«Автогражданка»: что изменилось в выплатах с 1 июля
14 апреля президент издал указ № 165 О внесении дополнений и изменений в указы Президента страны Беларусь по вопросам страховой деятельности. 1 июля документ вступил в законную силу.
Как мы уже писали, самое занимательное для страхователя — что сейчас страховая компания будет компенсировать автовладельцу фактические затраты, понесенные на ремонт поврежденного транспортного средства, — за вычетом цены обновления подробностей.
Как на практике будут выплачиваться страховые выплаты за ремонт авто по окончании аварий, AUTO.TUT.BY пояснила глава управления методики, актуарных расчётов и организации Белорусского бюро по транспортному страхованию Раиса Александрович.
Как было?
По окончании ДТП страхователь (потерпевший автовладелец) обращается в страховую компанию. Оценщик определяет размер вреда. Страховщик выплачивает страховое возмещение. Потом ремонт ложится на плечи автовладельца.
Кому-то страховых выплат хватает с лихвой — и еще остается, кому-то — не достаточно покрыть фактические затраты.
Как на данный момент?
— Предусмотрено три варианта получения потерпевшими страхового возмещения, — пояснила Раиса Александрович.
Вариант 1
В случае если вам комфортно, как было, — пожалуйста: обладатель идет в страховую, та оценивает вред, выплачивает возмещение (наличными деньгами) — и занимайтесь ремонтом сами.
— При таких условиях размер вреда будет выяснен расчетным способом исходя из среднеарифметической цены одного нормо-часа работ с учетом износа, — поясняет представитель бюро.
В чем подвох? Автомобилисты довольно часто жалуются на то, что им не достаточно на ремонт. Обстоятельств тому пара: они желают не просто восстановить автомобиль до предаварийного состояния, но и обновить его — к примеру, заменить поврежденное в ДТП бэушное крыло на новое.
Страховая это не оплатит — вычтет долю обновления. Либо же виной тому, что не достаточно, различные цены нормо-часов: страховые компании сейчас берут в расчет цены нормо-часа работ по ремонту легковой иномарки среднеарифметические 186310 — 208680 рублей (автомобили возрастом 5-10/до 5 лет), что в среднем на 20% ниже среднерыночной цены на СТО. В дилерских центрах некоторых автомобильных марок цена нормо-часа доходит до 400 тыс.
Автогражданка по-белорусски: из-за чего выплат не достаточно на ремонт авто?
Вариант 2
Подвоха (по крайней мере в части цене нормо-часа) больше не будет — страховая компенсирует вам то, что вы уже израсходовали на ремонт.
По окончании ДТП вы обращаетесь в страховую организацию — и потом см. вариант 1. Все то же самое, но по окончании получения оплаты ремонта и страхового возмещения автомобиля на самостоятельно выбранной СТО вы сейчас имеете возможность обратиться к страховщику за доплатой — исходя из фактической, а не определенной оценщиком цены восстановления поврежденной автомобили.
— По окончании предоставления документов (заказа-костюма) по фактическому ремонту автомобиля на выбранном автовладельцем СТО страховщик произведет доплату исходя из цены нормо-часа работ конкретной СТО и работ и фактической стоимости материалов, каковые были использованы — с учетом износа, — пояснила Раиса Александрович.
Вариант 3
Его представители Белорусского бюро по транспортному страхованию именуют европейским. Коротко сущность возможно обрисовать так: ремонт автомобили клиента — дело страховой.
Страховщик будет вправе предложить потерпевшему с его письменного согласия направить автомобиль для ремонта на предложенную страховой компанией СТО. Другими словами в этом случае деньги к страхователю не попадают — напрямую перечисляются от страховой к СТО, клиент же приобретает отремонтированный до предаварийного состояния автомобиль.
В какую страховую обращаться — зависит от вашего договора
В случае если у вас простая автогражданка и вы — потерпевший в ДТП, то вправе обратиться как в страховую виновника аварии, так и в собственную, напоминают в бюро, а вдруг имеется еще и КАСКО — то и в компанию, оформившую контракт необязательного страхования (КАСКО).
В случае если же у вас соглашение комплексного внутреннего страхования (автогражданка + КАСКО) и вы — виновник ДТП, то должны обращаться в собственную страховую, оформившую данный полис.
В случае если же вы — потерпевший в ДТП, а у виновника нет страховки, то вы имеете возможность обращаться лишь в Белорусское бюро по транспортному страхованию, как раз тут компенсируют вред.
Как позже страховые компании будут разбираться между собой — клиента тревожить не должно.
Всем потерпевшим в ДТП — до 10 тыс. евро
Сняты ограничения по неспециализированному размеру страхового возмещения нескольким потерпевшим по одному страховому случаю — ранее они не могли быть больше 30 тыс. евро.
Страховые компании вспоминают масштабную аварию на могилевской автостраде на протяжении снежного шторма Хавьер в марте 2013 года: более 15 потерпевших, вред причинен как имуществу, так и здоровью. По нынешним нормам общая сумма компенсации ограничена, и на деле часто получалось так, что в случае если за страховым возмещением первым обращался обладатель дорогостоящего автомобиля и сходу вынимал из лимита положенную ему компенсацию, то вторым участникам имели возможность достаться крохи либо по большому счету ничего.
— Сейчас совокупная сумма возмещения не ограничена — каждому из участников положено до 10 тыс. евро, — пояснили в бюро.
Европротокол до 400 евро
Как уже писал AUTO.TUT.BY, поднят размер страховой выплаты при оформлении ДТП без вызова сотрудников ГИБДД — с 200 до 400 евро. Это, согласно точки зрения представителей Белорусского бюро, стимулирует участников ДТП оформлять большее количество аварий, не требующих предварительного расследования, без ГИБДД — упрощая тем самым себе порядок получения страховых выплат (в срок до 5 дней) и не создавая пробок на дорогах в ожидании экипажа ДПС.
на данный момент без ГИБДД оформляются около 15% металлических ДТП. Страховые компании сохраняют надежду, что по окончании вступления в силу новых правил их количество увеличится до 30-35%.
Мопеды и квадроциклы, и гибриды
Еще с апреля 2011 года мопеды и квадроциклы подлежат регистрации в ГИБДД, но необходимое страхование ответственности обладателя предусмотрено не было. Сейчас же оформлять автогражданку на них нужно. Страховые взносы зависят от количества двигателя: до 150 кубиков — 0,7 евро на месяц, 4,2 евро — на год.
Ранее страховые компании при расчете страховых взносов на электромобили и гибриды в первом случае отталкивались (с учетом мощности) от подобных электрическим количеств ДВС, во втором — брали в расчет лишь кубики двигателя. Сейчас же размеры взносов фиксированы и утверждены в размере 7,7 евро на месяц и 43,1 евро на год для электромобилей, 10,6 евро на месяц и 59,7 евро на год — для гибридных машин.
Автогражданка + КАСКО: комплексную страховку сейчас возможно платить в два этапа
— При заключении соглашения комплексного внутреннего страхования предусмотрена уплата страхового взноса в два этапа, — поведала Раиса Александрович.
Ранее взнос по этому типу страховки (условно это автогражданка плюс КАСКО в одном контракте: обладатель страхует как собственную ответственность перед третьими лицами, так и личный автомобиль) уплачивался единожды: для машин с количеством двигателя 1,8-2,5 л — 80,2 евро на 6 месяцев, 110,4 евро на год.
Зеленая карта на РФ
Зеленую карту, действующую лишь в России, сейчас возможно приобрести не только за доллары США либо евро, но и российские рубли.
— Нас задают вопросы, из-за чего не добавить возможность брать данный полис за национальную валюту — белорусские рубли. Но дело в том, что при наступлении страхового случая возмещение потерпевшим согласно соглашению страхования Зеленая карта выплачивается в валюте страны (в этом случае — русских рублях) либо вольно конвертируемой (долларах, евро). Зарубежная страховая организация, которая произвела выплаты, выставляет белорусской компании требование на сумму выплаты лишь в зарубежной валюте, — пояснила представитель бюро.
Если не доплатил страховой за повышение рисков — штраф
В то время, когда автовладелец заключает соглашение страхования, он декларирует определенные страховые риски, от которых зависит размер страхового взноса. К примеру, в случае если автомобиль зарегистрирован в Минске, его обладатель заплатит больше, чем если бы он ездил по сельской местности. Либо же обладатель страхует автомобиль, что обязан применять для личных целей, а позже начинает трудиться на нем в такси — для таких автомобилей предусмотрены иные, более высокие, взносы.
В случае если страховые риски возрастают, страхователь обязан уведомить об этом страховую компанию и доплатить взносы. На практике же это делают редко — в целях экономии. Но при наступлении страхового случая страховая контролирует все сведенья — и ранее, в случае если вскрывался факт уклонения, страховая выставляла такому обладателю регрессный иск на сумму всего выплаченного ею второму участнику страхового возмещения.
Несложнее говоря, кто-то не доплатил 10 евро отличия во взносах — а позже взял обязанность возвращать страховой 10 тыс. евро выплаченного вреда. Сейчас все будет значительно добрее.
— Страхователь, не доплативший взносы, возьмёт штраф в двойном размере суммы недоплаты.
По окончании получения уведомления от страховщика он обязан погасить его в течение 10 дней, — пояснила Раиса Александрович.
Другими словами в случае если отличие в размерах взносов составляла 10 евро, то придётся заплатить 30 евро. Никаких регрессов в этом случае не будет.
Если не заплатить — страховые компании на основании аккуратной надписи нотариуса будут брать штраф через судебных исполнителей.
Автогражданка онлайн тут