Женщина, сделавшая автомобиль
Берта Бенц, без которой сегодняшний автомобиль не произошёл бы
У истоков современного автопрома принято помещать совсем изобретателя Карла — и конкретную фигуру инженера Бенца, создателя первой довольно успешной повозки с двигателем внутреннего сгорания. Но, Benz Patent-Motorwagen (как раз так именовалась эта трехколесная самобеглая коляска) так и остался бы еще одним механическим чудачеством, если бы не супруга Карла.
Грубо говоря, как раз Берта Бенц обеспечила супругу не только возможность нормально заниматься собственными изобретениями, но и стала его музой, обеспечив веры и постоянный приток вдохновения в себя. Автомобильные историки уверены в том, что роль, которую Берта Бенц сыграла в становлении современного автопрома, никак не меньше, быть может и более серьёзна, чем роль самого Карла — создателя, конструктора и тому подобное.
Поговаривают, что ни один успешный мужчина не смог состояться бы без дамы, которая снабжала бы ему пресловутый «крепкий тыл». Эти слова — именно про Карла и Берту.
Первые значительные денежные вливания в компанию Карла, разрешившие ей остаться на плаву в тяжёлые 70-е годы XIX века, стали ярким следствием его женитьбы на Берте. По одним данным, Берта поделилась с новоиспеченным мужем своим приданым, по вторым — договорилась с отцом о ссуде, которую тот выделил молодому изобретателю.
Четыре тысячи марок обеспечили Карлу Бенцу известную денежную независимость, следствием которой, в конечном счете, и стало появление на свет первого автомобиля конструкции Бенца. Произошло это, действительно, нескоро — только через 14 лет по окончании свадьбы.
По некоторым данным, Карл Бенц был легко параноиком. Он действительно опасался, что около его мастерской практически роятся «промышленные шпионы», так и норовящие позаимствовать передовые идеи.
Соответственно, прототип самобеглой коляски выезжал за ворота мастерской на испытательные заезды лишь глубокой ночью, в кромешной тьме, что, само собой, изрядно затягивало процесс ее разработки.
И, быть может, именно это страстное желание Бенца сохранить конструкцию автомобиля в строгом секрете и стало обстоятельством того, что первый в мире «дальнобойный» заезд первого в мире автомобиля состоялся без его участия — а также без его ведома. Действительно, к тому моменту совсем готовый Benz Patent-Motorwagen уже засветился на нескольких выставках, да и на улицы родного для компании Бенца города Мангейм выезжал при свете дня, но полномасштабных дорожных опробований так и не проходил.
Нельзя исключать, что Берту Бенц побудила сделать то, что она сделала, реакция общественности на изобретения её мужа. Непременно, инженерное сообщество осыпало повозку с бензиновым мотором комплиментами, но, потенциальные клиенты — рядовые немцы — вычисляли будущий автомобиль не только негодным для ежедневной эксплуатации, но и страшным чудачеством.
Хотя поддержать мужа и наглядно доказать ему — создателю автомобиля, у которого к тому времени уже начали опускаться руки — что дело всей жизни Карла имеет абсолютное право на существование, Берта и отправилась в собственный известный автопробег.
Значение ее поступка для развития мирового автопрома переоценить сложно. Думается, если бы Берта не появилась в известном смысле более волевой и целеустремленной, чем сам Карл, мы бы жили на данный момент совсем в другом мире. И не следует забывать о том, что подобная самостоятельность для дамы в то время и в том обществе воспринималась, как что-то по большому счету немыслимое.
А Берта проведать маму — из Мангейма в Пфорцхайм, отстоящий на 104 км (и мужа о собственных намерениях в известность не поставила). Поездка эта на данный момент овеяна множеством преданий, часть из которых имеет под собой в полной мере настоящие основания. К примеру, на протяжении этого первого в мире автопробега показались на свет первые в мире автосервисы и первая в мире автомобильная заправочная станция.
Автосервисами стали деревенский кузнец, починивший полетевшую на автомобиле шорник и цепь, изготовивший из кожи новые тормозные колодки, а заправкой — простая аптека. В аптеках тогда реализовывали так называемый лигроин — нефтепродукт, что употреблялся в качестве чистящего средства, а экипажу Берты он послужил заменой бензину.
Самой Берте также было нужно выступить в роли автомеханика: заколкой для волос она прочищала топливные шланги, а подвязкой чинила изоляцию в совокупности зажигания. Выступала она и тягловой силой: вместе с 15-летним сыном Рихардом толкала «моторваген» в горку, в то время, когда не хватало мощности двигателя. Рулил в данной ситуации третий член экипажа — 13-летний Ойген.
Экипажу — даме и двум детям — не только удалось благополучно добраться до бабушки и мамы, но и через пара дней возвратиться обратно. Утверждается, что Карл Бенц сделал из данной поездки множество выводов, как технических, так и моральных. К примеру, на «моторвагене» показалась дополнительная передача для преодоления подъемов, а у самого Карла — новая порция веры в себя и собственный изобретение, которое наконец-то взяло некое признание общественности (среди них и за рубежом). Уже в первой половине 90-ых годов девятнадцатого века Бенц формирует четырехколесный пример «моторвагена» под именем Benz Victoria, а после этого — новые двигатели, новые модели, коммерческий успех, объединение с компанией Daimler и без того потом, и без того потом
Дорога же, по которой Берта Бенц ездила к матушке (104 км в том направлении и 90 км По другому маршруту обратно) на данный момент именуется «Мемориальной автострадой имени Берты Бенц» и считается монументом германской истории, и самой ветхой в мире автомобильной автострадой. Проехать по этому, без преувеличения, знаковому маршруту может любой автолюбитель. А в Пфорцхайме в 2008 году был установлен очень уникальный монумент первому на планете автопробегу.
Фото — из архивов концерна Daimler
Дмитрий Елизаров , 8 марта 2018 года
95 просмотров