Жизнь после дизеля
«Дизельный скандал» сильно ударил репутацию Volkswagen и угрожает германскому концерну миллиардными штрафами. РБК разбирался, как пробует исправить обстановку новый глава VW Маттиас Мюллер.
Первые шаги
Германский канцлер Ангела Меркель призвала компанию принять срочные меры, дабы вернуть доверие к себе. Как раз эту цель новый CEO концерна Маттиас Мюллер, поменявший в разгаре скандала долгого начальника концерна Мартина Винтеркорна, назвал основной в первых комментариях по окончании назначения: «Моя первостепенная задача – вернуть доверие к Volkswagen Group и сделать для этого все от меня зависящее с большой прозрачностью».
В понедельник поступила информация, что Мюллер будет сопровождать Меркель в ее поездке в Китай, которая состоится 29–30 октября. Источники Рейтерс утверждают, что глава концерна проинформирует канцлера о ходе внутреннего расследования.
«Дизельный скандал» стоил Volkswagen не только репутационных утрат, но и более €25 млрд капитализации. В первоначальный торговый сутки по окончании того, как 18 сентября американское Агентство охраны внешней среды предъявило концерну претензии к качеству дизельных двигателей, акции VW обвалились на 18,31%, – за день ее рыночная цена упала на €14,1 млрд, с €77 млрд до €62,9 млрд. Всего с 21 октября утратила 24,26% собственной стоимости, подешевев до €55,52 млрд.
Ликвидировать последствия скандала VW придется на фоне спада продаж. В понедельник агентство Bloomberg опубликовало статистику мировых продаж машин за 9 месяцев, в соответствии с которой германский концерн утратил звание мирового фаворита по количеству продаж машин, которое купил по результатам первого полугодия – на первую строке снова вышла японская Toyota. Японская несколько за первые девять месяцев этого года реализовала 7,49 млн автомобилей, тогда как VW достиг показателя в 7,43 млн.
Работу над восстановлением доверия Мюллер начал с кадровых ответов. За неполный месяц с момента назначения не меньше десяти топ-менеджеров концерна.
Выступая перед коллективом с первой по окончании назначения речью, Мюллер практически признал, что в махинациях замешано управление VW. «Работники, каковые не занимали руководящих позиций, не должны беспокоиться того, что их будут обвинять в нарушениях, идеальных на уровне топ-менеджмента», – заявил он 8 октября, обращаясь к 20 тыс. работников завода VW в Вольфсбурге. Сам Мюллер к скандалу не причастен – ни один из машин Porsche не был оснащен дизельным двигателем-махинатором.
Согласно данным The Wall Street Journal, за Винтеркорном концерн должны покинуть три ведущих инженера: основной инженер Audi Ульрих Хакенберг, глава НИОКР-подразделения Porsche Вольфганг Хац и Хайнц-Якоб Нойссер, занимающий в VW пост директора по НИОКР. Помимо этого, должности лишится и глава американского подразделения VW Майкл Хорн. Всего же с махинациях с ПО были замешаны как минимум 30 начальников концерна, пишет Der Spiegel.
Уменьшать рядовых сотрудников VW не планирует, но премиальную часть из дохода снизит. Согласно данным Handelsblatt, 115 тыс. человек, трудящимся в VW по постоянным договорам, "Наверное," нужно будет согласиться на уменьшение годового бонуса. Так концерн сможет сэкономить как минимум €678,5 млн.
Экономия на всем
По оценкам интернациональной консалтинговой группы Evercore, неспециализированные затраты автоконцерна по результатам скандала составят €28,7 млрд в течение двух лет (до конца 2017 года). Согласно точки зрения аналитика банка equinet Bank AG Хольгера Шмидта, на данный момент нереально подсчитать, во какое количество компании обойдутся потенциальные судебные процессы. «В случае если взглянуть на похожие судебные слушания, возможно заметить, что штрафы за подобные правонарушения назначались не большие», – сообщил Шмидт РБК.
Согласно точки зрения судебного аналитика Bloomberg Intelligence Брэндона Барнса, лишь в Соединенных Штатах выплаты VW по искам и претензиям регуляторов смогут превышать $20 млрд. По оценкам германского промышленного аналитика Штефана Братцеля, скандал обойдется VW в $34 млрд. Инвестиционно-аналитическая компания Sanford C. BernsteinСo. оценивает издержки в €10 млрд в 2015 году и €5 млрд в 2016?м.
Лишь в Соединенных Штатах компании угрожает штраф Агентства по защите внешней среды (EPA) в размере $18 млрд. Действительно, ведомство может разрешить компании выплачивать его в рассрочку. К данной сумме смогут добавиться штрафы в других регионах присутствия VW: расследования проводятся в европейских государствах, Японии, Индии и Южной Корее.
Помимо этого, отдельное совместное расследование против VW начали прокуратуры 27 штатов США, а Минюст США инициировал в отношении компании уголовное расследование. В довершение всего компанию ожидают иски со стороны потребителей (не меньше 325, согласно данным Bloomberg) и инвесторов – денежная несколько Bentham, воображающая интересы последних, приготовилась отсудить у германского автоконцерна €40 млрд.
Еще одна статья затрат – возврат уже реализованных машин. По оценке Evercore, на переоборудование и возврат отозванных машин VW нужно будет потратить €10 млрд. В эту среду концерн заявил об остановке продаж в ЕС дизельных машин с двигателями Евро-5 (189) EA.
Уже реализованные в Европе 8,5 млн и 500 тыс. машин в Соединенных Штатах с этими двигателями концерн давал слово отозвать на прошлой семь дней, согласившись с ответом Федерального ведомства ФРГ по автомобильному транспорту.
Как заявил Мюллер Frankfurter Allgemeine Zeitung 7 октября, концерн собирается построить по временному специальному центру по переоборудованию машин в каждой из государств, где были представлены его машины. По словам германского промышленного аналитика Геннадия Цикоридзе, технически совершить переоснащение двигателей быть может, но это «не будет ни легко, ни дешево» (цитата по WSJ). Bloomberg отмечает, что установка карбамидного фильтра в дизельный двигатель при штатном ремонте в Соединенных Штатах обходится в $3,5 тыс.
Дабы совладать с огромными непредвиденными затратами, VW придется радикально уменьшать издержки. Начальник английского офиса Evercore Арндт Эллингхорст напоминает, что у VW самый большой уровень производственных издержек среди наибольших автомобилестроительные компаний мира и работа с этими затратами будет первой задачей нового управления, тем самым будет сокращение производственных затрат.
Менеджмент VW уже одобрил последовательность срочных мер для преодоления кризиса. Герберт Диес, глава бренда Volkswagen, заявил о сокращении инвестиций на €1 млрд в год (всего инвестиции планируется уменьшить на €5 млрд) и ускорении программы уменьшения издержек. На закупках у поставщиков VW рассчитывает сэкономить €3 млрд.
«Не смертельный удар»
Еще при Винтеркорне VW объявил, что на покрытие затрат, которые связаны с неисправным программным обеспечением, VW в третьем квартале выделила €6,5 млрд. По оценке Хольгера Шмидта, €6,5 млрд, каковые VW отложил для решения проблемы с заменой оборудования, покрывают не только затраты на решение технических неприятностей, но и ущерб от потенциального понижения товарной цене произведенных компанией автомобилей. VW кроме этого отложил средства на маркетинг, дабы готовиться к более активной рекламной кампании.
«Я не исключаю того, что на данный момент нужно будет продать неэффективные активы, такие как Bugatti, Lamborghini и т. п., но считаю, что до тех пор пока в этом нет необходимости», – говорит аналитик. VW уже принял последовательность мер, усилив действующую программу увеличения эффективности до 2017 года в количестве €5 млрд.
Помимо этого, концерн производит перерасмотрение собственную программу капитальных затрат. «Мы думаем, что в ближайшие три-четыре года VW сможет снизить данный показатель на €10 млрд. На отечественный взор, у VW нет необходимости реализовывать собственные активы для выполнения собственных денежных обязательств», – заключил специалист.
При €25 млрд денежных средств на квитанциях для VW это не станет «смертельным ударом», говорит Арндт Эллингхорст из Evercore. Автомобильное подразделение VW располагало чистой ликвидностью в €21,5 млрд на конец июня, еще €3,4 млрд были выручены за счет продажи долей в Suzuki Motor Corp.
«РБК daily»