Стопмены у школ: учителя не хотят, а больше некому
Дело по факту смерти третьеклассника Владика Грудьева под колесами Porsche Cayenne около минской школы № 23 передано в Генеральную прокуратуру для направления в суд, сообщили в Следственном комитете. Подозреваемый остается под стражей. Ему вменяется ч. 2 ст.317 УК (Нарушение правил дорожного перемещения либо эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека).
Опыт, совершенно верно воссоздавший картину того ужасного вечера, продемонстрировал, что скорость автомобили не превышала 20 км/ч и шофер имел возможность видеть и играющих перед школой детей, и самого мальчика за 2 секунды до наезда. И уж тем более — запрещающий символ во дворе…
Но сразу же по окончании произошедшего стало очевидным: открытые настежь ворота, автомобили, свободно снующие по территории, — беда не раздельно забранной школы. Как не допустить аналогичного впредь? Выходы предлагались различные.
Одни вспоминали про фликеры, другие предлагали Государственной автоинспекции дежурить около учебных заведений на протяжении родительских собраний.
И вдобавок заговорили о стопменах. Дескать, это же дело публичных патрулей — снабжать безопасность по периметру школы! И имеется уже прекрасно зарекомендовавший себя опыт США, Новой Зеландии и Великобритании. Любопытно, что сам термин был зафиксирован еще 31 июля в методических советах, совместно созданных Минобразования и МВД.
И на конец года, утверждает первый помощник главы комитета по образованию Мингорисполкома Мария Киндиренко, у минских школ дежурило более 280 отрядов стопменов! И вот прошли каникулы, парни возвратились за парты. А дружинники в светоотражающих жилетах?
Либо поболтали — и забыли?
Из семи минских школ в различных районах города, куда наведались в начале третьей четверти обозреватели СБ, стопмены обнаружились в четырех. В одной сослались на то, что запоздали с составлением графика дежурств, в второй, стоящей, кстати, на пересечении четырех дорог, — что нет необходимости: для чего, все пешеходные переходы к ней оборудованы светофорами. В третьей объявили, что мы легко с дежурным разминулись…
— А отечественные стопмены дежурили, дежурят и дежурить будут до особого распоряжения районо! — уверяет помощник директора по учебной работе СШ №140 Валентина Пуховая. — Другое дело, отечественным внутренним устным распоряжением установлено, что в случае если температура на улице опускается ниже минус 8, то дежурства отменяются. Так как нагрузка эта лежит на преподавателях, а если они заболеют?
Около СШ №3 две учительницы музыки на глазах обозревателя СБ в 17.40 именно заступали на должность, облачившись в светоотражающие жилеты и вооружившись символами Stop. Скоро потянулись группки ребят в сопровождении преподавателей. Взмах знаком перед потоком путь — и машин свободен, с разрешения стопмена школьники переходят дорогу. В то время, когда заканчивается дежурство?
Говорят, по–различному, но к 18.20, в большинстве случаев, все парни расходятся. Пост покинуть возможно лишь по окончании сигнала из школы. Нравится ли такая внеурочная работа?
— Безопасность детей превыше всего! Раз нужно — будем находиться. Само собой разумеется, ожидают дома, дела имеется, у самих дети мелкие…
У остальных школ, где мы побывали, также стопменят учителя. Не видно ни учеников старших классов, ни своих родителей, что, фактически, предполагали методические советы. И, прямо скажем, педагоги не в восхищении от новой — вдобавок к сотне уже имеющихся! — собственной обязанности.
Сравнительно не так давно в одной из школ еле отговорили увольняться учительницу высшей категории. Плакала в кабинете у директора: Сил нет!
Ну а родители, каковые по окончании трагедии в СШ № 23 так рвались в бой? Увы. В тех школах, где их помощи просили, говорят: сходу наподобие никто не отказал, а на деле не вышел НИКТО! Лишь перезванивали с извинениями: заболел, срочная командировка. Да мало ли найдется уважительных и не весьма обстоятельств. Вот и помощник главы комитета по образованию Мингорисполкома Виталий Пригодич признает: То, что прекрасно смотрится на бумаге, не всегда, к сожалению, идеально на практике.
Объективно: и для преподавателей, и для учеников это лишь дополнительная нагрузка, которая уменьшает и без того маленькой резерв свободного времени. Похоже, пробуя решить одну проблему, мы параллельно создаем другие.
Мамы с папами склонны переводить стрелки на Государственную автоинспекцию: а куда провалились сквозь землю инспектора ГИБДД, не без пользы и оснований дежурившие около школ в первые дни по окончании трагедии? В ГИБДД парируют: Где забрать столько сотрудников?! Вот и надевают учителя, набравшись воздуха, светоотражающие жилеты и выходят к переходам.
Сетуют наряду с этим: их присутствие на перекрестке — указ не для каждого. Кто–то останавливается, а кто–то как ехал, так и едет дальше. На педсоветах незадолго до третьей четверти еще раз решали проблему и решили: стопмены будут трудиться и дальше, как минимум пока не увеличится световой сутки, не отойдёт гололед и т.д.
В любом случае тут окончательное слово не за школой…
Но неужто это лучший выход — снова навешать на нее все и задавать вопросы по самому строгому счету? Так как сбитая сравнительно не так давно в 30 метрах от школы шестиклассница из Калинковичей Настя Кравченя, согласно свидетельствам очевидцев, шла на зеленый свет светофора. На часах было около 8.40 — время, в то время, когда кроме того самые примерные стопмены по расписанию на уроках… Так, может, нужно функционировать по–второму?
Вынудить все же тех, кто за рулем, неукоснительно выполнять правила. Преподать лихачам твёрдые и действенные уроки. Систематично проводить рейды у школ и нещадно наказывать за парковку и проезд под запрещающими символами, нарушения на пешеходных переходах. Впредь до лишения водительских прав.
Наглость так как осознаёт лишь таковой язык.
Комментарий Помощник главы УГАИ ГУВД Мингорисполкома Вадим Гаркун: — У нас всего чуть более 400 инспекторов. Наряду с этим кто–то в отпуске, кто–то на больничном и т.д. Делим на три смены — и реально в действии около 100…
Роль стопменов в полной мере сгодится для мам и бабушек–домохозяек, у которых большое количество свободного времени. И вдобавок имеется Рабочая группа по безопасности дорожного перемещенияпод руководством главой горадминистрации. Мне думается, в их компетенции отрегулировать хотя бы обстановку с подвозом продуктов в столовую, открыванием и забором мусора ворот, потому, что тут пересекаются интересы сходу нескольких структур.
Любой обязан поразмыслить, что лично он может сделать.