Автопром будут спасать ежемесячно
В условиях обвального падения авторынка правительство отыскало новый метод поддержать русских производителей машин. Госслужащие желают ввести ежемесячные субсидии русским автопроизводителям вместо ежеквартальных. Выделяемые средства запретят преобразовать в другую валюту.
Специалисты положительно оценивают такое ответ, но отмечают: авторынку эта мера не окажет помощь.
Пробуя сгладить последствия глубокого кризиса российского авторынка, правительство подготовило проект трансформаций в правила субсидирования русским автопроизводителям затрат на поддержку и выпуск гарантийных обязательств для машин классов «Евро-4» и «Евро-5». Соответствующий проект распоряжения правительства, проходящий на данный момент антикоррупционную экспертизу, был размещен на портале regulation.gov.ru.
Среди основных новшеств – замена ежеквартальных субсидий автопроизводителям на ежемесячные, запрет на конвертацию взятых субсидий в зарубежную валюту, и введение единого размера субсидий для всех производителей. «Это разрешит уменьшить денежную нагрузку на российских производителей в условиях падения спроса на продукцию автомобилестроения, и разрешит снизить падение уровня и социальную напряжённость занятости в отрасли, сохранив рабочие места на фирмах автомобилестроения и в смежных отраслях», – говорится в пояснительной записке к проекту распоряжения.
Еще одной обстоятельством необходимости внесения трансформаций в правила предоставления субсидий в Минпромторге именуют вступление в силу техрегламента Таможенного альянса «О безопасности колесных транспортных средств». По существующим на сегодня правилам, большие размеры субсидий различались для производителей в зависимости от размещения производственных мощностей.
Так, к примеру, производители в Дальневосточном федеральном округе имели возможность рассчитывать на больший размер субсидируемых затрат. Помимо этого, на размер выплат воздействовала и часть транспортных средств определенной категории в общем количестве производства компании в Российской Федерации.
Сейчас госслужащие предлагают установить единый предельный размер субсидируемых затрат «в целях недопущения искажения конкурентной среды между производителями». Так, для автомобилейс двигателем количеством до 2 л экологического класса «Евро-4» выплата составит 24 тыс. руб. на каждую машину, а с «Евро-5» – 26 тыс. руб. Затраты на гарантийное обслуживание и производство автомобилей с двигателем количеством более чем 2 л будет предусматривать субсидии в 40 тыс. и 45 тыс. руб. в зависимости от класса. Такие же ограничения смогут быть установлены и для внедорожных легковых и грузовиков массой не более 3,5 т.
Кроме этого госслужащие внесли предложение установить и предельные размеры субсидируемых затрат на содержание рабочих мест. В случае если количество произведенных предприятием автомобилейв течение года не превышает 4,1 тыс. единиц, то большая сумма субсидии будет составлять 50 миллионов рублей.; от 4,1 тыс. до 8,3 тыс. единиц – 125 миллионов рублей.; от 8,3 тыс. до 16,6 на данный момент. единиц – 250 миллионов рублей.; от 16,6 тыс. до 33 тыс. единиц – 333,4 миллионов рублей.; более чем 33 тыс. единиц – 666,7 миллионов рублей.
Ежеквартальную схему выделения автопроизводителям субсидий в Минпромторге предлагают заменить ежемесячной, дабы уменьшить денежную нагрузку на производителей. «Появилась необходимость повышения частоты выплат производителям с ежеквартальной на ежемесячную без повышения количества бюджетных лимитов и ассигнований бюджетных обязательств, утвержденных Минпромторгу России на указанное мероприятие», – отмечается в тексте пояснительной записки к документу. Соответственно, при трансформаций в периоде предоставления субсидий на ежемесячный количество и предельные размеры затрат произведенных за отчетный период машин сократят втрое.
Как поясняют госслужащие, это новшество предлагается в качестве меры своевременного реагирования на негативные тенденции внутреннего авторынка. «Из-за падения платежеспособности физических и юрлиц увеличились риски остановки либо полного прекращения производства на наибольших фирмах отрасли автомобилестроения», – отмечают авторы проекта в пояснительной записке.
Помимо этого, для производителей машин возможно запрещаеться конвертацию субсидий в зарубежные валюты, и ужесточатся требования к подаче заявлений в Минпромторг на получение субсидий.
Специалисты к предложениям Минпромторга относятся положительно, но отмечают, что улучшение денежных условий производителей никак не повлияет на трансформацию негативных тенденций на авторынке.
Так, директор по формированию автокредитования Локо-банка Андрей Ермаков отмечает, что изменение условий выдачи субсидий будет положительно оценено со стороны производителей машин и может поддержать их во время экономического кризиса. «Но в основном автомобильные компании сохраняют надежду на запуск программы льготного автокредитования. «Авторынок ожидает возобновления данной программы льготного кредитования уже достаточно долгий срок, – поведал «Газете.Ru» Ермаков. – По окончании досрочного завершения программы в конце 2013 года дилеры автомобилей неоднократно обращались к правительству с предложениями запустить ее снова. Эта мера помощи, непременно, сможет оживить рынок, ускоривший по результатам продаж в феврале падение. Что касается ставки, то она возможно на уровне 13–15% годовых, что выгоднее условий, предлагаемых сейчас большинством наибольших банков».
«Эти субсидии призваны компенсировать производителям затраты на уплату утилизационного сбора, – пояснил «Газете.Ru» аналитик «ВТБ-Капитала» Владимир Беспалов. – Была выбрана такая форма компенсации, не нарушающая правил ВТО. Трансформации в условиях субсидирования, само собой разумеется, мало окажут помощь производителям в денежном замысле с позиций оборотного капитала, но не более того: на рынок это никак не повлияет».
Специалист кроме этого согласен с тем, что настоящая помощь авторынку возможно достигнута введением программы льготного автокредитования. «Эта тема обсуждается сейчас весьма деятельно, так что нельзя исключать, что программу вправду вернут в скором будущем. Кроме того звучала сумма, которую правительство якобы выделит на программу, – 2 млрд руб. Но самое основное, что госслужащие собираются ограничить ставку.
Это не разрешит кредиторам повышать ее, нивелируя эффект от программы. Но кроме того возвращение льготного кредитования не сможет вывести рынок в плюс, не смотря на то, что конкретно положительно скажется на количествах продаж», – говорит Беспалов.
Отметим, что кроме действующей на данный момент программы утилизации правительство может в ближайшее время решить о возобновлении программы льготного автокредитования. Официально об этом заявлено пока не было, но, согласно данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), программа возможно согласована и запущена уже с 1 апреля.
«Газета.Ru»