Два колеса истории

Создатель галереи мотостарины – о собственном детище

Два колеса истории

Екатеринбургский коллекционер мотостарины Яков Кузнецов до сих пор не вернул тот мотоцикл, с которого в далеком 1979 году началась его широкая коллекция. Но отреставрировал десятки вторых и предпочел не «чахнуть над златом», а открыть доступ к собственному собранию раритетов всем желающим. Первой в Российской Федерации личной галерее мотостарины пару дней назад исполнился год.

Открывшись без особенной помпы прошедшей весной на улице Раевского, екатеринбургский личный мотомузей за прошедшее время не снискал какой-то сверхъестественной популярности. По оценкам самого коллекционера, количество визитёров образовывает в среднем 5?10 человек в неделю. Но, проигрывая классическим музеям числом, Яков Кузнецов побеждает в качестве.

В его галерею идут целенаправленно, глазеть на любовно восстановленную мототехнику первой половины прошлого века и сказать о становлении мотоциклизма в его нынешнем понимании.

Яков Кузнецов, организатор галереи мотостарины

Не могу заявить, что интерес растет либо падает, количество визитёров отчего-то достаточно стабильно. Это, в неспециализированном-то, ясно, мотоциклы не каждому увлекательны. А именно хотелось бы, дабы в галерею приходили вправду интересующиеся историей, конструированием — такие музей постоянно найдут, тем более, что второго-то и нет.

В случае если же человек просто не знает, куда сходить в выходные — на аттракционах покататься, в футбол поиграть либо музей посетить, то, возможно, это не отечественный человек.

Однако, эта тема у нас все же не развита, и мне честно жалко и за страну, и за отечественный город. В любом большом городе мира имеются и частные галереи, и музеи частных коллекций, а у нас для того чтобы отчего-то нет, не смотря на то, что и люди у нас в целом хорошие. Так что нужно показывать и нужно говорить.

Продемонстрировать, непременно, имеется что. Коллекционер ограничил собственный интерес в полной мере конкретным периодом — 20-е — 40-е годы прошлого века. По словам Якова, как раз в эти 20 лет европейская мототехника получила те черты, каковые определяют ее состояние и сейчас. Причем в то время настоящими техническими шедеврами считались мотоциклы марок, о которых сейчас лишь коллекционеры и знают.

Выставочный зал галереи пестрит как именитыми марками наподобие BMW либо Harley-Davidson, так и заглавиями, каковые успели затеряться во времени за последние полвека — Wanderer, Durkoop, Hercules, Puch К слову, как раз компанией Wanderer был выпущен один из трех мотоциклов, пополнивших экспозицию за прошедший год.

Любой из двух вторых по-своему неповторим. Французский мотовелосипед Terrot type L стал самым пожилым экспонатом — данный двухколесник с моторчиком мощностью 3 л.с. выпускался во время с 1925 по 1927 годы (не смотря на то, что в целом дижонская компания Terrot занялась выпуском мотоциклов еще в конце XIX века). А мотоцикл со сложным именем NSU-D 201 OSL родом из германского Неккарзульма носит на данный момент звание самого редкого экспоната коллекции.

Эта модификация выпускалась в течение всего одного 1934 года: ясно, что общее число таких мотоциклов, доживших по сей день, может исчисляться единицами.

К слову, глядя на данный мотоцикл, возможно нежданно почувствовать пресловутую сообщение времен. Как ни необычно, последствия разработок инженеров компании NSU имеется и во в полной мере современных машинах, каковые создаёт концерн Volkswagen. Дело в том, что во второй половине 60-ых годов двадцатого века на обломках компаний NSU и Auto Union появилась марка Audi, сейчас входящая в состав концерна, а на заводе в Неккарзульме и сейчас выпускаются германские машины.

И еще одна маленькая подробность для осознающих: как раз в NSU в первый раз в мире выстроили автомобиль с роторным мотором, двигателем Ванкеля.

Но мы мало отвлеклись. У экспозиции Якова Кузнецова фактически один источник пополнения — это запасники самого Якова Кузнецова, где хранится множество раритетов различной степени восстановленности. По словам коллекционера, отыскать на данный момент что-то вправду редкое — громадная неприятность.

Яков Кузнецов, организатор галереи мотостарины

Все мотоциклы в далеком прошлом уже скуплены и вывезены — по большей части, за границу. Несложным поиском по объявлениям либо деревенским сараям что-то увлекательное уже не отыскать. Сейчас все занимательное добывается или у тех людей, каковые своевременно подсуетились, или у сотрудников по клубу коллекционеров, каковые по различным обстоятельствам избавляются от какой-то части собрания.

Одновременно с этим нужно подчернуть, что музейное собрание за прошедший год вправду оживилось: галерея купила какой-то неповторимый, необычный дух механической старины. В музее появились, к примеру, овеществленные воспоминания о советском детстве, каковые вынудят удариться в сладкую ностальгию любого, разменявшего пятый дюжина. Трехколесный велосипед «Ветерок», педальный автомобиль «Москвич» а также восхитительный «Педальный конь», много лет назад бывший предметом лютого желания автора этих строчков

Но самому главному экспонату еще лишь предстоит показаться на музейных подмостках. Начало коллекции Якова было положено во второй половине 70-ых годов двадцатого века тяжелым полноприводным мотоциклом французской марки Gnome et Rhone, что до сих пор пребывает в ходе реставрации. Как говорит сам коллекционер, всецело укомплектовать раритет удалось лишь в прошедшем сезоне.

Дело в том, что скрупулезные реставраторы не приемлют никакого новодела — процесс восстановления техники обязан протекать с применением только аутентичных комплектующих, показавшихся на свет в то же самое время. В общем, никакой «контрактной» самодеятельности, лишь уникальные запчасти. Вот вам и объяснение того, что на реставрацию техники смогут уходить не годы — десятилетия.

А родоначальник коллекции Якова справит собственный второй сутки рождения — уже в качестве музейного экспоната — в следующем году.

Александр Буланов, директор Ирбитского музеямотоциклов

Я и сам вырос из коллекционеров, исходя из этого постоянно говорил, что нет более тщательных и скрупулезных исследователей, чем частные коллекционеры. У музеяможет не хватать штата, людей, внимания, а коллекционер практически въедается в эту тему. Любой раз, в то время, когда мы видимся с Яковом Леонидовичем (Кузнецовым, — прим. ред.), он неизменно мне показывает что-то новенькое — то цепи на BMW R71, то еще какой-то фрагмент А я печалюсь, что у меня самого на такие мелочи просто не хватает времени.

Как раз частные коллекционеры закладывают базу сохранения историко-технического наследия не только Урала, но и всей страны. Я в этом честно уверен. Они проделывают огромную невидимую работу, которую весьма тяжело оценить. Но именно на базе частных коллекций появляются необычные собрания мирового значения.

Нереально создавать Эрмитажи без частных коллекций.

Коллеги и соратники Якова, да и просто известный члены екатеринбургского мотосообщества говорят, что коллекционер фактически в одиночку делает громадное и ответственное дело. И они имеют в виду не просто собирательство металлических раритетов и возврат их к полноценной судьбе, а сам факт появления первого на Урале (быть может, и в Российской Федерации) частного открытого музея мотостарины.

Александр Юсин, коллекционер древней техники

Это не измерить никакими цифрами. Он (Яков Кузнецов, — прим. ред.) сделал то, о чем многие грезили и никто не решился. Молодец, умница. Любой уважающий себя народ обязан не забывать собственную историю.

Не сохранять то, что отечественные деды делали без компьютеров, безо всякой электроники — это легко непростительно. Не знаешь прошлого — не будет будущего.

В Европе довольно много частных музеев, в которых собраны экспонаты различных обладателей, причем не обязательно больших коллекционеров — легко обладателей одного-двух раритетов. В полной мере быть может, что в Екатеринбурге реставраторы и коллекционеры также каким-то образом объединятся, и итогом этого объединения станет полноценный личный технический музей.

Беседы о создании аналогичного музея в столице Урала вялыми темпами ведутся уже много лет, но воз и сейчас в том месте. Пока же налюбоваться на раритетные, любовно отреставрированные мотоциклы и прикоснуться к серьезнейшему пласту всемирный истории возможно на улице Раевского. Образцовое расписание работы галереи размещено на сайте клуба «Авторетро», не смотря на то, что в приватной беседе коллекционер неоднократно подчеркивал, что для подлинных поклонников мотостарины готов открыть двери собственного музея в любое время.

Фото: © Дмитрий Елизаров

Дмитрий Елизаров , 10 марта 2015 года
573 просмотра

‘2 ???????’ ??????? ??????????????? ????? // \

Темы которые будут Вам интересны: