Утилизацию сдали в утиль («газета.ru»)
Много миллиардов рублей должны поступить в госбюджет в качестве утилизационных сборов с новых транспортных средств в ближайшие три года. Как узнала «Газета.Ru», затрат в бюджете на саму утилизацию наряду с этим не заложено. В государственной думе предлагают создать государственную программу помощи предприятий по утилизации, на финансирование которых по закону положено выделять до 12 млрд руб. в год.
в течении пяти лет, с 2012 года, правительство России собирает утилизационные сборы с каждого нового легкового и грузовика, выпущенного в оборот. Сбор закладывается в конечную цена транспортного средства, исходя из этого в итоге оплачивают его компании и обычные потребители, закупающие машины. Формально плата за утилизацию вводилась, дабы обеспечивать обладателям транспортных средств их безвозмездную утилизацию в будущем.
С позиций страны утильсбор есть инструментом обеспечения экологической безопасности.
Но за прошедшие пять лет конкретно на утилизацию автомобилей из казны не было израсходовано и рубля, а в проекте бюджета страны до 2019 года правительство и вовсе решило не закладывать такие затраты.
В государственной думе желают изменений
Совокупность взимания утилизационного сбора испытывает недостаток в госпрограмме развития предприятий по утилизации. Об этом «Газете.Ru» поведала глава комитета Государственной думы по охране и экологии внешней среды Ольга Тимофеева. На протяжении предварительного рассмотрения в государственной думе правительственного законопроекта «О бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» возглавляемый Тимофеевой комитет составил заключение, в котором подверг критике нецелевое применение десятков миллиардов рублей, взятых от граждан в виде утилизационных сборов.
Если сравнивать с 2016-м в следующем году количество поступлений по утилизационному сбору с новых транспортных средств увеличится на 17,2 млрд руб. и составит 152,2 млрд руб.,говорится в заключении комитета, с которым ознакомилась «Газета.Ru».
Прогнозируется рост поступлений в бюджет от сборов и в течение двух следующих лет. В 2018 году утилизация автомобилей добавит казне 157,9 млрд руб., а в 2019-м – 163,7 млрд руб. Другими словами речь заходит о огромной сумме приблизительно в 0,5 трлн руб.
Две трети этих денег будут уплачены при ввозе разных транспортных средств в Российской Федерации, а оставшаяся часть – компаниями, создающими автотехнику на территории страны.
Как отмечают в комитете, последовательный рост поступлений в бюджет обусловлен, с одной стороны, повышением с 1 января 2016 года тарифов утилизационных сборов, а иначе – прогнозируемым Министерства экономики ростом количеств ввозимых в Россию транспортных средств.
«Часть средств, поступающих от уплаты утилизационного сбора, направляются на субсидии русским производителям транспортных средств, в частности на компенсацию части затрат на содержание рабочих мест, затрат на применение энергоносителей, и затрат, которые связаны с поддержкой и выпуском гарантийных обязательств в отношении высокопроизводительной техники. В 2017 году эта сумма образовывает 14,064 млрд руб., другими словами 9,2% от поступлений утилизационного сбора», – отмечается в заключении комитета.
Наряду с этим на другие цели, связанные конкретно с утилизацией, правительство деньги расходовать кроме того несобирается и, разумеется, применяет эти средства, дабы затыкать дыры в бюджете.
«Частью 8 статьи 24.1 законаот 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах потребления и производства» предусмотрен механизм индивидуальных затрат предпринимателей и компенсации организаций, которые связаны с осуществлением ими деятельности по утилизации транспортных средств по окончании потери ими собственных потребительских особенностей, – отмечают депутате. – На указанные цели ежегодно предусматривалась соответствующая сумма в расходной части бюджета, в среднем около 10–12 млрд руб. В представленном законе такая сумма по большому счету не предусмотрена».
Одновременно с этим в комитете по экологии поясняют, что данный механизм компенсации затрат не был пользуется спросом и в соответствующие суммы и предыдущие годы в расходной части бюджета оставались неиспользованными. Обстоятельство несложна: в Российской Федерации нет фирм, каковые смогут подтвердить документально утилизацию транспортного средства полностью, включая металл, резину, другие компоненты и стекло.
«В данной связи, согласно точки зрения комитета, механизм компенсации требует корректировки в целях создания действенной совокупности утилизации вышедших из потребления транспортных средств, – резюмируют в профильном комитете нижней палаты. – Быть может, направляться решить вопрос о разработке отдельного мероприятия национальной программы «повышение и Развитие промышленности ее конкурентоспособности», направленного на создание соответствующих мощностей по утилизации транспортных средств».
Для чего и как вводился утилизационный сбор
Отметим, что в первый раз утилизационный сбор был введен в 2012 году: базисная ставка для легковых моделей составляла 20 тыс. руб., а для автобусов и грузовиков – 150 тыс. руб. Сбор платили импортеры машин, а локальные производители имели возможность получить функции по предстоящей утилизации автомобилей. Так правительство пробовало нивелировать негативный эффект от понижения ввозных пошлин по окончании вступления России в ВТО, обеспечив поступление в бюджет не меньше 50 млрд руб. в год.
Но из-за претензий ВТО с 2014 года сбор стал необходимым для всех. Однако правительство отыскало метод косвенно компенсировать затраты русским автозаводам за счет промышленных субсидий, каковые начали выплачиваться с 2014 года.
За 2015 год, согласно данным Федерального казначейства, поступления от утилизационного сбора составили 84,7 млрд руб. В начале 2016 года правительство быстро повысило сборы с новых легковушек – сходу на 65%, что в итоге разрешило обеспечить поступление уже около 135 млрд руб. в бюджет. Но это увеличение сборов, если судить по проекту бюджета, кроме этого коснулось по большей части ввозимых транспортных средств.
Деньги идут в бюджет и в том месте растворяются
Аналитики утверждают, что государство не только не развивает сектор переработки машин, но и не смотрит за тем, как этим занимаются частные предприятия.
«Сбор лишь именуется утилизационным, но к процессу переработки автохлама не имеет никакого отношения, – говорит «Газете.Ru» коммерческий директор компании «Орис Пром». – За частными компаниями, каковые занимаются утилизацией, никто не следит. Так, автомобили, подлежащие утилизации, смогут на свалку. В год на переработку отправляется около 2 млн машин, но верно утилизируется только 10% машин.
Остается только предпологать, куда, к примеру, сливаются все жидкости из остальных автомобилей».
Специалист по металлопереработке Михаил Родионов со своей стороны отмечает, что Минпромторг якобы изначально дистанцировался от неприятностей утилизации, в то время, когда в Российской Федерации был введен необходимый сбор.
«Госслужащие из министерства тогда сообщили представителям отрасли, что их дело – поддержать торговлю, а остальными вопросами должны заниматься правоохранительные и природоохранные органы,– говорит Родионов. – С того времени как был введен сбор, ни одной копейки из бюджета не было израсходовано на создание утилизационных фирм – у нас по большому счету нет ни одного для того чтобы национального предприятия. Из этих денег, как мне известно, госслужащие только оплачивали программу помощи авторынка, связанную со сдачей машин в трейд-ин, и утилизацию. Но на это расходовалась только малая часть тех средств, каковые поступают в бюджет в виде утилизационных сборов».
Специалист кроме этого говорит о ряде неприятностей в отрасли, которые связаны с отсутствием какого-либо контроля. «Госконтроля за утилизацией, по сути, нет. В итоге автомобили обычно не уничтожаются, а продаются в другие регионы, где каким-то образом их эксплуатируют . Либо же их разбирают на запчасти и реализовывают так. Самое нехорошее, в то время, когда с автомобиля снимают все подробности, каковые возможно реализовать, а другое поджигают и сдают позже в лом», – уточняет он.
«Эти деньги идут в бюджет и в том месте растворяются, – говорит «Газете.Ru» первый заместитель председателя конституционного комитета Государственной думы Вячеслав Лысаков. – У нас же кроме того правовой базы нет, не говоря уже о создании инфраструктуры».
«Наряду с этим во всем мире эти деньги (от 50 до 100 евро, заложенные в цена автомобили) поступают в особые фонды, а оттуда их выделяют на компенсацию затрат частных компаний, занимающихся утилизацией», – поясняет Лысаков.
«Газета.Ru»