Автоцены могут вырасти из-за массового отзыва соглашений о промсборке
В Российской Федерации началась делокализация промышленной автосборки – опрошенные «Известиями» участники рынка отмечают, что это первый массовый отзыв соглашений, которые связаны с производством автокомпонентов.
Семь зарубежных автокомпаний, занятых в производстве автокомпонентов для автозаводов России, не смогли выполнить требования по локализации производственных процессов в рамках заключенных соглашений о промышленной сборке. В следствии воздействие этих соглашений приостановлено. Об этом сказала «Известиям» ассистент министра экономикиЕлена Лашкина.
Заглавия провинившихся компаний не раскрываются, но, как узнали «Известия», среди них – американский поставщик радиаторов для КамАЗа. Выросшие затраты поставщиков, в особенности при продолжении негативного тренда, непременно поднимут цену машин русском сборки, считают аналитики.
По словам Лашкиной, не все участники соглашений совладали с ежегодной проверкой на достижение требуемого уровня локализации.
– По семи компаниям мы не выдали целевого соглашения [о продлении прав на таможенные льготы] на 2015 год в связи с невыполнением уровня локализации в 2014 году. Это компании, каковые занимаются производством компонентов, среди них нет производителей машин, – поведала она.
В Министерства экономики отказались разглашать заглавия этих компаний, сославшись на коммерческую тайну. Пресс-секретарь департамента автопрома Минпромторга России на вопросы не ответил.
Соглашения о промсборке автокомпонентов в России были заключены в 2010–2011 годах примерно между 100 зарубежными автокомпаниями и Министерства экономики, из них приблизительно 80–90 фирм эти соглашения применили – выстроили фабрики в Российской Федерации. Полный перечень подписантов содержится в тайне. В соответствии с договоренностям, производители подробностей для автопрома приобретают права на льготный импорт компонентов (по таможенной ставке – 0–5%; как и всегда – 13–17%) для производства готовых изделий при условии планомерного наращивания русском локализации: применения русского сырья, компонентов второго и третьего уровней, углубления процессов местной обработки изделия и пр.
Правительство со своей стороны не считая таможенных льгот предоставляет субсидии на техническое перевооружение фирм автомобилестроения, кроме этого зарубежные автокомпании деятельно применяют пользы промышленных кластеров и особенных экономических территорий, дающих налоговые послабления. Проверка соблюдения уровня локализации содержится в расчете соотношения рублевой и валютной составляющих в цене готового товара, в формуле расчета локализации учитываются как компоненты и сырье, так и затраты на их обработку для компонента; в каждом случае целевые сроки и эти пропорции их исполнения личны. Министерства экономики проводит проверки каждый год в июне по результатам прошлого года, и в зависимости от результатов выдается распоряжение о соответствии уровню локализации (нужное для предоставления в Федеральную таможню) или о приостановлении режима промсборки.
По данным «Известий», среди отлученных от режима промсборки важнейших для авторынка поставщиков значится компания «Модине Рус» (дочернее предприятие американской корпорации Modine), собирающая в Набережных Челнах модули и радиаторы охлаждения для КамАЗа. В «Модине Рус» сказали, что вопрос о приостановке режима промсборки до тех пор пока еще не решен.
– Как я знаю, мы еще не вышли [из соглашения о промсборке]. Решение еще не принято, исходя из этого я бы не стал тут возражать либо какое-то вывод высказывать, – сказал «Известиям» представитель компании.
В пресс-службе КамАЗа заверили, что никакие неприятности с промсборкой поставщиков не смогут отразиться на стоимости автобусов и грузовиков челнинского автопроизводителя.
– До тех пор пока это никак не сказалось на работе предприятия. Что касается вопроса стоимостей, то у нас принцип работы и договорные отношения таковой: в случае если цены поставщиков при соблюдении должного уровня качества нас устраивают, то мы с ними трудимся. Если не устраивает цена, то мы начинаем переговоры и требуем, дабы исполнялись договорные обязательства.
В другом случае мы ищем вторых поставщиков. Необходимо подчернуть, что в вопросах закупок комплектующих мы стараемся трудиться не с одним, а с несколькими партнерами, – поведал «Известиям» начальник пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев.
Обстоятельством отзыва соглашений о промсборке стали неактуальная формула расчета локализации да и то, что госслужащие не учитывают складские остатки фирм, считает глава национальной Ассоциации производителей автомобильных компонентов Михаил Блохин.
– В частности, компании импортировали определенную номенклатуру на будущий год и у них был один количество, а в следствии из-за спада производства удалось реализовать на фабрики значительно меньшее число готовых подробностей. Появились складские остатки. А в формуле расчета локализации учитываются цены ввезенных компонентов, а не практически реализованных, из этого и падение уровня локализации, – растолковывает Блохин.
В комитете Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) отмечают, что семь фирм, лишившихся льгот, – это малоприятная тенденция, которая может заметно сказаться в будущем.
– Сходу семь компаний – на моей памяти такое, наверное, вправду в первый раз происходит. Мы на данный момент в некоей степени стали заложниками обстановки, в которой находятся автокомпании и производители автокомпонентов – рынок сократился, а у всех бизнес-замыслы были привязаны к определенным количествам и сейчас они нарушились. Помимо этого, из-за резкого роста валютной составляющей поплыли локализационные показатели, – говорит глава комитета автокомпонентов АЕБ Андрей Косов.
В августе заместитель министра Минпромторга Александр Морозов сказал, что формула расчета локализации возможно пересмотрена с учетом трансформации курса рубля. Но до сих пор ничего не было предпринято, указали в АЕБ.
– Трансформации обсуждаются, но официально ничего нового нет, формула какая была, такая и остается. Большие компании уверены в том, что российский рынок сохраняет собственный потенциал развития, а у средних или маленьких компаний может не хватить запаса прочности, и они смогут уйти с рынка. В случае если неприятность с невыполнением требований по локализации станет системной, то в итоге это может повлечь удорожание машин, – заключил Косов.
Сравнительно не так давно сообщалось, что из режима промсборки вышли и кое-какие производители машин. В частности, не выполнило требования по локализации компания «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус», собирающая во Владивостоке способом крупноузловой сборки Mazda CX-5. На приморском заводе Sollers Вадима Швецова кроме этого планировал по договору Toyota Land Cruiser Prado, в середине августа японцы прекратили эту сборку, так и не продвинувшись дальше «отверточной сборки».
С 2012–2013 годов обе автокомпании пользовались льготным субсидиями и таможенным режимом на доставку машин по железной дороге из Владивостока в Центральную Россию.
«Известия»