Российские автозаводы: нам есть что терять
Две трети продающихся в Российской Федерации автомобилей – местного производства. У каких фабрик имеется шанс пережить очередной кризис с минимальными утратами?
В этом году российский авторынок вошел в пике. Сначала казалось, что продажи упадут на 30-40%, но по окончании оглашения итогов февральских продаж (-37,9%, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса) специалисты стали вспоминать 2009 год, в то время, когда реализация просела в два раза.
Сгустившиеся облака уже успели грянуть громом. Дженерал моторс огорошил известием: Шевроле и Опель уходят из России! Не обращая внимания на обилие производимых у нас моделей, концерн не смог обеспечить требуемый уровень локализации (кроме того для собираемых по полному циклу моделей она не превышала 25%) и разумные стоимости. В январе – феврале 2015 года хуже Опеля (продажи упали на 82%) продемонстрировала себя лишь Honda (– 86%), у которой в Российской Федерации вовсе нет сборочных площадок.
Обстановка с Шевроле схожая: в январе – феврале падение составило 71%. Народные автомобили уходят с рынка, останутся только на данный момент – Camaro, Corvette и Tahoe.
Калининградский АВТОТОР лишился линейки GM еще в прошедшем сезоне (Cadillac, Chevrolet, Опель), личный завод GM в Петербурге законсервируют на неизвестный срок, а ГАЗ остался без собираемого по полному циклу Aveo.
(1) В модельном зачете трон АВТОВАЗа заметно шатается под натиском корейских соперников, но по общему объему выпуска тольяттинский автомобильный завод так же, как и прежде на большом растоянии в первых рядах. В 2014 году тут собрали чуть меньше 450 тысяч машин четырех марок – при суммарной мощности более миллиона автомобилей в год. Все модели (за исключением усиливающегосяхэтчбека Datsun mi-DO) входят в топ?15 самых популярных на рынке.
Хорошие возможности? Не совсем. Кризис прежде всего бьет по небогатым клиентам, в частности они являются клиентами АВТОВАЗа. Бу Андерссон обещает удержать производство на прошлогоднем уровне, и шансы имеется.
В довольно «здоровом» 2014 году Лады просели на 15%, в то время как рынок в целом – только на 10,3%. Но когда кризис поднялся в полный рост, картина начала изменяться: в январе – феврале рынок был в минусе на 32,1%, а тольяттинские модели – на 25%.
Поддержать интерес возможно привлекательными стоимостями, но в течение последних трех месяцев их поднимали два раза. Самой скромной прибавкой отметилась пятидверная Нива: меньше 10%. А вот Ларгус показал собственные зарубежные корни во всей своей наготе. Больше всего подорожала семиместная квазивседорожная версия Кросс – на 113 тысяч рублей.
В чем же тогда польза русском сборки? Так как, согласно данным на начало 2014 года, Ларгус со собственными 72% локализации проигрывал лишь столичному Логану. Ясно, что хочется получить, но жадность может разорить.
(2) Завод Hyundai-Kia в Петербурге вышел на второе место в Российской Федерации; с результатом 237 тысяч собранных автомобилей он опередил калининградский АВТОТОР. В Питере корейцы собирают всего две модели – Solaris и Rio, но спрос на них фактически не падает: в феврале марки суммарно утратили 5-6% клиентов, в то время как среди остальных игроков менее чем на 20% упала лишь Skoda. На долгое время ли хватит корейцев с их аттракционом невиданной щедрости, неизвестно.
Они реализовывают автомобили чуть ли не в убыток, но наращивают собственную долю рынка, а часть утрат компенсируют прибылью от продажи и обслуживания запчастей.
Замысел корейцев на 2015 год – удержать планку на прошлом уровне. А в следующем году на конвейер подгонят третью модель – кроссовер В?класса Hyundai ix25. Рискованный ход?
Solaris и Rio заткнули за пояс более дешёвых одноклассников, среди которых Renault Logan и Nissan Almera. Тот же фокус маркетологи Kia сохраняют надежду провернуть с кроссовером, сохраняя надежду, что россияне предпочтут его нарочито бюджетным Renault Duster и Nissan Terrano.
(3) АВТОТОР, выпустив практически 182 тысячи автомобилей, занял третью строке в перечне наибольших сборочных площадок. В прошедшем сезоне палитра калининградцев была чуть ли не самой широкой в отрасли: шесть марок! Сейчас осталось три. Сборка BMW мелкоузловым способом длится своим чередом, комплект моделей не изменился. Баварцы вряд ли уйдут, поскольку русский сборка, кроме другого, разрешает им реализовывать автомобили госструктурам.
Главные для отечественного рынка модели локализованы, перенос остальных нерентабелен.
Компания Kia в свое время помогла АВТОТОРу с инвестициями и организовала выпуск в Калининграде двух моделей по полному циклу, сборка остальных осуществлялась по крупноузловой схеме. Размах впечатляет: в Калининграде планируют практически все реализовываемые дилерами модели Kia, не считая импортируемого Picanto и питерского Rio. А вот Hyundai в балтийском анклаве до тех пор пока находится в позиции наблюдателя.
Из ворот АВТОТОРа выходят седаны i40 и Equus – не самые массовые модели. Корейцам было бы выгодно наладить местную сборку популярных кроссоверов Tucson и Santa Fe, дабы сдерживать рост стоимостей.
(4) ЗАО «Рено Российская Федерация» (бывший Автофрамос) в 2014 году перевалило за 150 тысяч машин. Ударная сила – Duster и его клон Terrano. Первый Logan еще выпускается, но дни его сочтены: он немногим дешевле преемника и может привлечь разве что наличием версии с автоматической коробкой передач, которой до тех пор пока нет у новичка. Для сохранения количеств выпуска заводу жизненно нужен еще один бестселлер.
Вероятнее, тут освоят сборку вэнов Renault Dokker: эти автомобили я уже видел на Дмитровском автополигоне. Второй вариант – переезд в Россию модели Capture, которая пришлась ко двору в Ветхом Свете. Но это индюк лапой написал, да и полноприводной версии у Каптура нет.
(5) Калужская площадка концерна Volkswagen дала жизнь практически 128 тысячам машин. Глобальных трансформаций в палитре ходовых моделей тут не ожидают. Что касается второстепенных, необходимо отметить сокращение выпуска Audi. Русского прописку сохраняют лишь заказываемые госструктурами седаны А6 и А8, а вот А7, Q5 и Q7 покинули конвейер – сейчас их импортируют.
В январе в Калуге запущена тестовая сборка атмосферных двигателей количеством 1,6 л. Большая мощность линии – 150 тысяч агрегатов в год. Что-то мне подсказывает, что полной загрузки ей не видно.
(6) ГАЗ своевременно привлек чужестранцев предоставленными для контрактной сборки цехами. Увы, повезло не со всеми, и сейчас в Нижнем Новгороде производят по полному циклу лишь три модели – это Volkswagen Jetta, Skoda Octavia и Yeti. Но прогресс с 48 тысяч автомобилей в 2013 году до практически 75 тысяч в 2014?м – лучший показатель в отечественном автопроме.
В случае если управленцы сохранят собственный умение обнаружить клиентов, то в будущем завод сможет переманить автомобили с вторых конвейеров страны.
(7) Оживает бывший ИжАвто (сейчас – ОАГ, Объединенная автомобильная несколько), в пору прошлого кризиса впавший в состояние клинической смерти. Количество выпуска практически такой же, как у ГАЗа. Модели ему достались очень перспективные, а основная из них – будущая Веста, которая отправится в массовое производство в осеннюю пору. За один квартал она не успеет собрать обороты, но уже в 2016 году начнет восхождение в рейтинге самых реализовываемых машин.
И уж тогда 2014 год покажется ижевцам прогревочным кругом. И вдобавок имеется замыслы по освоению моделей Renault. Каких как раз – до тех пор пока неизвестно.
(8) Сборочную площадку Sollers во Владивостоке, одну из самых новых в Российской Федерации, хочется окрестить крепким середнячком. Звезд с неба не достаточно, но и провалами не отметилась. Три марки обеспечили загрузку на две трети большой мощности: выпущено чуть больше 67 тысяч автомобилей.
Действительно, положение на рынке у соседей по конвейеру различное. Toyota Land Cruiser Prado – незыблемый столп общества, клиенты не разлюбят данный автомобиль ни при какой цене.
Мазда 6 и CX?5 продавались в прошлом году достойно, а к концу нынешнего рискуют остаться в дилерских шоу-румах без собственных собратьев. Новую «двойку» к нам не повезут, слухи о завершении поставок «трешки» официально не подтверждаются, но настойчиво циркулируют в дилерских кругах, компактвэн Mazda 5 в марте негромко пропал из прайс-страниц, а CX?9 и до кризиса был штучным товаром.
Корейская SsangYong (SYMC), которая сотрудничает с группой Sollers, собирается в 2015 году начать на русском рынке продажи нового кроссовера Tivoli. SsangYong отметил начало года важным падением продаж. Вся надежда сейчас на компактный кроссовер Tivoli: его собирались запустить в продажу в июле, но на момент подготовки материала нам не смогли назвать дату старта.
Разумеется, что без русского сборки машина обречена на провал. Что и где будет создавать SsangYong – пока не сообщается. В последних числахМарта показались слухи, что корейцы собираются создать собственное представительство в Российской Федерации, отказавшись от услуг компании Sollers. Как на этом фоне сложится дружба компаний в будущем, сложно угадать.
Учитывая крупноузловую сборку на Дальнем Востоке с мизерной локализацией, нельзя исключить таковой сценарий: вседорожники будут ввозиться из Кореи, а для выпуска Tivoli по полному циклу SsangYong подыщет другую площадку.
(9) Обосновавшийся в Петербурге Nissan полон оптимизма. Год прошел со стопроцентной загрузкой. Линейка складывается из очень недешевых моделей – Teana, X?Trail, Murano и Pathfinder, но это не помешало японцам под занавес 2014 года, в то время, когда глубина раскрывшейся перед рынком пропасти была уже очевидна, запустить на предприятии вторую очередь – и расширить годовую мощность с 50 тысяч до 100 тысяч машин.
В случае если забыть о кризисе, ход назревший: в Северную столицу переезжает новый Qashqai, что в «мирное время» претендует на высокие места в топ?25 русского рынка. семь дней сборка Infiniti прекращена без возможностей восстановления.
Nissan, как и партнерский Renault, в начале 2015 года падает по продажам посильнее рынка. Неспособность (либо нежелание) сдерживать цены увеличивает отставание от Hyundai и Kia. Но в Российской Федерации альянс сумел завоевать достаточный авторитет, дабы верить внародной любви.
Возможно высказать предположение, что за весь год уменьшение спроса на японские и французские автомобили окажется сопоставимым со среднерыночным.
(10) Завод Peugeot-Citroen-Mitsubishi в Калуге хочется пожалеть. Из 46 тысяч собранных автомобилей две трети пришлось на недешевые вседорожники Mitsubishi. К французским моделям клиенты охладели весьма скоро: за первые два месяца года у Ситроена продажи упали на 78%, а у Пежо – на 81%.
Надежды на седаны Peugeot 408 и Сitroen C4 не оправдались, другие модели в Российской Федерации не производятся, и объектов для локализации попросту нет. Peugeot 301 и Citroen C?Elysee были бессердечно съедены монстрами сегмента, кроссоверы – также, а уже продающийся в Китае седан на базе нового поколения Peugeot 308 кроме того с учетом отечественной сборки дешёвым никак не окажется. Страшный шах, но еще не мат: в Калуге увидены кроссоверы DS 6WR.
Это также модель для Поднебесной, причем недешевая (шильдик DS обязывает). Неужто французы действительно рассчитывают выправить положение премиальной моделью?
(11) С результатом около 45 тысяч выпущенных автомобилей закончило год СП GM-АВТОВАЗ. Для единственной модели – хорошо, но спрос падает, а жить нынешней Ниве еще весьма долго. Все работы над машиной нового поколения заморожены.
Для нее строился целый комплекс новых производств, включая завод двигателей, но – увы.
(12) Предприятие Дженерал моторс в Петербурге отработало 2014 год на треть от более чем 100-тысячной мощности, с чем и отправляется на покой (надеюсь, не вечный).
(13) Практически столько же автомобилей вышло из ворот завода Toyota в Шушарах. Но тут-то модель всего одна – Camry. В середине прошедшей весны японцы заявили о будущем повышении мощности до 100 тысяч машин в год и переезде в Россию кроссовера RAV4.
Бесконечная любовь клиентов разрешает марке ощущать себя с уверенностью кроме того в отсутствие бюджетных моделей, исходя из этого и не торопится автогигант с локализацией. Попахивает избыточной самоуверенностью.
(14) Из всех выпущенных УАЗом автомобилей только 28 тысяч – легковые вседорожники. «Доработанный для города» Патриот ожидает новых клиентов, но высокие места в рейтинге ему пока только снятся. В текущем году конвейер покидает старый «козлик». Замены ему нет, а потому количество выпуска просядет естественным образом. Плюс влияние кризиса.
Но у ульяновцев личная гордость: заводу доверили сборку автомобилей в ходе проекта «Кортеж». Действительно, еще нет ясности в вопросе сроков их появления, да и тираж вряд ли окажется внушительным. Имеется на УАЗе и собственный проект кроссовера с несущим кузовом – машина компактнее и дешевле Патриота.
Законы рынка требуют строить ее на переднеприводной платформе, которой у ульяновцев нет. Поговаривают об применении наработок того же проекта «Кортеж» либо о покупке «тележки» у компании SsangYong. Представить новинку завод планирует лишь к 2019 году, не смотря на то, что она нужна уже на данный момент.
(15) Ford во Всеволожске в самый раз именовать разочарованием года. Завод способен производить 125 тысяч автомобилей в год, а рынок неохотно поглотил только пятую часть этого количества. Но имеется надежда: на конвейер только что поднялся новый Mondeo, вот-вот отправится рестайлинговый Focus.
(16) А завод Ford в Елабуге трансформаций в производственной программе не ожидает. Собираемые тут кроссоверы Edge и Explorer в сумме не набирают и 20 тысяч заказов.
(17) Площадка Ford Sollers в Набережных Челнах выглядит более перспективно. Но, получила она лишь под конец 2014 года, в то время, когда ко мне перебрался бюджетный EcoSport, и оценивать ее будущее до тех пор пока преждевременно. В случае если в 2015 году компанию кроссоверу на конвейере составят хэтчбеки Fiesta, то эти новые и довольно недорогие модели окажут помощь марке вернуть прежние позиции.
(18) Черкесский Derways – основной «многостаночник» отрасли. Тут собирают китайские Geely, Lifan, JAC, Hawtai, Brilliance и Черри. Из них лишь Черри возможно назвать более-менее важным игроком. Из производственной мощности в 100 тысяч автомобилей за Черри забронировано 36%. Освоят их либо нет, продемонстрирует время. Остальные «китайцы» исчезают из программы так же негромко и незаметно, как и оказались. О каких-либо стратегии и планах развития сказать сложно. Вы, например, не забывайте марку Luxgen?
Эти автомобили также планировали в Черкесске… Но обилие партнеров разрешает заводу ощущать себя более-менее с уверенностью.
(19) Great Wall избегает тесной компании соотечественников, прописавшихся в Черкесске, и сооружает собственные наполеоновские замыслы. Гжельский завод ИМС, находящийся в собствености компании Ирито, в прошлом году выпустил 17 тысяч вседорожников, но в 2015 году будет закрыт: сборку переводят в Липецк, где запускается производство полного цикла. А в 2017-м обязана получить площадка под Тулой.
Ее отведут под производство моделей люксового суббренда Haval. В последних числахМарта, в то время, когда подготавливался данный материал, на сайте были представлены два вседорожника – модели Н6 и Н8. Ни стоимостей, ни перечня дилеров нет.
Проект фактически заморожен, но официально об этом китайцы не говорят.
Упомянем еще о трех русских производствах. Натянутые отношения с АВТОВАЗом и перебои с поставками машинокомплектов заставляют задуматься о судьбе тольяттинской компании Супер-Авто. В прошлом году тут собрали меньше тысячи машин. Десятками автомобилей измеряется количество выпуска аргунского Чеченавто. В начале года АВТОВАЗ заговорил о расширении производства, но нюансы до тех пор пока малоизвестны. ТагАЗ так и не смог оправиться от кризиса 2009 года и до сих пор скорее мертв, чем жив.
Пара десятков собранных вручную «спорткаров» TagAZ Aquila – это отдельные вспышки на кардиомониторе, не означающие выхода из комы.
Картина написана в мрачных тонах, под стать обстановки. Производство упадет вместе с рынком, это разумеется, – но на какое количество? На 30% либо на все пятьдесят? Пережить год с минимальными утратами смогут, пожалуй, только АВТОВАЗ, корейские торговые марки и, быть может, Toyota. При условии грамотной ценовой политики.
Остальные предприятия, наверное, ожидает заметное понижение количеств выпуска. Либо закрытие. Прецеденты уже имеется.
«За рулем.РФ»