«Снимать андерссона сейчас слишком дорого» («газета.ru»)

«Снимать андерссона сейчас слишком дорого» («газета.ru»)

Многомиллиардные убытки, понижение заработной платы, сокращения и митинги протеста. Все эти негативные факторы снова подняли волну слухов о том, что президент «АвтоВАЗа» швед Бу Андерссон может досрочно покинуть собственный пост. Специалисты «Газеты.Ru» разделились на два лагеря. Одни уверены, что лучшего менеджера для завода на данный момент не отыскать.

Другие считают, что именно стратегические ответы чужестранца загнали предприятие в экономический тупик.

Практически 67 млрд руб. утратил отечественный «АвтоВАЗ» по результатам прошлого года. Выручка компании упала на 8%, до 176,5 млрд руб. Дабы хоть как-то сократить важные производственные издержки, глава «АвтоВАЗа» Бу Андерссон уже перевел работу завода в Тольятти на четырехдневный режим и урезал всем, включая топ-менеджмент, зарплату на 20%.

Такое положение дел в компании позвало очередной критики и шквал возмущения. Рабочие уже совершили очередной митинг против понижения заработных платов и готовят новые акции. Такая тревожная ситуация около завода, не обращая внимания на выпуск новых моделей, интерес к новинкам со стороны президента России и помощь европейского топ-менеджмента, снова стала причиной появление слухов о вероятной скорой отставке Андерссона.

Не смотря на то, что его трехлетний договор истекает лишь в конце 2016 года. «Газета.Ru» при помощи авторитетных специалистов разбиралась, так ли обоснованы эти предположения и кто имел возможность бы в будущем взять на себя управление отечественным автогигантом.

Зарубежное управление – более прагматично

председатель совета директоров аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков уверен, что на второй срок Андерссон не останется и это решение будет принято совместно с управлением альянса Renault-Nissan. «Я сомневаюсь, что Андерссон покинет собственный пост раньше, чем у него закончится договор, – предположил Целиков в беседе с «Газетой.Ru». – Это было бы через чур затратно с позиций всех положенных ему выплат. А во-вторых, генеральному директору Renault и Nissan Карлосу Гону было нужно бы так признать, что были предприняты неверные стратегические шаги.

Но в Российской Федерации весьма сложно что-либо прогнозировать. В случае если на данный момент управление внезапно сменится, то в работе завода появится затяжная пауза, его будет «колбасить». Любому новому начальнику необходимо заново налаживать отношения с дилерами, поставщиками, персоналом, создавать собственную команду.

Само собой разумеется, на данный момент, по окончании громадного количества увольнений, бесед об оптимизации затрат и митингов рабочих, каковые сравнительно не так давно опять состоялись в Тольятти, снова идут пересуды, что от предприятия останется одна отвертка».

Говоря о том, какое управление для «АвтоВАЗа» будет более предпочтительно в будущем – зарубежные либо отечественные менеджеры, – Целиков пояснил, что все зависит от задач: «В случае если курс на интеграцию во всемирной автопром, то, само собой разумеется, этим должны заниматься чужестранцы. А вдруг ответственнее социальные нюансы, то во главе «АвтоВАЗа» должен быть русский начальник».

«Андерссон на своем месте»

Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов уверен, что Андерссон находится на своем месте и отыскать ему соответствующую замену в нынешней обстановке было бы непросто. «Я не вижу смысла в его увольнении, – заявил Беспалов «Газете.Ru». – И нельзя вменять ему в вину нынешнюю обстановку на «АвтоВАЗе». При его управлении были значительно сокращены затраты, выросло уровень качества продукции, но на рынке на данный момент такое положение, что этих факторов не достаточно.

У завода огромные производственные мощности, и загрузить их полностью не удается. До тех пор пока рынок не отправится вверх, «АвтоВАЗ» на полную мощность не получит. Завод испытывает постоянное давление – это издержки на персонал, инфраструктуру, сократить каковые в силу различных обстоятельств не получается. Кроме того в случае если будет новый менеджер, ему нужно будет решать те же задачи.

Что касается будущего Андерссона, то по окончании истечения его договора в текущем году что-то прогнозировать тяжело – в случае если акционеры и он сам захотят, то он продолжит управление заводом, и напротив».

С мнением в пользу Андерссона согласен младший партнер практики «Промышленность» консалтинговой группы «НЭО Центр» Борис Меламед. «Увольнение Андерссона на данный момент полностью не нужно, запущена в серию новая модель, удачно прошел старт продаж, – сообщил Меламед «Газете.Ru». – Под его управлением случилось переосмысление бренда с упором на выпуск более конкурентноспособной и качественной продукции. Прошлый менеджмент не смог выпустить ничего похожего на новый модельный последовательность.

Андерссон же нацелен на продвижение бренда и дальнейшее развитие. В существующих реалиях я не вижу альтернатив – теоретически это мог быть кто-то из успешных топов больших европейских или японских производителей машин».

Со своей стороны аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов уверен в том, что делать выводы о целесообразности замены управления «АвтоВАЗа» будет более логично по окончании получения промежуточных результатов продаж новых моделей Lada – Vesta и XRay.

Без Андерссона лучше не станет

Глава свободного профсоюза «АвтоВАЗа» Петр Золотарев заявил «Газете.Ru», что обстановка на предприятии лучше не будет, какой бы менеджер ни пришел на предприятие. «Так как его собственники – это Карлос Гон, Renault—Nissan и «Ростех» в лице Сергея Чемезова, они и определяют политику «АвтоВАЗа», – говорит Золотарев. – Они дают указания этому менеджеру, а он делает задачи. И сказать, что во всем виноват Андерссон, неправильно, нельзя допускать манипуляций на эту тему перед выборами. Так как, например, еще до его прихода Минпромторг советовал оставить на «АвтоВАЗе» не более 55 тыс. сотрудников».

Претензии из-за принятых решений и сокращения зарплат

То, что у Бу Андерссона на данный момент вправду имеется неприятности, признает генеральный директор радио «Страна» Игорь Моржаретто. «Нехорошие отношения с коллективом сперва из-за сокращений, а позже и из-за урезания рабочих дней и, как следствие, заработной платы, – говорит Моржаретто «Газете.Ru». – Он достаточно жестко убирал людей из высшего звена, каковые ему не нравились, и обиженных в том месте вправду большое количество. Имеется весьма ясная неприятность – убыток, что генерирует «АвтоВАЗ».

Вследствие этого появляются неприятности с акционерами. И по сей день в верхах именно решается вопрос о том, что же делать с этим убытком. Так, в прошедший раз «Ростех» выдавал беспроцентный заем, на данный момент неясно, кто может взять на себя эти обязанности.

Что касается самого Андерссона, то ходили слухи, что его не будут трогать до Января этого года. В противном случае ему нужно будет выплатить огромную неустойку – снимать его на данный момент весьма дорого».

Один из топовых менеджеров «АвтоВАЗа», что покинул предприятие в прошедшем сезоне, наоборот, уверен, что именно политика, проводимая Андерссоном, загнала предприятие в нынешнее непростое положение. «Предприятие, которому мы отдали годы судьбы, Андерссон, – заявил источник «Газеты.Ru», что захотел остаться малоизвестным. – За последние полтора-два года он стёр с лица земли предприятие. Главной неточностью стала обстановка с комплектующими – он применял через чур много зарубежных вместо отечественных.

В менеджменте царит полное кумовство, недовольство топов особенно вызывали сотрудники из Чехии. на данный момент необходимо уговаривать возвратиться назад всю команду, которая ушла по окончании прихода Андерссона: человек со стороны в этом не разберется, а завод будет в критическом состоянии. Чужестранцы смогут быть лишь консультантами. Что касается Карлоса Гона, то со своей стороны он, само собой разумеется, все сделал верно – нанес руками для того чтобы менеджера ущерб русском экономике».

Что думают на «АвтоВАЗе»

В пресс-службе «АвтоВАЗа» тему вероятного увольнения Андерссона комментировать отказались. «Президент работает », – сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе. В это же время ранее Карлос Гон сказал «Газете.Ru», что доволен работой Андерссона в Российской Федерации и без него убытки были бы куда выше. Наряду с этим утраты французского Renault от участия в предприятии выросли в 3,4 раза, до €620 млн.

Позиция правительства

В пресс-службе профильного помошника премьер-министра России Аркадия Дворковича обсуждать тему отставки Андерссона категорически отказались. «Мы это не комментируем», – заявила «Газете.Ru» представитель помошника премьер-министра Алия Самигуллина.

Кто таковой Бу Андерссон

Бу Андерссон появился в Швеции в 1955 году, в 1975 году поступил на работу в шведскую армию. Последовательности армии Андерссон покинул в 1987-м в чине майора. Тогда же началась его карьера в автомобильном бизнесе, он занял должность менеджера в компании Saab. Андерссон скоро отправился вверх по служебной иерархии и в первой половине 90-ых годов XX века стал вице-президентом Saab по закупкам.

В первой половине 90-ых годов двадцатого века поступил на работу в концерн Дженерал моторс на пост исполнительного директора по закупкам химических товаров и электрооборудования. Во второй половине 90-ых годов двадцатого века Андерссон был назначен вице-президентом по закупкам в европейском крыле Дженерал моторс. Два года спустя менеджер был переведен в Соединенных Штатах, где начал отвечать за мировые закупки GM и курировал их впредь до 2007 года.

В 2009 году глава холдинга «Русские автомобили» Олег Дерипаска внес предложение Андерссону возглавить ГАЗ, и швед дал согласие покинуть GM. Как и при прихода Комарова в 2009 году в «АвтоВАЗ», ГАЗ достался Андерссону с убытками – около 10 млрд руб. против 50 млрд у «АвтоВАЗа».

Шведский топ-менеджер всецело сфокусировал работу ГАЗа на выпуске коммерческих автомобилей и грузовиков, в то время как выпуск собственного бренда, известных «Волг», был полностью свернут. Практически сразу после назначения швед решился на масштабные сокращения. Сам Андерссон тогда прокомментировал собственный ответ тем, что на предприятии через чур много бюрократии.

ГАЗ привлек на собственные мощности западные компании Volkswagen, Daimler и Дженерал моторс, каковые стали выпускать легковой транспорт, выйдя в 2013 году на количество около 150 тыс. машин для русского рынка. При Андерссоне ГАЗ сохранил позиции фаворита рынка коммерческих машин (с долей рынка около 50%) и наибольшего производителя автобусов (с рыночной долей около 65%). Сам менеджер за собственную работу в Нижнем Новгороде удостоился множества западных призов в области автомобильного бизнеса.

На должность президента «АвтоВАЗа» Андерссон был назначен в конце 2013 года.

«Газета.Ru»

Красивая женщина держалась до последнего 22. ДЕРЕВЕНСКИЙ БАЛАБОЛ

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: