Пораженные током («рбк»)
Илон Маск не спешит открывать представительство Tesla в Российской Федерации, исходя из этого на рынке действуют неофициальные дилеры. Наибольшему из них Moscow Tesla Club продажа и обслуживание электрокаров приносит 4,8 миллионов рублей. прибыли в месяц.
Первое правило клуба – необходимо иметь в гараже собственную Tesla. Наслаждение недешевое, но компания хорошая. Среди участников Moscow Tesla Club, по словам его основателей, генеральный директор Mail.Ru Group Дмитрий Гришин, глава Сберегательного банка Герман Греф, основатель Тинькофф Банка Олег Тиньков и еще около 100 человек.
Приобрести и содержать Tesla в Российской Федерации – задача непростая. 337 официальных автосалонов марки трудятся в 29 государствах мира, но до нас пока не добрались. Лететь за новым электромобилем за границу хлопотно, а ведь его необходимо еще и обслуживать.
На этом выстроил бизнес основатель Moscow Tesla Club Алексей Еремчук.
Гаджет в мире моторов
Компания Tesla была основана в июле 2003 года. Илон Маск положил в нее $70 млн, каковые получил от продажи доли в PayPal. В число инвесторов вошли кроме этого основатели Гугл Ларри Пейдж и Сергей Брин и глава фирмы eBay Джефри Сколл.
В 2010 году Tesla совершила IPO, а в апреле 2017 года стала самой дорогой автокомпанией в Соединенных Штатах, в то время, когда ее капитализация превысила $51 млрд. Но о прибыли акционеры Tesla смогут лишь грезить: все эти долгие годы компания приносит убытки: к примеру, выручка за 2016 год составила $7 млрд, а убытки – $675 млн.
Серийное производство первого автомобиля Tesla Roadster началось в 2008 году. на данный момент модельный последовательность воображают Model S и Model X, цена каждой из них образовывает около $100 тыс. В конце 2017 года компания обещает запустить продажи первой бюджетной модели – Model 3 – по цене $35 тыс.
По стопам Сороса
Алексею Еремчуку 36 лет, он родом из Минска. В старших классах обучался в Экономической школе, финансируемой Фондом Сороса. Деловые игры, разбор бизнес-моделей, исследования рынка так понравились Еремчуку, что по окончании школы он поступил в Белорусский национальный экономический университет.
Но уже на втором курсе стало известно, что высшее реальный бизнес и экономическое образование имеют мало неспециализированного, и он отчислился.
В начале 2000-х он вместе с партнерами открыл в Минске магазин «Компьютерный дом». «В то время, в то время, когда вы приходили брать компьютер, вас встречал какой-то компьютерщик с долгой косой и на своем языке что-то растолковывал. Это было неясно и некомфортно», – говорит Еремчук. Он решил ловить клиентов «на живца»: нанял прекрасных девушек, нарядил их в маленькие юбки.
Девушки не вдавались в технические детали и дешёвым языком растолковывали: для игр нужен таковой компьютер, для обучения – второй. После этого по похожей схеме партнеры начали реализовывать кондиционеры в магазине Klimatoff. Как уверяет предприниматель, к 2010 году оборот его проектов достигал $3–4 млн в год, но розничный бизнес наскучил и не давал слово взрывного роста.
Еремчук реализовал его партнерам и отправился путешествовать.
Он поселился в Соединенных Штатах, где наладил интернет-бизнес – создал биржу по продаже ссылок. Сайты обменивались ссылками, дабы улучшить собственные позиции в поисковых машинах, Еремчук выступал посредником. Это занятие приносило ему и партнеру около $10–12 тыс. в месяц на двоих.
Трудиться возможно было из любой точки мира, так что через несколько лет предприниматель перебрался в Таиланд.
Первая доставка
Летом 2013 года Еремчук наткнулся в Сети на видео о заводе Tesla. Ролик так потряс его, что он начал действительно раздумывать о возможности реализовывать такие автомобили. Тем более что опыт в данной сфере у него был – в Соединенных Штатах он время от времени брал машины на аукционе и перепродавал их с наценкой $2–3 тыс. «Я прокачал чисто мужское желание кататься на всех машинах.
У меня были спортивные машины, джипы, и я имел возможность ежедневно поменять эти автомобили», – говорит предприниматель. Кое-какие автомобили Еремчук переправлял в Россию, так что был знаком с процедурой растамаживания.
Предприниматель сделал вывод, что в Российской Федерации спрос на Tesla имеется, а предложения нет, и неясно, в то время, когда у корпорации дойдут руки до этого рынка. В 2014 году он перебрался в Москву. Сейчас его американский интернет-бизнес дал сбой.
Поисковые машины поменяли методы ранжирования, а покупные ссылки были никому не необходимы. «Жизнь забрала эту подушку безопасности и сообщила: вали! Я тогда осознал, что буду продвигать Tesla в Российской Федерации», – вспоминает предприниматель.
Но Еремчук был не одинок. В 2013 году Андрей Врацкий, директор по работе с клиентами компании «Ай-теко», был одним из первых россиян, кто приобрел себе Tesla. После этого он снялся с машиной для YouTube-канала «Громадной тест-драйв», что ведут Сергей Стиллавин и Рустам Вахидов. Ролик собрал более 2,5 млн просмотров, и Врацкий осознал, что интерес к машине в стране имеется.
Он привез в Россию из америки партию из шести подержанных машин и распродал их. Но развивать проект не стал. «Единственный бизнес около электромобилей у нас – это очевидное приобрети-реализуй. К тому же в кризис 2014 года стало ясно, что сейчас будет не до жиру, ожидать продаж тысяч Tesla не стоило, в лучшем случае десятков», – растолковывает Врацкий.
Еремчук тем временем также изучал спрос: весной 2014 года он сделал несложный сайт за 2 тыс. руб. и запустил рекламу, через месяц показались первые заявки на доставку. У Еремчука не было кроме того автомобиля для показа потенциальным клиентам, было нужно просить машину у Врацкого. Тот не отказался оказать помощь.
Продавец премиальных автомобилей жил в хостелах, а по окончании снял в аренду помещение в квартире вместе с другими стартаперами. Однако дело пошло, летом 2014 года первые три клиента, каковые не желали лететь в Соединенных Штатах и самостоятельно заниматься оформлением бумаг, оплатили бронь на $600 тыс. Через пара месяцев машины готовься , и Еремчук отправился за ними в Нью-Йорк.
В то время, когда автомобили загрузили в фуру, он решил отправиться вместе с ней. Шофер был украинцем, три часа до порта должны были пролететь незаметно. Но на скорости у грузовика лопнуло колесо, машину занесло.
Чудесным образом не было жертв, и машины остались целы.
Первый клиент Еремчука Александр Чачава, управляющий партнер фонда LETA Capital, до сих пор доволен приобретением: «В случае если имеется теплый гараж с электричеством и вторая машина в семье для дальних путешествий, то Tesla приносит фактически одни эйфории: не нужно ездить на АЗС, приятная в вождении, не ломается. Плюсы в динамике, экологичности, в хорошем восприятии на дороге перевешивают недочёты».
Клуб для собственных
Число клиентов начало расти, и Еремчук осознал, что нужно открывать автосалон – большое количество автомобилей в сети не реализуешь. Он познакомился с Василием Пановицыным, у которого уже был опыт в продаже электротранспорта, действительно, для корпоративных потребностей. Согласно данным «СПАРК-Интерфакса», его компания «Экомоторс» принесла в 2014 году 73,8 миллионов рублей. выручки.
К команде кроме этого присоединился Николай Майор, что до этого реализовывал машины в компаниях Major Auto и Mercedes-Benz. В августе 2014 года партнеры зарегистрировали ООО «Электромобили» и открыли шоу-рум на Ленинградском шоссе.
Купить партию автомобилей удалось в Российской Федерации. Юрий Кривицкий, председатель совета директоров телекоммуникационной компании «РиалКом», также планировал в 2014 году наводнить Москву машинами Tesla. Он купил 20 автомобилей, но реализовал только десять из них, остальные пылились на складе. «Моя история с продажами Tesla несложна – готов был израсходовать средства и силы на продвижение этого авто в Российской Федерации, но вышла новая Model S, начались скачки валют.
Я ожидал важных продаж, но в Российской Федерации не выяснилось клиентов», – говорит Кривицкий. Он реализовал оставшиеся автомобили Еремчуку.
У «Электромобилей» было преимущество – шоу-рум. Продажи стартовали удачно, но к началу 2015 года рубль за три месяца обесценился в два раза, и подскочили ставки аренды помещения. Дабы удержать компанию на плаву, Еремчуку кроме того было нужно расстаться с собственной Tesla.
С партнерами также начались разногласия – они желали торговать не только Tesla, но и другими премиальными машинами. «Это было полностью неприемлемо – меня восхищали электромобили, и я не желал видеть бензиновые автомобили в салоне», – растолковывает Еремчук. В итоге он реализовал собственную долю в бизнесе.
Дабы открыть новый салон в «Смоленском пассаже», Еремчук убедил брата реализовать квартиру в Минске. «Для семьи это была катастрофа», – вспоминает он, но родственники пошли навстречу. За счет продажи квартиры удалось выручить €50 тыс., все деньги были положены в ремонт помещения.
К тому времени у Еремчука показались два новых партнера: Игорь Антаров, директор Founder Institute, и Артем Каган, занимавший ранее пост директора по формированию студии веб-дизайна «Бюро Апельмана». С Антаровым предприниматель познакомился еще в Таиланде, а резюме Когана обнаружилHeadHunter, в то время, когда искал начальника отдела продаж. Согласно данным СПАРК, 100% ООО «Тесла Клуб» принадлежат Алексею Еремчуку, партнеры обладают долями в ООО «Электрик моторс клаб»: по 19% у Антарова и Кагана и 62% у Еремчука.
Moscow Tesla Club открылся в мае 2015 года. В утро перед открытием предприниматели сами вывозили остатки мусора из шоу-рум, на услуги рабочих денег уже не оставалось.
Сначала Еремчук желал создать не просто шоу-рум, а сообщество любителей Tesla. Кроме пространства для показа машин в офисе были предусмотрены переговорная и территория для отдыха. А основное, компания запустила первую в Российской Федерации научно-техническую поддержку пользователей Tesla. «В случае если человек ночью где-то разрядился, не имеет значения, сколько нам это стоило, мы отправляли эвакуатор, помогали.
Какие-то запчасти сложные из Америки либо Европы привозили самолетом», – говорит Еремчук.
После этого совместно с компанией «Атлант-М» предприниматель открыл сервисный центр, что на данный момент оформляет статус официального. На встрече в Соединенных Штатах представители Tesla дали на это добро, уверяет Еремчук. В сервисном центре занимаются мелким ремонтом и тюнингом. По словам Еремчука, было всего три случая, в то время, когда Tesla приходилось отправлять на ремонт к официальному дилеру в Европу.
По большей части все неприятности решаются собственными силами.
Согласно данным СПАРК, выручка ООО «Тесла Клуб» в 2015 году составила 12,6 миллионов рублей., в 2016-м – 44 миллионов рублей. Дело пошло в гору, и в конце 2016 года Еремчук начал подготавливаться к переезду на Кутузовский проспект: в том месте и помещение было больше, и размещение лучше. Выяснилось, своевременно.
Условия аренды в «Смоленском пассаже» изменились, демонстрационный автомобиль с первого этажа было нужно убрать. Какое-то время у предпринимателя было два салона, но скоро шоу-рум в пассаже закрылась.
Столичный рынок электромобилей
Tesla в Москве на данный момент реализовывают компании Moscow Tesla Club, бывшие партнеры Еремчука из «Электромобилей» и показавшаяся в 2017 году компания «Экодрифт». Согласно данным аналитического агентства «Автостат», Moscow Tesla Club – самый большой продавец Tesla в Российской Федерации.
В первую очередь года в стране было реализовано всего 39 новых электрокаров – это на 18% больше, чем за теже месяцы 2016 года. «Рост снабжает марка Tesla, на нее приходится 70% реализованных машин», – говорит Азат Тимерханов, офпред «Автостата». Согласно данным The Bell, основной любитель Tesla в Российской Федерации – это Роман Абрамович, в качестве подарка партнёрам и друзьям он купил 20 машин. Помимо этого, в Российской Федерации продаются электромобили Nissan Leaf, Renault Twizy, Mitsubishi IDF.
Согласно точки зрения Тимерханова, рост продаж сдерживают большая цена таких автомобилей и не хорошо развитая инфраструктура.
Обратно в Соединенных Штатах
Новый салон еще больше похож на клуб: высокие потолки, громадные кровати, территория, где возможно выпить кофе. На входе, как когда-то в минском компьютерном магазине, встречают прекрасные девушки. Выполняют в зону, где крутят ролики про Tesla, а на стене висят дипломы в рамочках и одна акция Tesla Inc.
Тут же демонстрируют образцы и автомобили их отделки. «Это уже не автосалон, это клуб, где видятся обладатели Tesla», – говорит Еремчук.
В мире около 30 аналогичных клубов, и их члены систематично видятся. В столичном около 100 любителей Tesla из России и СНГ. Для них проводятся закрытые мероприятия, автовладельцы совместно играются в гольф, перепродают друг другу автомобили.
Еремчук говорит, что клуб выкупает б/у-автомобиль в течение двух дней. Сравнительно не так давно одну из таких автомобилей реализовали всего через четыре дня по окончании приобретения, а на кое-какие модели имеется лист ожидания.
Подержанный электромобиль возможно сходу приобрести в шоу-рум – в наличии тут пять штук. В случае если клиент желает купить новую машину, то через 14 дней пригоняют автомобиль со склада официального дилера в Европе – из-за трансформации валютных котировок стало удачнее возить Tesla из ЕС, а не из америки. В случае если же брать напрямую у официального дилера, то в большинстве случаев приходится ожидать три-четыре месяца, утверждает Еремчук.
Средняя удельная стоиость автомобиля в Европе на данный момент образовывает €100 тыс. Таможенные сборы, логистика, установка совокупности Эра-Глонасс прибавляют к ценнику еще 48%, рабочая группа Moscow Tesla Club образовывает 5%. Юридически компания не получает машины сама, а трудится по поручению клиента и за его счет осуществляет доставку и покупку. «Нарушений закона в таковой схеме я не вижу.
Разве что с применением Tesla в заглавии смогут появиться неприятности – правообладатель может "настойчиво попросить" наименование убрать», – говорит юрист коллегии юристов «Новый Арбат» Алексей Пономарев.
В 2016 году Moscow Tesla на данный момент реализовал 35 машин, в этом планирует в два раза больше. По словам Еремчука, месячный оборот компании в 2017 году достиг €1 млн, прибыль от продажи автомобилей доходит до 3,5 миллионов рублей. Помимо этого, компания получает на продаже дополнительного оборудования: зарядок, розеток, аксессуаров – это еще около 1 миллионов рублей. прибыли каждый месяц. И сдает Tesla напрокат, цена которого образовывает от 30 тыс. руб. за три часа до 490 тыс. руб. за месяц.
Действительно, популярностью прокат не пользуется – приносит всего около 300 тыс. руб. в месяц.
На рекламу Еремчук не тратится, продвигает клуб на вечеринках и посредством промоакций. К примеру, в прошедшем сезоне Moscow Tesla Club сотрудничал с «Яндекс.Такси». Два автомобиля приезжали на вызов по тарифу «Бизнес».
Отдельной кнопки для заказа Tesla не было, исходя из этого необыкновенное такси попадалось самым удачливым. По словам Еремчука, затраты на эту акцию составили около 300 тыс. руб., но о ней написали многие СМИ.
Бизнес Moscow Tesla Club может оказаться на грани, в случае если Tesla откроет в Москве личный автосалон. Согласно расчетам Еремчука, это случится не раньше 2018 года. Андрей Врацкий также делает ставку на конец 2018-го – начало 2019 года. И Еремчук уже приготовил для себя замысел «Б»: в июне 2017 года он открыл склад в Майами и реализовывает электрокары различных брендов через интернет.
По словам предпринимателя, новый бизнес уже принес около $40 тыс. прибыли за два месяца.
Персональный опыт
Александр Чачава, управляющий партнер фонда LETA Capital
«В случае если имеется теплый гараж с электричеством и вторая машина в семье для дальних путешествий, то Tesla приносит фактически одни эйфории: не нужно ездить на АЗС, она приятная в вождении, не ломается – привычного для бензиновых автомобилей ТО по сути нет. Многим не нравится комфорт на заднем сиденье, уровень качества салона (ну, не Mercedes), но плюсы в виде немыслимой динамики, экологичности, хорошего восприятия на дороге недочёты перевешивают. Все в большинстве случаев задают вопросы, как она заводится зимний период, но ее не нужно заводить, это же не двигатель внутреннего сгорания, ее возможно. И зимний период неприятностей никаких нет.
Заряжаю я Tesla дома в подземном паркинге на своем машино-месте – электричество обходится в 68 руб. на 450 км по «ночному» тарифу. По дороге ни при каких обстоятельствах не разряжался – отыскать станции в Москве не просто, да и времени ожидать нет. Так что большое расстояние, на которое я ездил, это 120 км от Москвы. В том месте желал зарядиться, но выбил пробки.
К счастью, заряда хватило доехать обратно».
«РБК»