Гонки на выживание

Дилеры автомобилей были на удивление устойчивыми и к кризису продаж, и к фактически полному прекращению кредитования в секторе, и к отсутствию помощи со стороны производителей. В последнее полугодие на рынке опасались массового провала дилерских центров, но до сих пор практически всем удалось удержаться – обстановка еще не так нехороша, дабы избавляться от салонов по дешевке. Но, в отрасли уверены, что затишье будет недолгим: кризис отсеет не сильный игроков, а оставшимся придется переориентироваться на зарубежные стандарты с опорой на торговлю и автосервис подержанными автомобилями.

Любой за себя

По русскому авторынку кризис прокатился вдвойне – девальвация рубля наложилась на снижение спроса, которое продолжается уже два года, а с января быстро ускорилось. В январе—мае автопродажи, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, упали на 37,7%, до 125,8 тыс. автомобилей.

Директор нижегородской компании АвтоКлаус Центр (дилер Volkswagen, Skoda, Kia и Ford) Дмитрий Мешков уверен: ставки по кредитам на данный момент таковы, что в случае если бизнес очень сильно закредитован и автоцентр открылся сравнительно не так давно, то никакие продажи не разрешат выйти на окупаемость. Заемные средства предоставляются под 17-22%, причем лишь в банках, с которыми мы уже трудились, в других привлечь кредит практически нереально,– констатирует генеральный директор компании Автолига Центр (дилер Audi в Нижнем Новгороде) Анджей Таубергер.

В этих условиях для избегания кассового разрыва дилерам приходится искать иные источники фондирования – или завлекать дополнительные деньги клиентов, значительно повышая предоплату за машины и выкупая ПТС у производителя фактически полностью на средства клиентов, или договариваться с производителями о льготных условиях поставок автомобилей. К примеру, PSA Peugeot Citroen увеличили бесплатный факторинговый период, исходя из этого, говорит генеральный директор Феникс-авто (омский дилер Citroen, Skoda, Suzuki, Subaru, Hyundai, Honda) Сергей Сырников, возможно не завлекать средства под выкуп автомобилей.

Помимо этого, говорят источники Ъ, в погоне за бонусами от производителей (даются за исполнение замыслов продаж) участники рынка прибегают к разным недобросовестным ухищрениям, рискуя только ухудшить собственный положение. К примеру, собеседники Ъ в автопроме говорят, что кое-какие дилеры импортных машин, не делая замыслы, отражали часть нереализованных автомобилей реализованными, а после этого – по окончании понижения стоимостей производителем – попали в обстановку, в то время, когда приходилось сбывать продукцию по более низким стоимостям. Новая скидка производителем при таких условиях, очевидно, не возмещалась, а маржа дилеров в два раза сжалась.

Еще одной проблемой, которая затронула и больших, и небольших игроков, стало затоваривание складов. Собеседники Ъ на рынке говорят, что по окончании декабрьского всплеска спроса, в то время, когда клиенты избавлялись от рублей, В первую очередь года продажи быстро обвалились и на складах скопились излишки. Но после этого производители начали повышать цены (в среднем на 30%), и затоваривание обернулось преимуществом.

Громадный сток автомобилей, приобретённых по ветхим стоимостям, дилеры распродавали уже по более высоким. Это частично компенсировало уменьшение спроса: продавцам удалось существенно нарастить маржу и получить возможность сделать ставку не на количества продаж, а конкретно на рентабельность.

Более четко начала прорисовываться тенденция, заметная и ранее: фавориты по продажам в количественном выражении не всегда оказываются фаворитами по доходам. К примеру, согласно данным рейтинга издания Автобизнес ревю по результатам 2014 года, продажи Автомира занимают второе место в Российской Федерации – 72,8 тыс. автомобилей, в то время как по выручке он только на четвертом месте с 70 млрд руб.

Вице-президент ассоциации Российские автомобильные дилеры (РОАД) Олег Мосеев говорит, что маржинальность дилерского бизнеса понижается последние четыре года. В случае если в 2012 году доходность по EBITDA была в среднем больше 5%, то на данный момент показатель сократился до 4%. Директор группы по обслуживанию автомобильной индустрии Deloitte Татьяна Кофанова уверен в том, что рентабельность продаж автомобилей в 2015 году снизилась в 1,5-3 раза в зависимости от модели.

Доходность по чистой прибыли, продолжает господин Мосеев, образовывает около 1% да и то вытягивается за счет сильных игроков – как минимум 30% дилеров, по его подсчетам, убыточны. Наряду с этим он замечает значительные неприятности с доходностью по определенным маркам: Особенно тяжело приходится дилерам Peugeot, Citroen, Опель и Шевроле. Но, вследствие этого участилась смена брендов на более прибыльные: к примеру, АвтоСпецЦентр поменял Suzuki на Datsun, поясняет вице-президент РОАД.

Ни реализовать, ни закрыть

Но не обращая внимания на сложные рыночные условия, количество дилерской сети в Российской Федерации фактически не значительно уменьшается. Согласно данным Автобизнес ревю, по результатам первых трех месяцев закрылось всего 45 дилерских центров. Уходят по большей части региональные игроки, в Петербурге и Москве до тех пор пока массовых закрытий центров нет.

У столичных дилеров также не все благополучно, но тут игроки настроены скорее не просто закрываться, теряя инвестированные , а реализовывать бизнес. Как уверяли Ъ источники среди наибольших игроков отрасли, на продажу в Москве выставлено пара десятков дилерских предложения и центров о продаже поступают систематично. Об этом же говорит и первый заместитель председателя правления ГК АвтоСпецЦентр Валерий Макаев, растолковывая обстановку не только проблемами с бизнесом, но и усталостью от стагнации сегмента.

Поглощать соперников дилеры не спешат, прошло только пара аналогичных сделок в регионах. К примеру, в Екатеринбурге дилер Mercedes Дельта-Центр (долг компании перед кредиторами составлял более 198 миллионов рублей.) был приобретён челябинским холдингом УралАвтоХаус. Олег Мосеев растолковывает отсутствие больших сделок тем, что никто не желает в кризис как брать дорого, так и продаваться дешево.

Татьяна Кофанова подтверждает тот факт, что цены на дилерский бизнес еще не так очень сильно упали, а юридические обременения объектов, денежные и налоговые риски, напротив, возросли. Последовательность собеседников в отрасли уверены в том, что в возможности монобрендовые дилеры, наверное, будут поглощены, поскольку недиверсифицированный формат автобизнеса неустойчив и зыбок, он во многом зависит от колебаний спроса.

Наряду с этим темпы падения продаж понемногу замедляются. В мае, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, спад рынка новых автомобилейи LCV составил 37,7% (125,8 тыс. автомобилей), в то время как в апреле – 41,5% (было реализовано 132,5 тыс. автомобилей). Дилеры уверены в том, что тенденцией к стабилизации рынок обязан государственной помощь.

Президент Фаворит Моторс (дилер Kia, Skoda, SsangYong и т.д.) Владимир Попов уточняет, что на данный момент принципиально важно не столько помогать конкретным компаниям, сколько мотивировать клиента, у которого все те же самые неприятности – громадная ставка по кредиту и большие цены на автомобили. В этом смысле, продолжает дилер, государство, непременно, действенно простимулировало спрос. В РОАД радуются, что правительство услышало их позицию и запустило субсидирование лизинга и для физлиц.

Программа пока не очень востребовано, но ассоциация уверенный в ее необходимости и пользе, основываясь на опыте США и Европы.

Но, кое-какие участники рынка не вычисляют меры идеальными: к примеру, Рольф (в портфеле которого меньше бюджетных марок) предлагает повысить планку цены автомобилей, каковые возможно купить по программе льготного автокредитования, от 1 миллионов рублей. до 1,5 миллионов рублей. Эту идею поддерживают в РОАД. Олег Мосеев додаёт, что действеннее было бы применять 5 млрд руб., предназначенные на прямые госзакупки, кроме этого на льготное автокредитование.

Он уверен в том, что посредством госзакупок на эту сумму будет реализовано порядка 2,5 тыс. автомобилей, а через субсидирование кредитов – минимум 70 тыс. автомобилей.

Выживет сильнейший

То, что при кризисе продаж на дилерском рынке до тех пор пока нет банкротств либо массового ухода продавцов из бизнеса, позволяет производителям практически не вмешивается в решение проблем собственных контрагентов.

Так, на КамАЗе сказали, что прецедентов банкротства их дилеров пока не было, но позиция у концерна – выживут сильнейшие. Но, КамАЗ, как и остальные автомобильные концерны, предоставлял скидки, каковые, по сути, поддерживали и дилера, и производителя, а возможность раздувания стоков пресекал ограничением оборота, говорят в компании.

На АвтоВАЗе заявляют, что с февраля 2014 года доход дилеров концерна от продаж автомобилей с учетом бонусов и маржи вырос с 5% до 11,5%, скидка при поставке автомобилей по предоплате достигла 10%, увеличился и период отсрочки оплаты машин. Но перед намеченным на декабрь и сентябрь запуском новых моделей Lada Vesta и X-Ray завод решил более строго приводить дилерскую сеть к единому стандарту, что, по всей видимости, потребует от салонов значительных инвестиций.

Помогать в реализации данной программы завод, согласно данным источников Ъ, несобирается. Оптимизации дилерской сети на АвтоВАЗе кроме этого не опасаются и отмечают, что на смену не сильный игрокам придут новые.

В Ford Sollers уверены в том, что дилеры должны иметь равные бизнес-условия, но готовы оказывать консультационную помощь. В PSA Peugeot Citroen поведали, что облегчили денежную нагрузку дилеров за счет оптимизации площадей в 35 дилерских центрах, и поддержали их, увеличив бонусы и маржу. Дополнительные инвестиции были сделаны и для увеличения операционной эффективности дилерских центров, например, в коучинг.

Бренд Skoda, говорит один из источников среди дилеров, помог региональному дилеру с перестоком и просрочкой по выкупу, легко забрав автомобили на собственный склад.

Но, большая часть собеседников Ъ среди производителей машин признают, что как такой помощи дилерам, в особенности на пике отсутствия и кризиса спроса, со стороны концернов не было – для автопрома было приоритетнее избавиться от своих стоков, скинуть их на дистрибуторов либо дилеров, заявил собеседник Ъ.

Ландшафт дилерской сети в Российской Федерации уже значительно меняется, заключает директор автомобильной практики PwC в Российской Федерации Сергей Литвиненко, игроки уходят с рынка. Но как правило места ушедших занимают более устойчивые дилеры, каковые будут укрупняться, пользуясь обстановкой на рынке, считает эксперт.

Согласно его точке зрения, рентабельность дилерского бизнеса продолжит оставаться на низком уровне, но игроки, каковые развивают направление машин с пробегом, инвестируют в технологии и качественный персонал, смогут ее расширить, а менее действенные будут неспешно уходить. Про необходимость смены модели с большей ориентацией на подержанные машины, и на сервис говорит, к примеру, и Андрей Томышев из EY.

Владимир Беспалов из ВТБ Капитала ожидает относительной стабилизации рынка уже в следующем году, в зависимости от развития экономической обстановке. Но, совершённый EY опрос участников рынка говорит скорее о пессимизме дилеров: лишь 35% опрошенных ожидают роста продаж уже в 2016 году, а 39% уверены в том, что восстановления направляться ожидать по окончании 2017 года.

Гонки на выживание

«Коммерсант»

Гонки на выживание на тракторных гонках БизонТрекШоу-2013

Темы которые будут Вам интересны: