Вопрос эксперту: «что будет с авторынком в 2018 году?»
По окончании того, как поступила информация, что количество господдержки для автомобильной отрасли на 2018 год будет сокращен, начали появляться весьма разные оценки того, как будет развиваться обстановка в ритейле. Как продолжительно не будет прекращаться рост рынка? Мы поинтересовались у больших дилеров автомобилей: «Что будет с авторынком в 2018 году?» Ответы оказались различные.
Сергей Савицкий, председатель совета директоров холдинга «Атлант-М»:
— В 2018 году рынок продолжит восстановительный рост на уровне 5-10%. Спрос на рынке так же, как и прежде будет меньше, чем предложение, соотвественно, борьба за клиента будет такой же высокой.
Учитывая силу поставщиков в цепочке добавленной цене, рентабельность бизнеса дилеров будет находится под давлением и продолжит стремиться к нулю. Другими словами, 30-35 % игроков останутся убыточными, еще 35% будут балансировать около нуля.
Модель бизнеса будет неспешно трансформироваться под давлением digital и смещения дохода в бизнес по АМП и FI. Все большее влияние на поведение клиентов будет оказывать цифровой маркетинг.
Неспешно будет происходить изменение в отрасли в целом, другими словами будут иметь место прямые продажи производителей операторам больших парков и частным клиентам через E-Commerce.
Кроме этого мы заметим смещения предпочтений клиента от владения автомобилем в пользу применения по требованию, будет оказаться все значительная часть машин с электрическим и гибридным приводом и все больше процессов будет уходить в Digital и управляться неестественным интелектом.
Владимир Мирошников, директор по формированию компании ГК“РОЛЬФ”
— Не смотря на то, что авторынок растет пара месяцев подряд, сказать об устойчивой тенденции к его восстановлению до тех пор пока рано. Клиенты лишь начали привыкать к новому уровню цен на машины, потому, что с момента их резкого увеличения в начале 2015 года прошло практически три года.
Уже в январе 2018 года все ожидают следующую волну повышения цен, основной обстоятельством которой может стать увеличение утилизационного сбора и акцизов.
Одновременно с этим, причиной роста рынка может стать громадной возраст русского автопарка и – особенно в премиальном сегменте — выход цикла владения машинами на новый виток. Три года назад девальвация рубля стала причиной увеличение спроса на машины, и по сей день эти автомобили сходят с гарантии. Для большинства автовладельцев в премиум-сегменте это сигнал, что пришло время поменять автомобиль на новый.
Кроме этого будущее авторынка в будущем году сильно зависит от мер господдержки. Непременно, сокращение мер стимулирования авторынка будет иметь четко выраженный негативный эффект.
Андрей Павлович, генеральный директор и председатель правления АГ «Авилон”:
— Прогнозы, непременно, самые хорошие. Рынок перешел к постепенному восстановлению, и мы рассчитываем, что рост на уровне 10% продолжится и в 2018 году.
Программы господдержки уже доказали собственную эффективность, увеличив долю кредитов и показатели trade-in. В условиях понижения их финансирования, возможно, повышение программ от импортеров, каковые смогут забюджетировать средства, ранее компенсирующиеся клиенту страной.
Учитывая низкую маржинальность автобизнеса и большую цена заемных финансов, потребность в громадных оборотных средствах, количестве и площадях персонала изменение ландшафта розничного автомобильного бизнеса продолжится еще более высокими темпами.
На рынке остаются действенные игроки — те, кто имеет четкую стратегию, направляться ей, осознавая, что в сегодняшней конкурентной среде стратегические ответы необходимо принимать ежедневно, дабы оставаться успешным.
На 2018 год у нас запланировано 2 масштабных проекта: открытие дилерских центров Audi и Mercedes-Benz на ЗИЛе и автосалона Volvo. В III квартале 2018 года мы планируем завершить строительство автоцентров Mercedes-Benz и Audi в рамках нового муниципального пространства ЗИЛ.
Владимир Попов, президент “Фаворит Моторс”:
— В 2018 году рынок будет выражено поделён на первое и последнее полугодия. В первом полугодии мы заметим рост около 10% относительно 2017 года, но коснётся это прежде всего нижнего и среднего ценового сегментов.
Во второй половине года нас ожидает значительное замедление темпов роста.
Одновременно с этим многие производители начнут поменять взгляды и подходы на формирование бизнес-модели для дилерских фирм. Я не исключаю начала процесса перевода дилерских контрактов некоторых производителей на агентские соглашения уже в 2018 году. На мой взор, кроме этого продолжит собственное развитие концепция муниципальных шоу-румов.
Значительные трансформации ожидают как рынок машин с пробегом, так и рынок продаж автозапчастей. Процесс банкротств дилерских фирм с высокой кредитной нагрузкой ускорится.
Денис Петрунин, управляющий директор ГК «Автоимпорт»:
— В случае если и будет рост, он не будет прекращаться за счет омолаживания и обновления парка и, непременно, государственные программы поддержания сбыта машин в следующем году опять будут включены. Без них до тех пор пока рынок сам не взлетит.
Ясно, что имеется упрочнение рубля, нефть подорожала, что отражается на доходах страны — но зарплаты от этого до тех пор пока расти не начали, более того, они уменьшаются за счет инфляции и роста квалификационной безработицы.
Так что, отвечая на ваш вопрос, имеется ли деньги – их нет. А вот будет ли рост – рост будет, его будут стимулировать через автокредитование. В случае если рубль сохранит стабильность, то часть сокращения помощи рынка локализованные производители машин компенсируют из собственных бюджетов. (Полную версию интервью с Денисом Петруниным просматривайте на сайте).