Подготовка к провалу. почему из автошкол выходят неучи? (авторамблер)
Систему обучения в автошколах постоянно реформируют, но итог по-прежнему печален. Почему новоиспеченные водители не умеют ездить?
С осени в России начали действовать новые правила приема экзаменов в ГИБДД, но никаких кардинальных перемен не случилось. Выпускники автошкол по-прежнему понятия не имеют, как управлять автомобилем. Они и дальше будут ошибаться.
Возможно, ценой чьей-то жизни.
Глобально система обучения осталась той же, и автошколам, по сути, нет смысла по-другому организовывать подготовку водителей.В первую очередь в инспекции ужесточили теоретический экзамен, введя дополнительные вопросы за ошибку. На площадке увеличилось количество обязательных упражнений и введен лимит времени. Экзамен в городских условиях изменился лишь в плане терминологии ошибок и штрафных санкций.
Очевидно, что очередная реформа в автомобильном образовании в виде косметических поправок не улучшит внезапно уровень подготовки водителей. С первого раза экзамен почти никто не сдает – об этом ярко свидетельствуют цифры. По данным из ГИБДД,до 31 августа теорию с первого раза сдавали 71% кандидатов в водители, с 1 сентября — лишь 53%. «Площадку» раньше успешно сдавали 86% человек, теперь — только 57%.
Наконец, экзамен в условиях реального дорожного движения успешно проходили 56% учеников, сейчас?—?53 %. Даже в Москве, где огромное число, казалось бы, хороших автошкол, только каждый десятый ученик сразу успешно проходит испытания в ГИБДД. Но и счастливчики, получившие вожделенную пластиковую карточку, не чувствуют себя на дорогах уверенно.Так почему из автошкол выходят неподготовленные водители?
Причем у специалистов из отрасли давно есть ответ на этот вопрос. Председатель правления «Гильдии автошкол» Сергей Лобарев уверен, что систему надо в корне менять: «В большинстве стран Европы главная задача экзамена для водителей – проверка навыков управления автомобилем в условиях реального дорожного движения. В первую очередь смотрят, насколько водитель безопасен в условиях реализации дорожного движения.
У нас экзамен «в городе» направлен на фиксацию штрафных баллов за нарушения ПДД. В системе подготовки необходимо разделение программ обучения на водителей-любителей и профессионалов, конечно, больше времени уделять вождению в условиях реального дорожного движения».
Это если вкратце. На самом деле в каждой из трех составляющих водительского обучения в России есть огромные недочеты.
В отрыве от реальности
Теоретическая подготовка – основа основ. И сегодня она не выдерживает никакой критики. Во-первых, десятки часов преподаватели зачитывают лекции по темам, которые даже близко не имеют отношения к реальному дорожному движению.
Во-вторых, у педагогов нет цели донести правильно всю информацию, их задача – заставить учеников выучить билеты. И на этом все.
«Существующая система обучения водителей направлена на натаскивание кандидата в водители для сдачи теоретического экзамена. Экзаменационные билеты ГИБДД находятся в свободном доступе. Это вынуждает автошколы заниматься теоретическим натаскиванием по билетам, выбирая более простой путь.
Действующие программы для водителей перегружены ненужными материалами. К примеру, зачем человеку, который не собирается работать таксистом, изучать диспетчерское руководство такси и другие технические вопросы?» — вопрошает Сергей Лобарев.
Отдельный разговор – упражнения на площадке. Эксперты вообще сомневаются в их пользе, а тем временем в ГИБДД только увеличивают число обязательных тестов в искусственно созданных ситуациях. К тому же каждая автошкола еще с прошлой реформы обязана иметь гигантскую плошадку площадью 2,4 гектара вместо того, чтобы нормально учить водителей на настоящих дорогах.
«Большую часть учебных часов стали уделять упражнениям на площадке. Всего 15% времени мы обучаем кандидата в водители в реальных условиях. А для мотоциклистов вообще не предусмотрен подобный экзамен. Они вынуждены выезжать на дорогу, не имея навыков движения в городе, — удивляется Сергей Лобарев. – В автошколах мы больше учим думать, а не двигаться. Кроме этого, в нашей стране запрещено обучение на скоростных дорогах.
В Германии, например, отводятся обязательные часы на вождение на автобанах. В ряде стран создают условия для обучения мотоциклистов в реальных дорожных условиях».
Наконец, мы подошли к главной проблеме водительского обучения. Выпускники автошкол не чувствуют себя уверенно на дорогах именно потому, что они в реальных жизненных ситуациях просто еще не бывали. Новоиспеченные водители сталкиваются с ними уже после экзамена, а потому вынуждены снова обращаться к преподавателям, чтобы улучшить навыки. «Надо позволить кандидатам после основного курса обучения отработать навыки скоростного вождения на автомагистралях, управления в темное время суток на неосвещенных дорогах, в неблагоприятных погодных условиях, некоторые элементы контраварийного вождения, к примеру, способы экстренного торможения, учить создавать безаварийное пространство вокруг автомобиля, держать безопасную дистанцию и интервал», — перечисляет Сергей Лобарев все то, чему сейчас в автошколах просто не учат.
Если подытожить, получается, что автошколы готовят учеников к успеху на экзамене в ГИБДД, но не в жизни. В реальности их ждет провал.
Зарубежное и национальное
И ведь не нужно изобретать велосипед. Все давно придумано. И не в странах третьего мира, а в развитых государствах с крайне низким уровнем аварийности на дорогах.
Значит, и подготовка водителей там лучше. Может, стоит просто перенять успешный опыт? Помимо перечисленных отличий стоит отметить особенное внимание за рубежом к новичкам, которые только-только получили права.
Их контролируют по-другому, немного ограничивают и тем самым дают время на адаптацию.
Сергей Лобарев отмечает, что именно в России неплохо было бы перенять: «В ряде стран начинающих водителей обязывают пройти «вождение с комментариями» и занятия с психологом в составе группы. Кстати, если в течение года он этого не сделает, то лишается прав. В некоторых государствах новичкам разрешено управлять автомобилем только под присмотром опытного водителя. Этот метод в нашей стране можно будет применить, когда мы решим вопрос о вождении с 16 лет.
Введение временногоудостоверения также позволяет отследить поведение водителя за определенный период времени, установить количество нарушений и, при необходимости, заставить пройти дополнительное обучение. Можно на год ввести ограничения, к примеру, по количеству пассажиров, максимальной скорости движения, передвижения в темное время суток, запрет на буксировку прицепа.
Также можно, как в Японии, ввести лимит по мощности автомобиля, а особенно мотоцикла, управляемого новичком со стажем до двух лет. И главный вопрос – это разделение обучения на водителей-любителей и профессионалов, как это практикуют по рекомендации Венской конвенции о дорожном движении».
И все-таки кое в чем нам нужно учитывать национальные особенности. Ведь как же в России без коррупционной составляющей! По инициативе «Гильдии автошкол» в нашей стране проводились опросы на эту тему.
Примерно треть человек признались, что получили водительские удостоверения на «льготных условиях». И это только те, кто не постеснялся сказать правду! Поэтому, по мнению экспертов, крайне желательно разделить функции в системе водительского образования.
«Учитывая, что на сегодняшний день 5500 автошкол России выпускают ежегодно 1,5-2 миллиона человек, следует к своему стыду признать, что на дорогах у нас ездят порядка 400 000 необученных водителей. Только в России контроль за автошколами, прием экзаменов и выдачу водительских удостоверений осуществляет одна организация?-?ГИБДД, поэтому велик риск коррупционной составляющей. Наши экспертысчитают, что данные функции на основании конкурса необходимо передавать гражданским организациям с привлечением общественных организаций и страховых компаний», — предлагает Сергей Лобарев решить проблему с коррупцией при приеме экзаменов.
Пока власти действуют лишь по принципу «чем жестче, тем лучше», не замечая сути проблем.Как могут пять дополнительных вызубренных ответов сократить аварийность? Или доведенные до автоматизма маневры между столбиками? Поэтому не стоит удивляться многочисленным катастрофам и трагедиям на российских дорогах. Наши водители ездят так, как их научили. А научили плохо.
И чем быстрее чиновники проведут настоящую качественную реформу водительской подготовки, тем лучше.
Авторамблер