Автопредприятия сокращают персонал
Кризис в автомобильной отрасли, падение количеств продаж и, как следствие, сокращение рабочих мест все чаще вынуждает сотрудников фабрик отстаивать собственные права. Члены профсоюзов в голос утверждают, что лишь сообща возможно добиться признания собственных требований. Но волны массовых сокращений, вероятнее, не избежать. «Газета.Ru» разбиралась, как российские автопредприятия переживают финансовый кризис.
Количество занятых в автомобильной отрасли сотрудников ощутимо уменьшается. За последний год их число снизилось уже на 10%. В мае 2014-го года на автопредприятиях трудилось 205 134 человека, то год спустя – на 10,5% меньше (183 534).
Так, работы лишились 21,6 тысяч людей. Такие эти приводит компания «АСМ-холдинг», специализирующаяся на аналитике в автомобильном машиностроении. Специалисты «Газеты.Ru» уверены, что не все автопредприятия оптимизировали сокращения и свой штат продолжатся и в следующем году.
В разгар финансового кризиса, что особенно остро чувствуется в автопрома, «Газета.Ru» разбиралась, какая ситуация на данный момент на русских автопредприятиях.
Рабочие «АвтоВАЗа» угрожают забастовками
На непростую экономическую обстановку начал реагировать и отечественный автогигант. Очередной митинг против сокращений и за увеличение заработных платов в последних числахСентября совершил свободный профсоюз«АвтоВАЗа». Собрав, по различным данным, от 700 до 1,5 тыс. человек, он стал одним из самых больших в последнии месяцы.
Как заявил «Газете.Ru» глава профкома межрегиональной профсоюзной ассоциации по Самарской области Петр Золотарев, если управление предприятия откажется сесть за стол переговоров, профсоюз приступит к решительным мерам.
В профсоюзе утверждают: не обращая внимания на то что глава «АвтоВАЗа» Бу Андерссон дал обещание не увольнять рядовых рабочих в 2015 году, численность персонала все равно уменьшается, лишь вторыми методами.
«Сокращения существуют, они иным образом, – говорит Золотарев. – Мы выставили «АвтоВАЗу» требования учавствовать в переговорах. Дополнительно мы просим не завлекать работников на аутсорсинг, другими словами не задействовать сторонних экспертов, сократить затраты на административный персонал – их бонусы и зарплату. В случае если спустя семь дней они откажутся вести переговоры, мы начнем коллективно-трудовой спор. Для этого нам необходимо будет собрать подписи 50% сотрудников.
Кроме этого в будущем мы можем начать забастовку».
Семь тысяч рабочих смогут попасть под сокращения
В это же время в официальном профсоюзе самого «АвтоВАЗа» отмечают, что до тех пор пока сказать о вероятных сокращениях в будущем году рано, потому, что на предприятии не утверждены объёмы и график производства. Но уже на данный момент, по словам главы профкома «АвтоВАЗа» Сергея Зайцева, настроения на предприятии достаточно тревожные.
«В текущем году новых сокращений, не считая уже согласованных, не будет, – говорит Зайцев. – Что касается пикетов, то мы в них участия не принимали, и проходили они в кооперации с коммунистами (на митинге вправду была символика КПРФ. – «Газета.Ru»). Но нас настораживает, что по 2016 году администрация уже не берет на себя никаких обязательств по сохранению численности персонала, как это было в 2015 году. Обеспечений никаких нет.
До тех пор пока у нас нет отправных данных, мы не знаем, каковы будут количества производства в 2016 году. Исходя из этого рано сказать о сокращениях. Само собой разумеется, ситуация на заводе напряженная.
Говорят, что будут увольнения. Мы понимаем, что обстановка не улучшится и на русском авторынке количества продаж не вырастут. Мы уже ставили данный вопрос перед правительством Самарской области в середине сентября.
Управление области осознаёт обстановку и признает, что, вероятнее, количество персонала на «АвтоВАЗе» будет снижено. Основное, дабы это было сделано медлено и согласованно».
По оценкам Золотарева, из трудящихся на «АвтоВАЗе» 49 тыс. человек под сокращения смогут попасть 7000 сотрудников, не задействованных в производстве автомобилей. «При будущих сокращений как раз они смогут первыми попасть под удар», – вычисляет он.
Как проходили тяжбы с Опель
Примером для участников отрасли стала обстановка с закрытием завода Дженерал моторс в Петербурге, где многим рабочим удалось отстоять собственные права при массовом сокращении. По окончании того как компания GM решила уйти с русского рынка, 31 июля этого года завод официально был закрыт. Для урегулирования взаимоотношений с сотрудниками каждому из них была предложена выплата в размере семи минимальных окладов труда.
Изначально на предприятии трудилось около восьми тысяч. человек, но в разгар кризиса по окончании массовых сокращений в том месте оставалось не более 1,2 тыс. Наряду с этим часть сотрудников отказалась увольняться по соглашению сторон и "настойчиво попросила" выплаты как минимум 12 окладов. По окончании нескольких пикетов и широкого публичного резонанса компания отправилась им навстречу.
Наряду с этим, по словам участника совета Межрегионального профсоюзаавтопрома (МПРА) Петра Пренева, сотрудники с менее выраженной гражданской позицией взяли минимальные возмещения.
«Завод Опель был закрыт с соблюдением Трудового кодекса, всех сотрудников сократили, – поведал Пренев «Газете.Ru». – Но целый данный процесс стал для нас негативным опытом. Часть работников, которая изначально была не согласна с предложенными GM условиями, все-таки смогла взять 12 единовременных окладов. С другими же договаривались по-различному, кому-то заплатили семь, кому-то – другую сумму. Но мы желали избежать избирательности.
Дабы все взяли равные суммы, чтобы без экстренной спешки искать новую работу. Так как на данный момент в Петербурге нереально скоро отыскать место, где возможно рассчитывать на такую же среднюю заработную плат в 35–40 тыс. руб. Но американское управление погасило волну недовольства, а дальше действовало избирательно».
Пренев уверен в том, что добиться хорошей компенсации рабочие смогли благодаря активной гражданской позиции. «Опыт GM – звоночек для всех занятых в автомобильной отрасли, – говорит Пренев «Газете.Ru». – в Трудовом кодексе нужно прописывать более твёрдые требования при сокращения сотрудников. До этих пор правила социального партнерства автомобильные концерны смогут так же, как и прежде толковать в пользу понижения собственных издержек.
Глядя на данный опыт, другие предприятия кроме этого набираются смелости и начинают бороться за собственные права. Так, в понедельник, по окончании массовых пикетов, рабочим компании «ОмскТрансМаш» удалось добиться отмены сокращения 400 сотрудников из 2000».
Nissan и Ford поднимают заработную плат, но с премиями сложнее
В это же время, по данным МПРА, на фабриках Nissan и Ford сокращений пока не планируется. Помимо этого, сотрудникам не намного, но все-таки повысили зарплату.
«У Nissan до тех пор пока все прекрасно, – поведал Пренев. – Завод трудится по полной программе, сотрудники заняты полный рабочий сутки. Предприятие планирует собственную работу и варьирует занятость персонала с минимальными утратами – всего тут трудится свыше тысячи человек. Завод Ford также трудится, тут трудится около тысячи сотрудников. Предприятие трудится в одну смену, четыре дня в неделю. Летом на Ford повысили зарплату приблизительно на 5%, а на Nissan – 7%.
Но фактически пропала возможность поработать сверхурочно и получить премию».
Завод ПCMA в Калуге: лишь срочные соглашения
На заводе Peugeot Citroen Mitsubishi в Калуге длится конфликт между сотрудниками завода и руководством, каковые были приняты на работу по срочным контрактам. Напомним, что на данный момент, по различным оценкам, на заводе трудится не более 2 тыс. человек. Среднестатистическая заработная плата равна 20–25 тыс. руб.
Предприятие трудится в две смены, и в случае если до недавнего времени в основном в том месте собирали внедорожники Mitsubishi, то на данный момент, как утверждают сотрудники предприятия, увеличилась сборка автомобилей C-сегмента французских брендов.
Ранее «Газета.Ru» уже писала, что из-за спада производства Peugeot-Citroen в Калуге может выгнать с работы без выплаты компенсаций до 40% работников – порядка 600 человек.
Как сказал «Газете.Ru» начальник ячейки МПРА Дмитрий Трудовой, на данный момент сокращено уже более 110 человек, трудящихся по срочным контрактам, и данный процесс длится. «Управление завода избрало тактику игнорирования законодательства, – утверждает Трудовой. – Так как срочные договора возможно заключать лишь в указанных в Трудовом кодексе случаях, и постоянная работа на заводе к ним никак не относятся. на данный момент они выкидывают с завода тех людей, каковые уже по 2–3 раза продлевали собственные договора, и набирают новых. на данный момент они уже собрали 60 новых «срочников». Так как для тех, у кого было продление, имеется полная гарантия восстановления.
Мы уже победили порядка 30 судов. Ответ в отечественную пользу – двух типов. В первом – суд признает факт незаконного заключения срочного договора. Тогда сотрудника восстанавливают, выплачивают ему сумму, которую он должен был получить за то время, пока шел суд, плюс компенсацию морального труда.
Второй вариант – это в то время, когда человека еще не выгнали с работы, тогда суд обязывает заключить с таковыми стандартные контракты. Наряду с этим восстановленным в должности сотрудникам управление завода сразу же предлагается уволиться за пять окладов».
Трудовой уверен, что в следующем году сокращения персонала продолжатся, но сохраняет надежду на рост производства благодаря экспорту продукции. «Мы ожидаем, что будет уменьшаться зарплата, – отмечает Трудовой. – Противостоять этому окажут помощь лишь твёрдые и сплоченные коллективные действия сотрудников. Работники – главные на производстве, и забастовка – весьма действенный способ. митингами и Пикетами никого не испугать, в случае если это происходит в нерабочее время».
«Газета.Ru» обратилась за комментариями к управлению ПCMA Рус, где обвинения профсоюза отвергли. «Приведенные в массмедиа цифры были неверными, – заявили в ПCMA Рус. – В соответствии с русским законодательством, завод имеет возможность предложить сотруднику работу на постоянной либо временной базе в зависимости от производственной необходимости. Подписывая временное трудовое соглашение, сотрудник соглашается делать предусмотренные соглашением обязанности в течение ограниченного периода времени, определенного сроком действия контракта».
Помимо этого, в ПCMA Рус подчернули, что структура работы штата и режим завода продиктованы спросом на продукцию и зависят от обстановки на автомобильном рынке.
«Автотор»: сокращения – лишь летом
На русском автосборочном заводе «Автотор» в Калининграде «Газету.Ru» заверили, что в этом году новых сокращений не предвидится. Наряду с этим предприятие ищет новых партнеров для осуществления сборки по окончании того, как GM сократил в Российской Федерации собственный присутствие. На данный момент тут трудится порядка 2,5 тыс. человек.
«В связи с требуемой оптимизацией численности «Автотор» должен был пойти на сокращение 500 сотрудников, – отметили в пресс-службе предприятия. – До Января этого года новых сокращений не планируется. В будущем все будет зависеть от производственных замыслов, каковые формируются в согласовании с партнерами. Мощности предприятия вычислены на выпуск до 250 тыс. машин в год, наряду с этим в связи с завершением проекта GM из них высвободилось мощности, рассчитанные на выпуск 130 тыс. машин.
На сегодня они заморожены, ведутся переговоры с партнерами. На сегодня «Автотор» создаёт автомобилиBMW, Kia, Hyundai, и коммерческие машины Hyundai и TATA Daewoo. В режиме пилотного производства выпускаются грузовики Ford».
Sollers: замысел – избежать сокращений
В компании Sollers поведали, что в замыслах компании стоит сохранение штата сотрудников. «На данный момент у Sollers две площадки – это производственная площадка и УАЗ на Дальнем Востоке, – пояснили в пресс-службе компании. – Что качается Ульяновска, то предприятие в том месте показывает хорошие результаты по продажам, завод стабильно трудится, все сотрудники сохранены. На той же промышленной площадке расположено отечественное СП Sollers IZUZU, которое собирает японские грузовики, – на нем также все достаточно стабильно.
На Дальнем Востоке у нас три проекта. Первый – это лицензионная сборка корейских внедорожников SsangYong. на данный момент сборка временно приостановлена, потому, что у компании имеется стоки продукции. Но на данный момент мы совершенно верно можем заявить, что в скором будущем поставки машинокомплектов будут возобновлены. Кроме этого, у нас трудилось два совместных фирмы.
Одно из них занималось сборкой машин Toyota, но японцы решили прекратить это производство. На втором ведется сборка автомобилей Мазда. В 2017 году кроме этого запускается строительство завода по производству двигателей Мазда.
Всех отечественных сотрудников мы сохранили, часть из них находится в оплачиваемом отпуске. И отечественная цель – сохранить всецело отечественный персонал».
Вывод специалиста: кто опоздал, будет уменьшать персонал
председатель совета директоров агентства «Автостат» Сергей Целиков прогнозирует, что производства года и уровень 2016 продаж сохранится на уровне этого года. Наряду с этим часть автопредприятий еще не успела оптимизировать количество собственных сотрудников под новые условия рынка.
«Исходя из этого возможно заявить, что волна сокращений прокатится по компаниям и в следующем году, – сообщил Целиков «Газете.Ru». – Они будет не такие массовые, как в этом году, но на 10–20% – это совершенно верно. Что касается конкретных компаний, то, к примеру на «АвтоВАЗе» самая непростая обстановка с той ниткой конвейера, где собирали Lada Priora. на данный момент она временно остановлена, и обстановка с ней, а соответственно – и с занятыми на ней людьми, пока непонятная.
То ли ее вовсе закроют, то ли будут собирать что-то второе. Но инвестиций под нее точно не планируется. В случае если сказать о заводе Sollers в Ульяновске, то они пережили кризис оптимальнее , и продажи и производство идут в плюс.
На Дальнем Востоке обстановка сложнее, но и персонала в том месте занято не так много».
«Газета.Ru»