Обгоняя ожидания

Обгоняя ожидания

По результатам прошлого года российский авторынок вырос практически на 40% в штучном выражении и на 70% – в финансовом. Но предаваться эйфории рано: ожидается, что в наступившем году все будет значительно скромнее.

Прошлогодние результаты, показанные русским автомобильным рынком, были выдающимися: в соответствии с опубликованной статистике Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых автомобилей в Российской Федерации в 2011 году выросли на 39%, до 2,6 млн. Еще более впечатляюще выглядит прирост рынка в финансовом выражении: согласно данным PricewaterhouseСoopers, в ушедшем году он скакнул на 70% и достиг практически 60 миллиардов долларов.

Столь бурный рост был приятной неожиданностью: еще в начале прошлого года наблюдатели думали, что автомобильный рынок в Российской Федерации увеличится не более чем на 20% и чуть дотянет до 2,2 млн единиц. Но дела пошли намного лучше: автомобили обычно практически сметали из автосалонов, на самые ходовые модели выстраивались многомесячные очереди.

Отложили на позже

Стремительный рост рынка был обусловлен несколькими факторами. Во-первых, продажи стимулировала национальная утилизационная программа, стартовавшая в марте 2010 года и завершившаяся в июне 2011-го (последние машины по утилизационным сертификатам,впрочем , были выданы клиентам в ноябре прошлого года). Всего же по утилизационной программе было реализовано порядка 600 тыс. машин, что, непременно, стало важным подспорьем для рынка.

Во-вторых, принципиально важно, что в ушедшем году совсем восстановились по окончании кризиса денежные университеты, предлагающие сейчас широкий выбор кредитных схем, а также сработала национальная программа льготного кредитования. 44% автомобилей было куплено в долг – практически достигнут докризисный уровень.

И, в-третьих, важным драйвером роста продаж стала реализация отложенного спроса. «Отметим, что в 2009 году рынок машин упал практически наполовину, – отметил на пресс-конференции глава комитета производителей машин АЕБ и региональный представитель Volvo в Российской Федерации Дэвид Томас. – Те, кто не приобрел автомобиль в кризисном 2009-м и позднее в 2010 году, с радостью сделал это в 2011-м».

Вправду, в кризис и во времена неопределенности люди предпочли отложить такую большую приобретение, как автомобиль. Из-за затоваривания складов продавцы стали продавать автомобили со большим дисконтом. Но позже складские запасы закончились, начал меняться курс рубля, стоимости поползли вверх.

Клиенты, видя уверенное подорожание машин, осознали, что дешевле автомобили уже не будут, и поспешили в автосалоны.

Иномарки поменяли прописку

Российский рынок быстро изменяется не только количественно, но и структурно. Ключевую роль на нем начинают играться иномарки, произведенные на территории страны.

Маленький экскурс в историю показывает: двадцать лет назад, в первой половине 90-ых годов двадцатого века, при количестве рынка 0,9 млн штук не только не было для того чтобы понятия, как сделанный в Российской Федерации зарубежный автомобиль, но и по большому счету продажи новых иномарок занимали менее 1%. Тогда более 70% приходилось на российские автомобили и около 30% – на подержанные иномарки.

Десять лет спустя, в 2002-м, часть новых иномарок значительно увеличилась (до 15%), на рынок стали неуверено (опять-таки в количестве около 1%) пробиваться иномарки русского производства. на данный момент же иномарки, произведенные в Российской Федерации, занимают главное положение: по результатам прошлого года их часть составила более 40% (1,04 млн штук), причем как раз иномарки, произведенные в Российской Федерации, продемонстрировали самый значимый прирост – 70% в штучном выражении и 98% в финансовом. Приблизительно треть занимают импортные новые машины и где-то четверть – автомобили классических русских брендов; ввоз же подержанных иномарок стал практически незаметен, на них приходится менее 5% рынка.

«Из 15 ведущих мировых производителей машин 11 уже имеют в России собственные производства, – констатирует Стенли Рут, руководитель и партнёр практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers. – И развитие производства зарубежных машин в Российской Федерации – долговременный тренд, их часть на рынке будет продолжать расти; в частности, в 2012 году мы прогнозируем расширение продаж зарубежных автомобилей, произведенных в Российской Федерации, на 11 процентов».

Русские клиенты все охотнее берут более дорогие автомобили. В прошедшем году средняя удельная стоиость получаемого автомобилясоставила 23,5 тыс. американских долларов, тогда как в 2010-м она была ниже 20 тыс. долларов. «В Российской Федерации люди все более с радостью берут дорогие автомобили и выбирают более дорогие комплектации, – комментирует Тед Каннис, президент СП “Форд Соллерс Холдинг”. – Потребители готовы тратить деньги на дополнительные опции, каковые делают автомобиль комфортнее, надёжнее, динамичнее. Действительно, в один момент клиент стал более требовательным, он уже меньше подвержен чувствам и, выбирая автомобиль, постоянно знает, за что и из-за чего готов платить».

Чужестранцы догоняют

Что касается конкретных марок, то неоспоримым фаворитом авторынка остаётсяотечественная «Лада». Действительно, прирост продаж классических русских машин в прошедшем сезоне очень сильно отставал от среднерыночных темпов – наибольшему русскому автопроизводителю удалось реализовать 578 тыс. автомобилей, что только на 11% больше, чем в 2010-м.

Низкая динамика повышения продаж классических русских автомобилей разъясняется в первую очередь окончанием утилизационной программы – так как большая часть утилизационных сертификатов обменивали именно на продукцию АвтоВАЗа. В один момент наибольший российский автопроизводитель в ушедшем году начал сворачивать выпуск собственных самых недорогих моделей – «классики». А производство новой бюджетной автомобили – Lada Granta, которая призвана поддержать падающие продажи, – еще не получило на полную мощность.

Интригой ушедшего года был вопрос, какая из зарубежных марок возьмёт звание самого реализовываемого зарубежного бренда на рынке и займет второе место по продажам. Фаворит последних лет – Шевроле – имел возможность уступить первенство в первую очередь корейской Hyundai, которая за счет развертывания под Санкт-Петербургом производства бюджетной модели Solaris имела шансы за весь год выйти в фавориты.

Но этого не случилось: Hyundai, хоть и с внушительным приростом в 88%, все же заняла третью позицию (163 тыс. реализованных автомобилей), уступив Шевроле всего 11 тыс. машин. Ну а потом в «турнирной таблице» российского авторынка плотной группой, с отличием продаж всего в 1–2 тыс. автомобилей, расположились Renault, Kia, Nissan.

К зарубежным брендам, каковые продемонстрировали самый внушительный прирост, относится в первую очередь Volkswagen, увеличивший продажи на 100%. Взлет данной марки кроме этого связан с успешной реализацией производственной стратегии в Российской Федерации: практически добрая половина реализации приходится на производимый у нас и созданный специально для русского рынка бюджетный Volkswagen Polo Sedan, что, как и корейский Solaris, в прошедшем сезоне был в громадном недостатке. Высокую динамику продемонстрировали Mini (100%), Great Wall (86%), Ssang Yong (81%), Volvo (80%), Nissan (74%).

Что касается аутсайдеров, то понижение в 2011 году показали только четыре автомобильные марки. Незавидное лидерство тут в собственности ТагАЗу с собственным брендом Tagaz и Vortex (–75%), это предприятие было в ушедшем году по большому счету на грани банкротства. Падаютпродажи американских марок Chrysler (–58%) и Dodge (–42%), что связано с мировыми проблемами Chrysler Group.

Неудачно выступил и некогда самый реализовываемый китайский бренд в Российской Федерации – Черри (–18%). «Падение продаж Черри в Российской Федерации связано со сменой модельного последовательности, – растолковывает Геннадий Павлов, глава русского представительства компании. – В течение прошлого года мы выводили на российский рынок новые модели, и в сентябрь и июнь у нас просто не хватало автомобилей. В будущем году марка Черри собирается наверстать потерянное, отечественная задача – занять нишу, которую высвободили корейские автомобили, поскольку корейские марки сейчас дорожают и пробуют пробиться в более высокие рынки ».

Негативный прогноз

Оптимизм, царящий на отечественном автомобильном рынке, пара остужают прогнозы, каковые говорят, что в 2012 году цифры будут значительно скромнее. «Развитие автомобильного рынка тяжело спрогнозировать, но продажи автомобилей в Российской Федерации уже, наверное, не смогут демонстрировать таковой прирост, как в 2011 году», – заявил на собственной пресс-конференции Стенли Рут из PricewaterhouseCoopers.

Согласно точки зрения специалистов, российский автомобильный рынок в 2012 году в лучшем случае увеличится на неполные 10% – до 2,8 млн автомобилей; в нехорошем же случае он останется на том же уровне либо кроме того упадет на 8%.

Замедление роста связано с тем, что в Российской Федерации закончилось воздействие мер национальной помощи – ушли в прошлое программы и утилизационные сертификаты льготного кредитования. Но основное – исчерпан посткризисный отложенный спрос. Те, кто выжидал с приобретением автомобиля в кризисный 2009-й и посткризисный 2010-й, в 2011 году уже сделали приобретения.

К тому же по миру бродит призрак нового кризиса, что портит потребительские настроения и в Российской Федерации: никто неимеетвозможности сообщить, как сильным он будет и как отразится на отечественной стране.

Но, имеется и доводы в пользу роста рынка: маркетологи показывают, что пик докризисных продаж пришелся на 2008 год, в наступившем году приобретённым тогда автомобилям будет более трех лет – возраст, в то время, когда обладатель вспоминает о приобретении нового автомобиля.

Дополнительным стимулом развития рынка может вступление и стать России в ВТО. Представители русском власти заявляли, что уже в августе следующего года смогут снизиться таможенные пошлины на ввоз иномарок в Россию. В частности, на 5%, возможно, будет понижена пошлина на ввоз новых автомобилей (с 30 до 25% от цены ввозимого автомобиля).

Кое-какие послабления смогут коснуться и подержанных иномарок в возрасте до семи лет.

Но наблюдатели сомневаются, что импортные автомобили обозримой перспективе вправду подешевеют. Российское правительство вряд ли откажется от собственного курса развивать зарубежные производства в стране, а это развитие будет подорвано, в случае если станет выгодно завозить автомобили из-за предела. Исходя из этого в действительности пошлины на импортные автомобили в случае если и понизятся, то незначительно.

По крайней мере, власти России, отвечая требованиям ВТО, смогут вправду понизить таможенные пошлины, но наряду с этим применять другие тарифные инструменты – придумать какие-нибудь выплаты и дополнительные акцизы за ввозимые автомобили. В следствии настоящего понижения цен на ввозимые иномарки не случится.

Но в любом случае в долговременной возможности российский автомобильный рынок будет развиваться . Не следует забывать, что он остается весьма ненасыщенным – на 1 тыс. человек в Российской Федерации приходится всего 240 машин, тогда как в Европе – порядка 500, а в Соединенных Штатах – более 600. Так что продажи автомобилей у нас будут продолжать расти; согласно расчетам, к 2015 году количество рынка превысит 3 млн единиц, и, так, он будет бороться за титул первого рынка в Европе.

«Специалист-Авто»

Toyota Corolla

Темы которые будут Вам интересны: