании. Позднее поступила информация, что инженерным интегратором проекта будет германская Porsche Engineering.
Министр много раз сказал, что решение по участникам будет принято до Января этого года, исполнителей проекта будет от одного до трех. Но до тех пор пока этого так и не произошло. В ноябре Минпромторг разместил на сайте госзакупок закупку у монопольного(НАМИ). Цена договора, что должен быть выполнен к 31 декабря 2016 года, была установлена на уровне 8,051 млрд рублей.
В первых числах Декабря в пуле вероятных участников показалась еще одна кандидатура — АвтоВАЗ.
А вот несбывшимся ожиданием года возможно назвать закрытие сходу двух проектов: создание гибридного автомобиля ё-мобиль и компанию по производству суперкаров Marussia.
Запускавшийся с громадной помпой, электромобиль от Михаила Прохорова так и не преодолел стадии глубоко предсерийных прототипов, а скоро и просто прекратил собственный существование.
Marussia Motors, кроме этого созданная около и по инициативе еще одной бизнесмена Николая — и популярной персоны актёра Фоменко, ушла пара дальше проекта Прохорова, но протянула недолго. Наряду с этим компанию кроме того именовали в числе претендентов на участие в Кортеже, сам Мантуров расценивал шансы компании на победу в конкурсе как высокие. Но позже Marussia вышла из проекта, в апреле поступила информация, что сотрудники конструкторского отдела компании фактически в полном составе ее покинули и перешли на работу в НАМИ из-за отсутствия финансирования и долгов по заработной плату, а мало позднее и вовсе было заявлено о прекращении всех работ по проекту производства суперкаров.
Что будет дальше
Традиционно итоги ушедшего года с позиций продаж машин подводятся Ассоциацией европейского бизнеса в начале года следующего. Более-менее правильные прогнозы на будущий год не берется делать никто.
По словам аналитика ВТБ Капитала Владимира Беспалова, эффект, оказанный ослаблением рубля и программой утилизации, не есть долговременным и что в январе рынок ожидает провал. Не удивлюсь, в случае если в течение первых трех месяцев мы уйдем где-то до -10%, — отмечает он, додавая, что увеличение цен на иномарки окажет негативный эффект кроме того при наличии программы утилизации. Помимо этого, скажется эффект базы.
В прошедшем сезоне был хороший первый квартал благодаря тому, что снова же все сбрасывали рубли в условиях девальвации и брали машины, — поясняет он, напоминая, что большую роль будет играться стоимость одного бареля нефти и курс рубля да и то, как деятельно это будет перекладываться в стоимости.
Говоря о итогах 2014 года, Беспалов отмечает, что, если судить по тем тенденциям, рынок выйдет на показатель -11% если сравнивать с 2013 года.
По оценке аналитиков Sberbank CIB, за весь год продажи машин уменьшатся на 12%. Как отмечают аналитики, главные факторы, талантливые оказать влияние на показатели продаж в следующем году — неспециализированная экономическая обстановка, национальные инициативы по помощи рынка, и увеличение стоимостей производителями за ослаблением рубля.
В автодилере Рольф ожидают, что в декабре автомобильный рынок продемонстрирует прекрасные результаты, не смотря на то, что и не столь впечатляющие, как в ноябре, а к Январю уменьшится на 10-12%. Начало года будет тяжелым, поскольку временное оживление спроса, наблюдавшееся в декабре, иссякнет. По словам председателя совета директоров ГК Рольф Татьяны Луковецкой, производители снижают квоты на будущий год — и уже к марту рынок може столкнуться с недостатком ходовых моделей.
В PwC уверены в том, что рынок новых автомобилейуменьшится на 11-12%. Директор автомобильной практики агентства Сергей Литвиненко отмечает, что продление программы утилизации на 2015 год было очень важным ответом, которое поддержит российский авторынок в следующем году.
Но, кроме того эта мера, возможно, не разрешит избежать значительного понижения продаж в течение первых трех месяцев 2015 г. Дело в том, что сильный IV квартал оттянул на себя часть клиентов, каковые ускорили принятие ответ о приобретении нового автомобиля. К тому же на фоне увеличения стоимостей и довольно высокой базы I квартала прошлого года рынку будет сложно избежать понижения, — додаёт специалист.
Наряду с этим в PwC отмечают, что в случае если в 2014 году рынок только цены на машины, программы стимулирования спроса, стратегия брендов и модельный ряд, и развитие дилерских сетей, то в 2015 г. обстановка изменится в нехорошую сторону — из указанных хороших факторов останутся только два: стратегии брендов и стимулирование спроса.
«Интерфакс»