Виктория лобода: почему автоваз решил обменять 42-летний ваз-2101 на новую lada vesta
Сейчас мы как-то привыкли, что тест и автопробеги-драйвы организуются в основном дилерами и автопроизводителями, ну, либо с их спонсорской помощью, и цель у них у всех одна — продвижение нового товара. Но кругосветная экспедиция «Kolem sveta Zigulem», стартовавшая в чешском городе Честице 14 апреля 2017 года, стала в этом замысле редким исключением.
Доктор наук пражского университета Питер Явурек и инженер завода Skoda Филипп Фогель, планируя проехать около 50 тысяч км и пересечь 4 континента, выбралидлясвоего турне ВАЗ -2101, не думая о продвижении имиджа русского бренда LADA. Они просто пошли по бюджетному пути (дремать в машине либо палатке, имеется что придется, основное – ехать по выбранному маршруту). Но грядущее путешествие по самым приблизительным расчетам и без автомобиля тянуло как минимум на 700 тысяч чешских крон (эквивалентных 1,5 млн рублей), и старенький «жигуль» 42-летнего возраста для поездки по континентам показался им красивой идеей: в случае если что – утратить помой-му не весьма жалко.
И потому, в то время, когда чехи, проехав часть собственного русского маршрута, были рядом с Тольятти, АВТОВАЗ сначала был не готов оказать для них праздничный прием. Быть может, сама мысль показалась отечественным через чур авантюрной и недостижимой: маршрут пролегалпо Аральской пустыне и Памирскому тракту, по «дороге смерти» в Боливийских Андах, через самую высокую точку мира в Перу и вторым увлекательным, но труднопроходимым кроме того для подготовленных внедорожников местам.
А дальше – оставалось смотреть за передвижением русском «копейки» по весям и городам: вот она «нахлебалась» воды в горной речке на границе Афганистана и Таджикистана (Питеру и Филиппу было нужно два раза выбирать и высушивать впускные и выпускные коллекторы), вот попали в ДТП в Эквадоре, а позже в Мексике, в Андах на громадной высоте автомобилю не хватало воздуха, на территории США были тяжёлые участки тёплой пустыни, и он перегревался. Однако, с громадными приключениями, затратив на поездку более 200 дней, все трое – люди и «ВАЗ-2101» возвратились к себе живыми и невредимыми. В среде ветеранов АВТОВАЗа, для которых с первым автомобилем родного предприятия так много связано, появилась мысль заполучить этого путешественника в музей предприятия
и поставить рядом с миллионным автомобилем ВАЗ либо рядом с «Нивой», поработавшей на Северном полюсе.
Сообщено – сделано. 19 апреля 2018 года состоялась праздничная передача светло синий «жигуля» в музей. Сутки, само собой разумеется, выбран не просто так: ровно 48 лет назад, 19 апреля 1970 года с конвейера завода сошел первый автомобиль).
Чехов сходу окружили и забросали вопросами: что ели, где дремали, как общались, не зная языка, что самым броским было на пути. И само собой разумеется для ветеранов завода главным был вопрос – как довольно часто ломался старенький «Жигуль», как решали вопрос с запчастями, кто помогал в дороге, сколько уходило бензина. Юные люди (через переводчика) отвечали детально: да, ломался, но постоянно находились рядом люди (особенно легко было в России); Жигуль съедал приблизительно 9 литров на 100 км; в багажнике везли определенный комплект запчастей; в пути многие, кто видел, говорили, что такое путешествие — это весьма сильно
На встречу с чехами приехал глава горадминистрации Тольятти Сергей Анташев. Вручил подарки: в сувенирных коробочках герб города и что-то еще, также в коробочках, которое связано с грядущим чемпионатом — думается, по забиваке каждому.
Посмотрел в салон…
На встречу в музей пригласили многих из тех, кто принимал участие в 70-ых в сборке первых малолитражек. Ветераны, переживая, задавали собственные вопросы. «А как вела себя коробка в пути? Хоть раз выходила из строя?» — и выяснив, что коробка, тормоза вели себя в пути, как положено, не причиняя неудобств – отходили довольные, с гордостью говоря, как много лет назад ночами не дремали, решая очередную техническую задачу, готовя автомобиль к производству.
Услышав про таких известных гостей, в данный сутки к музею подъехали и представители клуба «Лада-история» (на слух наименование показалось таким) — продемонстрировать собственные «копейки», которым кроме этого, как и участнику «Kolem sveta Zigulem» уже много лет (1971 года выпуска, 1977 года выпуска, 1983-его), но они так же, как и прежде на ходу и в умелых руках радуютсобственных обладателей а также выглядят как новенькие, 100-процентно сохранив (кстати!) родные подробности.
Что-то чистилось, восстанавливалось, искалось на барахолках, доводилось до совершенного состояния…
Кстати, чехам на память члены клуба также приготовили презент: они увидели, что на жигуленке-путешественнике в первых рядах установлена «не родная» эмблема, от «одиннадцатой» модели. Непорядок! «Мы – за историческую достоверность», — сообщили они и вручили настоящую эмблему от ВАЗ-2101. И вдобавок сказали, что приняли чешских путешественников в участников совего клуба.
Но на этом чествования не завершились. Начальник Центра-музей В.Высоцкого (в Тольятти имеется и таковой музей) Виктор Куликов вручил Питеру и Филиппу каждому по медали имени Виктора Полякова — за преданность и смелость собственному делу.
Расставаться с «жигуленком» сейчас мало безрадостно и мило, согласились чехи, все ж-таки столько совместно прожито. Но АВТОВАЗ подготовил красивую замену: директор по маркетингу Фабьен Гульми вручил Филиппу и Питеру сертификат на новую LADA Vesta.
комплектация подарка и Технические характеристики до тех пор пока сохраняется в тайне от хозяев. Предполагается, что, возвратившись к себе, храбрецы-путешественники предъявят собственный сертификат в дилерском центре LADA у себя на родине и будут приятно поражены. Кстати, на вопрос, из-за чего юноши не завернули в Африку, чехи ответили, что сейчас обязательно поразмыслят об этом, имея в руках ключи от «Весты».
"Наверное," ВАЗ-2101 останется в музее со всем нехитрым скарбом, что помогал путешественникам преодолевать трудности: с «запаской», которую везли на крыше…
с хоттэйчиком на передней панели (разумеется, забирали на успех)…
и с мелким талисманчиком, что напоминал им о отчизне.
В истории с нахождением чехов в Тольятти для многих остался за кадром один человек, благодаря которому у этих путешественников останутся весьма утепленные воспоминания о нахождении на родине их Жигуленка. Это ветеран АВТОВАЗа Юрий Кузьмич Целиков.
Это он встречал путешественников на въезде в город в их первый приезд – легко вследствие того что законы гостеприимства обязывают и по причине того, что сам много раз бывал в автопробегах. Это он организовал для автомобиля ремонтное обслуживание и первую диагностику в одном из дилерских центров LADA (кто знает, может, без этого первого ремонта, в то время, когда «жигулю» поменяли тяги задней втулки и подвески, на России бы и закончилось это грандиозное путешествие).
Это он разыскивал отечественных храбрецов на просторах отечественной необъятной страны, в то время, когда они неожиданно «пропали с радаров» (по техническим обстоятельствам провалились сквозь землю с карты с интернет-сопровождением). И это ему первому пришла в голову мысль покинуть легендарную машину в музее, и он заразил данной идеей управление предприятия.
Создатель многих эпиграмм, Юрий Кузьмич и по поводу обмена «Жигуля» на «Весту» разродился очередным четверостишием: «Колем света жигулем вы проехали вдвоем. А сейчас, приятели, вам совместно путешествовать на «Весте»