Автодилеры выходят («рбк»)
Продажи машин в Российской Федерации в 2016 году продолжили понижаться четвертый год подряд. Вследствие этого число дилеров автомобилей уменьшилась на 8%, либо 300 точек; салонов на данный момент осталось 3,5 тыс. В текущему году падение продолжится: автосалонов станет еще на 150 меньше, полагают аналитики.
Дилеры за машинами
В 2017 году смогут закрыться 150 дилерских центров, заявил президент Русском ассоциации дилеров автомобилей (РОАД) Олег Мосеев, сообщает обозреватель РБК. Сокращение дилерской сети происходит третий год подряд: с 2014 года рынок утратил уже 750 дилеров.
на данный момент, согласно данным РОАД, в Российской Федерации трудятся 3,5 тыс. дилерских центров автомобилей . Значительное сокращение дилерской сети пришлось на 2015–2016 годы, в то время, когда в Российской Федерации, по данным «Автостата», закрылись около 500 фирм. На начало 2014 года в стране трудились около 4,1 тыс. центров. Производители машин при открытии центров ориентировались на продажу 3,5 млн машин, напоминает исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов. «При количестве рынка 1,4–1,5 млн машин такое количество дилеров избыточно», – добавил он.
В 2016 году, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и коммерческих машин в Российской Федерации уменьшились на 11%, до 1,4 млн штук. В итоге рынок продемонстрировал понижение четвертый год подряд: в 2013 году продажи уменьшились на 5%, в 2014-м – на 10,3%, в 2015 году – на 35,7%.
Главная причина закрытия дилерских центров – значительное сокращение продаж новых машин, показывает Удалов. «Раньше дилеры по большей части получали на продаже машин, исходя из этого сокращение продаж, непременно, оказало влияние на их стабильность», – подтвердил РБК глава фирмы «РТДС Центр» Андрей Петренко.
Сейчас на одно дилерское предприятие приходится в среднем 35 машин в месяц, что очевидно не хватает для устойчивого денежного положения дилеров, отметил начальник аналитического управления ГК «Автомир» Артем Зябин. Недостаточную емкость рынка для для того чтобы количества дилеров признает и Светлана Браницкая, PR-директор другого большого дилера автомобилей – компании «Рольф». К тому же последовательность брендов, по данным АЕБ, значительно теряет позицию на рынке. «Время от времени дилеры добровольно отказываются от не хорошо продающихся автомобилей определенной марки, дабы не трудиться себе в убыток, но заменить их не всегда вероятно», – подчеркивает Мосеев.
На сокращение количества дилеров повлияла и их высокая закредитованность, подмечает Удалов. Все будет зависеть от того, кто из дилеров сможет самый удачно перекредитоваться в 2017 году, признает председатель совета директоров петербургского холдинга «Терра-Авто» Владислав Рыдаев.
Главным причиной ухода игроков с рынка президент ГК «Фаворит Моторс» Владимир Попов вычисляет неэффективность их бизнес-модели: это происходит, в то время, когда совокупные доходы дилера меньше, чем те издержки, каковые он несет. Доходы большинства дилеров вправду снизились, сообщил в беседе с РБК начальник EY по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли в СНГ Андрей Томышев. «Часть дилеров обанкротилась и покинула рынок, но среди них имеется и те, каковые смогли получить кроме того в кризис», – добавил он. Это в первую очередь большие игроки: в первом полугодии 2016 года если сравнивать с подобным периодом 2015 года увеличили продажи «Рольф», «Автомир», «Транстехсервис» и «АвтоСпецЦентр» (АСЦ), перечисляет специалист.
Регионы под ударом
Согласно расчетам АЕБ, объем продаж машин по результатам 2017 года может составить 1,48 млн штук, другими словами на 4% больше, чем в 2016 году. В Subaru и Suzuki уверены в том, что в 2017 году рынок может вырасти кроме того чуть больше – на 4–5%, говорили ранее РБК их представители. До 5% может вырасти рынок и согласно расчетам «Автостата».
В 2017 году рынок не продемонстрирует значительный рост, исходя из этого на плаву останутся лишь денежно стабильные дилеры автомобилей, передал через пресс-службу глава департамента продаж новых машин ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Потапов.
Торопятся на помощь
Дилерская сеть Lada, которую производит АвтоВАЗ, складывается из 331 дилера, что образовывает 10% от общего объема автодилерского рынка (3,5 тыс.). В 2017 году глобальных трансформаций дилерской сети Lada не ожидается, уточнил РБК представитель АвтоВАЗа Сергей Ильинский. Помощь своим дилерам оказывает и российское представительство Kia. На конец 2015 года у Kia было 174 точки, по результатам 2016 года их число увеличилось до 177, сообщила ведущий эксперт по связям с общественностью Kia Motors Rus Евгения Тетерина.
Представитель Volkswagen Наталья Костюкович сказала, что Volkswagen проводит последовательность мероприятий по развитию и поддержке дилерской сети. Собрана команда денежных консультантов, каковые разбирают обстановку в каждом дилерском центре и дают советы дилерам.
Для российского авторынка некритичен уход небольших денежно неустойчивых игроков, додаёт Потапов. Самый уязвимы будут маленькие города, где были выстроены избыточные площади либо существует избыточное количество дилеров одной марки, уточняет Мосеев. «Столичный и петербургский рынки более стабильны, по причине того, что тут нет мировой проблемы закредитованности, как в регионах», – сообщил он.
Самый уязвимы сейчас дилеры Сибирского региона, уточняет Мосеев: любой кризис ведет к утрата больших игроков в этом регионе. На иркутском рынке, например, присутствуют дублирующие центры, каковые не приносят прибыль, сообщила РБК председатель совета директоров «Премьер-Иркутск» (входит в компанию «Первая Автоколонна») Алена Юсупова.
Перенасыщение рынка стало причиной тому, что часть дилеров закрылась в 2015–2016 годы, уточнила она. Совладелец кемеровского «Сибинпэкс» Владимир Рыкунин предполагает, что сокращение количества участников кемеровского рынка продолжится. «В зоне риска в 2017 году будут монобрендовые дилеры и салоны, каковые переоценили собственные возможности», – предотвратил он.
На месте закрывающихся автосалонов будут раскрываться новые предприятия, что разрешит большим стабильным игрокам удержать собственные позиции и развиваться на рынке, ожидает Потапов из «АвтоСпецЦентра». Быть может, случится некая консолидация рынка, соглашается Браницкая из «Рольфа». Мультибрендовые холдинги будут более действенны, чем монобрендовые автосалоны, уверена она.
Попов из «Фаворит Моторс» более пессимистичен: «Сейчас изменяются не только условия игры, но и сама сущность рынка. Может сложиться неповторимая обстановка, что на место ушедших дилеров никто не придет».
«РБК»