Автоваз тормозит убытки: десять фактов о здоровье лады («авторевю»)
Отчет о денежных итогах 2017 года проливает свет на текущее состояние дел АвтоВАЗа. Предлог для оптимизма имеется: компания уменьшает убытки и движется с опережением замысла, по которому должно проходить оздоровление. Но в отчете хватает и тревожных моментов.
Но, обо всем по порядку.
1. Убыток сократился в 4,6 раза
АвтоВАЗ все еще трудится в минус. Но «минус» данный меньше: вместо 44,8 млрд рублей в 2016-м результатом прошлого года стали 9,66 млрд убытка по западному стандарту денежной отчетности. На руку сыграли рост русского рынка, упрочнение рубля, подорожание машин, появление у Лады все более и более дорогих предположений, и другие факторы.
Но стратегическая цель возвратиться к безубыточности в ближайшие несколько лет вряд ли окажется достижимой – возвращение к хорошим итогам президент АвтоВАЗа Николя Мор с опаской прогнозирует лишь на 2020 год. К тому же в аудиторском заключении компании ErnstYoung так же, как и прежде фигурирует фраза о том, что денежная отчетность АвтоВАЗа говорит о наличии значительной неопределенности, которая может приводить к в способности компании непрерывно продолжать собственную деятельность, поскольку на 31 декабря 2017 года кратковременные обязательства компании превышали активы на 62,3 млрд рублей. АвтоВАЗ все так же испытывает недостаток в докапитализации.
2. Операционно – безубыточно
Но результаты работы на операционном уровне вселяют оптимизм: хороший итог достигнут уже в 2017 году вместо 2018-го, как предполагалось программой оздоровления. АвтоВАЗ отчитался об операционной марже размером 1,6 млрд рублей (в 2016 году было «минус» 16,2 млрд). Помог в первую очередь рост выручки (на 40,7 млрд рублей, другими словами +22%), включая и выручку от экспорта, и результаты работы бизнеса по продаже послепродажного обслуживания и запчастей.
3. колоссальный недогруз и Рекордная доля
По собственному отчету АвтоВАЗ за прошедший год реализовал в Российской Федерации 320222 легковых и легких коммерческих автомобиля Лада (эти АЕБ говорят про 311588 автомобилей) и так завоевал самую большую для себя за последние шесть лет долю рынка – 19,5% (либо 20,5% среди легковых). Гранта, Веста, XRAY и Ларгус входят в топ-10 бестселлеров России. Универсалы Веста SW и SW Cross за зиму и осень 2017 года разошлись тиражом 5518 автомобилей, причем Кроссы составили большая часть.
К показателю продаж в Российской Федерации необходимо прибавить те машины и машинокомплекты, каковые были посланы на экспорт (24955 штук), и наборы для Шеви-Нивы и автомобилей ВИС. Плюс еще 107375 машин АвтоВАЗ реализовал альянсу Renault-Nissan (это собранные в Тольятти Альмеры, Логаны и Sandero). Всего – 485461 машина, другими словами на 15,7% больше, чем годом ранее.
Но, если судить по количествам производства, загрузка мощностей образовывает меньше 40%.
4. Экспорт: медленный разгон
В 2017 году АвтоВАЗ увеличил продажи на зарубежных рынках на 28%, начал поставки в Литву, Иорданию, на Кубу а также в Китай (в том направлении ушли «хорошие» Нивы), а в целом Лада представлена в 30 государствах. Но объем остается маленьким (24 тысячи автомобилей), самая популярная модель так же, как и прежде Лада 4х4, а экспансию на самые большие рынки в Западной Европе сдерживают нормы по выбросам углекислого газа.
Исходя из этого главная часть экспорта в 2017 году ушла в СНГ (15,5 тысячи, рост на 91%), а в Европе (по большей части в Германии, Словакии и Венгрии) зарегистрировано 5906 машин Лада. Как выразился Николя Мор, «не ожидайте, что мы будем сфокусированы на Европе в скором будущем, но по окончании 2023 года у нас покажутся глобальные модели, отвечающие строгим эконормам».
5. Курс – на глобальные платформы
«Глобальные модели» по окончании 2023 года – это часть стратегического замысла, что предусматривает пять новых моделей Лады в 2020–2022 годах и еще пять в 2023–2026 годах, плюс семь фейслифтов в общем итоге. Но со слов президента Николя Мора становилось ясно, что новые силовые агрегаты, отвечающие европейским нормам, и столь желанная возможность выхода на глобальный рынок для повышения экспорта – это будущие результаты перехода на платформы и двигатели альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, что ожидает Ладу максимум через пять лет.
Но, АвтоВАЗ одной из собственных целей на 2018–2021 годы все же заявляет наращивание собственных инженерных ресурсов. Не смотря на то, что по итогам 2017 года трансформаций в расходах на инжиниринг пока не произошло: как и в 2016-м, они составили 1,5 млрд рублей. Кстати, интересные эти из отчета: балансовая цена проекта Веста на конец 2017 года была 767 млн рублей, Веста SW и SW Cross – 735 млн, а XRAY – 1,7 млрд, что косвенно говорит о чрезмерно высокой себестоимости Лады на платформе B0.
6. Шеви-Нива 2 – минус четыре миллиарда
Один из самых увлекательных разделов вазовского отчета – результаты работы СП GM-АвтоВАЗ. В 2017 году из-за «неопределенности в отношении финансирования проекта New Шевроле Niva» было решено обесценить активы СП на 4,25 млрд рублей. В следствии GM-АвтоВАЗ расписался в убытках на 3,12 млрд, из которых добрая половина легла на плечи АвтоВАЗа, увеличив его чистый минус.
7. Долги – больше 80 миллиардов
Но, главная причина убытков АвтоВАЗа –обслуживание долгов. В 2017 году компания израсходовала 7,3 млрд рублей на выплату процентов и еще 12,6 млрд направила на погашение части кредитов. Но все равно сумма кратковременных обязательств образовывает практически 120 миллиардов, а долговременные обязательства перед Ростехом и ВЭБом тянут на 84,4 млрд рублей.
Исходя из этого на данный момент АвтоВАЗ ведет переговоры с банками и акционерами о рефинансировании кредитного портфеля и о новых займах от акционеров. Более того, в последних числахЯнваря 2018 года правительство России поменяло порядок финансирования АвтоВАЗа со стороны Ростеха, исключив из документов упоминание о пропорциональном участии корпорации в капитале, что по идее открывает возможность для повышения доли альянса за счет новых взносов.
8. Субсидии растут
Еще один серьёзный нюанс: за 2017 год АвтоВАЗ взял из бюджета России субсидий на 20,4 млрд рублей. Это на 2,2 млрд больше, чем в 2016-м. Грубо говоря, государство компенсировало автопроизводителю 64 тысячи рублей за любой реализованный в Российской Федерации автомобиль Лада.
А всего за последние три года из бюджета АвтоВАЗу было направлено 53 млрд рублей.
9. Прогноз на 2018 год: новая Гранта – №1?
В этом году АвтоВАЗ ожидает, что продажи будут расти не медленнее, чем целый российский рынок, – приблизительно на 10%. Дополнительный импульс смогут дать новые модели, каковые Лада представит летом, – это седан Веста хэтчбек и Кросс XRAY Cross. Но основная новинка – обновленная Гранта, в семейство которой сейчас интегрируют перелицованную Калину (и хэтчбек, и универсал), что разрешит АвтоВАЗу вычислять продажи этих технически однообразных моделей совместно.
Соответственно, теоретически обновленная Гранта обязана занять первую строке в русском рейтинге продаж, поскольку на данный момент Гранта – номер два с маленьким отставанием от Kia Rio, а у Калины – лишь двадцать третья строки.
10. Новый президент
И вдобавок у АвтоВАЗа, вероятнее, будет новый президент. В конце прошлого года Николя Мор был назначен вице-главой фирмы Renault в регионе Евразия, что свидетельствует важное увеличение, но пока Мор совмещает новую должность с постом номер один на АвтоВАЗе и кокетливо отшучивается на вопросы об поисках и уходе преемника. Но глава Ростеха Сергей Чемезов в первых числах Февраля сказал, что ответ о смене президента уже принято и по сей день Renault занимается выбором кандидатуры, которую нужно согласовать с российской госкорпорацией.
«Авторевю»