Игорь юргенс, президент всероссийского союза страховщиков («российская газета»)
Стагнация на страховом рынке усугубляется и переходит в падение. Как будет развиваться обстановка до Января этого года? Какие конкретно новые драйверы окажут помощь вывести отрасль из кризиса и какие конкретно надежды возлагают участники рынка на национальную перестраховочную кампанию?
Об этом РГ поведал президент Общероссийского альянса страховщиков Игорь Юргенс.
— Как вы оцениваете развитие страхового рынка по результатам первого полугодия 2015 года?
— Ожидаемая стагнация рынка практически превратилась в падение по результатам I полугодия, причем глубина падения количеств могла быть и больше, если бы не эффект увеличения тарифов ОСАГО. Прирост совокупных премий составил всего лишь 2,1% если сравнивать с подобным периодом 2014 года. Количество собранных за полугодие взносов — 517 млрд руб. в отличие от 2014 года, в то время, когда слабеющие драйверы роста все же разрешили расти отдельным сегментам (банкострахование за счет некредитного страхования судьбы, ДМС за счет рисковых программ, страхование имущества физлиц за счет коробочных продуктов), в I полугодии 2015 года ни одного драйвера, не считая только кратковременного — ОСАГО, уже не было.
Показатели автокаско показали разочаровывающие итоги: сборы по этому виду страхования во втором квартале этого года по сравнению со вторым кварталом 2014 года упали на 15,6%, часть затрат на полисы каско в неспециализированных расходах домохозяйств на конечное потребление снизилась до 0,37% против 0,49% годом ранее, отношение премии каско к ВВП упало до 0,26% если сравнивать с 0,32% в прошедшем сезоне. Разумеется, это прямо связано с отказом платежеспособности и падением населения от больших приобретений, следствием чего стало сокращение продаж новых машин во втором квартале на 36,5% (эти АЕБ). За этим упали и затраты населения на страхование каско автотранспорта.
Факторы, каковые выяснили такую не сильный динамику страхового рынка (в настоящем выражении — это уже кроме того не стагнация, а практически падение), достаточно предсказуемы — это и негатив со стороны макроэкономики, и резкое торможение банковского рынка (а банкострахование — классический драйвер страхового рынка), и сворачивание разных инфраструктурных проектов, и предстоящее давление со стороны корпоративного сектора, что пробует экономить на страховании в кризис.
Сокращение затрат страховщиками идет по всем фронтам: по итогам опроса ЦБ РФ, более 50% страховщиков сократили затраты на маркетинг и рекламу, более 40% — на штат и региональную сеть, более чем 20% — на вознаграждение, а также бонусы топ-менеджмента, и произвели оптимизацию офисных помещений, сократив затраты на содержание и аренду.
В качестве главных мер снижения убыточности и повышения рентабельности опрошенных компании назвали увеличение тарифов в автокаско (более 70%), 55% — отказ от самые убыточных видов страхования и сегментацию клиентов (а также применение запретительных тарифов), применение продуктов с франшизой — более 50%, активизацию борьбы с мошенничеством, а также через ужесточение внутренних операционных процедур.
Главные угрозы и вызовы страховые компании так же, как и прежде видят в сфере валютных рисков (инфляционные ожидания и риски девальвации), в росте ущерба и масштабов от мошенничества, а также организованного, в понижении спроса, ожиданий роста и сложности планирования убыточности, высокой доле выплат по ответам судов (и отсутствии явного прогресса в части судебной практики). Предельное количество опрошенных именует в качестве реальных проблем и вызовов рынка санкции и риски, которые связаны с интернациональной деятельностью. Большие компании одновременно с этим именуют эти угрозы среди топ-10 главных вызовов года.
— Как будет развиваться рынок до конца 2015 года?
— ВСС не ожидает ускорения роста по результатам 2015 года. самый вероятный сценарий — прирост 2-3%, как и по результатам I полугодия, маленький рост уровня убыточности (ККУ может превышать 102% в среднем по рынку) и незначительные изменения структуры; наряду с этим денежный итог может оказаться хуже, чем по первому полугодию, как с позиций уровня среднерыночной рентабельности, так и совокупной прибыли отрасли. Число убыточных компаний вырастет. Кое-какие сегменты, к примеру, необходимое страхование гражданской ответственности обладателей страшных производственных объектов (ОСОПО), в следствии корректировки тарифов в сторону понижения в среднесрочной возможности смогут быстро сократиться, другие сегменты (банкострахование, автокаско) — стагнировать.
Хорошие ожидания до тех пор пока что лишь в технологической и институциональной сферах. В автостраховании — развитие телематики, которая разрешает осуществлять контроль убыточность, постепенный рост доли продуктов с франшизой, понижение затрат к взносам, рост онлайн-продаж, — эти тенденции заметны в 2015 году. В целом страховой рынок, с одной стороны, весьма зависит от технологических новаций, с другой — традиционно более консервативен, чем банки и, к примеру, инвестиционные компании.
Иначе, быть может, технологическая революция на страховом рынке начинается, и ее главным драйвером делается кроме того не онлайн-канал продаж а также не коробочные продукты, а телематика, причем не только как инструмент контроля и анализа убыточности, а как наиболее значимая новация в управлении клиентской базой, совокупность взаимоотношений клиент — компания на этапе как урегулирования и отслеживания убытков, так и формирования личного предложения, увеличения лояльности клиента, кросс-продаж. По статистике контроль стиля вождения, анализ ударов, анализ геолокации, отслеживание потенциальных неправомерных действий страхователя снижают уровень убыточности на 15-20%. Быть может, это главный вопрос предстоящего развития моторного страхования и ответственности граждан и страхования имущества в целом.
— На каком этапе находится процесс создания национального перестраховщика в Российской Федерации? Каковы принципы работы и основные функции компании? Какие конкретно риски будут переданы в перестрахование национальному перестраховщику?
Достаточен ли капитал компании для покрытия громадных рисков?
— На все эти вопросы еще предстоит дать ответы. Но мы понимаем, что государство задалось целью создать госперестраховщика не от хорошей судьбы — имеется список рисков, каковые нуждаются в денежных обеспечениях, и на интернациональных рынках их перестраховать нереально. Позиция страхового сообщества по этому вопросу во многом будет зависеть от того, какую в конечном счете ЦБ утвердит бизнес-модель: принципиально важно, дабы госперестраховщик не погубил вольный рынок.
В случае если национальный перестраховщик будет создаваться для обеспечения недостающего покрытия в отношении санкционных рисков, то сообщество всесторонне поддерживает такую модель, в случае если это будет новый равноправный игрок на свободном рынке, то возражений никаких это не вызывает. Но мы категорически против создания для того чтобы игрока, что директивно отъест часть с большим трудом приобретаемого бизнеса, никакой помощи мысль создания таковой компании не возьмёт со стороны участников рынка.
— Как вы оцениваете проект по созданию национального рейтингового агентства? Каковы будут принцип и основные функции его работы?
— Мы поймём, что создание этого агентства — мера вынужденная, но наряду с этим принципиально важно, дабы его рейтинги признавались на интернациональном рынке. Кроме этого очень важна репутационная составляющая — дабы его рейтинги были максимально объективными, независимо от того, национальной либо коммерческой организации они присваиваются.