Новая chevrolet niva «заморожена». что ждет проект дальше?
18 марта 2015 года концерн GM заявил о реструктуризации бизнес-модели в Российской Федерации. В частности, до Января этого года российский рынок покинут бренд Опель и большая часть моделей Шевроле за исключением дорогих Corvette, Camaro и Tahoe… А как же новая Niva?
Шаткое положение новой Нивы
С 2016 года концерн GM на русском рынке будет представлен только премиум-брендом Cadillac и имиджевыми моделями Chevrolet Corvette, Camaro и Tahoe. Такое ответ разрешит компании избежать важных инвестиций в рынок с неясной долговременной возможностью, заявил президент GM Дэн Амманн в официальном сообщении GM. По данной же причине завод GM в Петербурге будет законсервирован к началу лета 2015 года, контрактное производство по заказам GM на ГАЗе в Нижнем Новгороде закончится в течение года, а сотрудничество с Автотором в Калининграде, которому американская компания заказывала выпуск собственных автомобилей, уже закончено.
Но так как имеется еще совместное предприятие GM-AVTOVAZ и принадлежащий ему строящийся завод в Тольятти, что должен был производить джип Chevrolet Niva нового поколения с начальным сроком запуска на рынок в начале 2016 года. За пара дней до официального сообщения компании о смене бизнес-модели появились сведенья о приостановке строительства завода по обстоятельству конфликта с генподрядчиком.
А позже показалось официальное сообщение GM, в котором указано: Совместное предприятие GM-AVTOVAZ продолжит создавать и реализовывать Chevrolet NIVA текущего поколения. Что будет происходить со строящимся заводом и с Нивой нового поколения, не уточняется, но многие СМИ поспешили сделать вывод, что от запуска новой модели решено отказаться. Вывод, мягко говоря, не лишен основания, но пока всё не так конкретно: личный источник Kolesa.ru на GM-AVTOVAZ пролил свет на обстановку и сказал подробности, которыми мы торопимся поделиться.
История конфликта
Проект строительства нового завода GM-AVTOVAZ и запуск новой модели лихорадит не в впервые. Возможно заявить, что текущее положение да и то, что ему предшествовало, – это звенья одной цепи. Началось всё в декабре 2014 года, в то время, когда поступила информация, что запуск новой Шевроле Niva возможно отложен приблизительно на 6 месяцев, а обстоятельством было именно отставание в сроках строительства завода в Особенной экономической территории Тольятти.
Но тогда обстановка (как минимум для непосвященных в подробности) была далека от патовой, тем более что в первых числах Марта 2015 года поступили помой-му хорошие новости: правительство Самарской области готово помогать с запуском новой Нивы в производство, предоставив гарантии для получения СП льготного кредита.
Но практически через несколько недель стало ясно, что это вряд ли окажет помощь решить текущие неприятности: СП GM-AVTOVAZ и его "дочка" JV-Systems, занимающаяся постройкой нового завода, порвали договор с генподрядчиком ОАО Автозаводстрой.
Спор хозяйствующих субъектов обширно освещался в прессе, но до настоящего момента, грубо говоря, известна позиция лишь одной стороны – 13 марта последовательность изданий ссылаясь на источники в Автозаводстрое сказали следующее: предприятие GM-AVTOVAZ якобы прекратило финансирование проекта в июле 2014 года (через год по окончании начала строительства), по окончании чего строительство велось на деньги генподрядчика – кредиты банков ВТБ и Глобэкс.
GM-AVTOVAZ должен был возобновить финансирование в декабре, но по окончании некоторых отсрочек в первых числах Марта 2015 года заявил о разрыве договора, оставшись обязан сумму порядка 1-1,5 млрд рублей. Но личный источник Kolesa.ru на СП GM-AVTOVAZ информирует фактически обратное.
Как конфликт выглядит со стороны GM-AVTOVAZ
Во-первых, по словам источника, GM-AVTOVAZ не есть должником ОАО Автозаводстрой. Всю сумму по договору генподрядчик уже взял – часть авансом от GM-AVTOVAZ, а часть от банка, под залог договора с JV-Systems. Вместе с тем у Автозаводстроя имеется личные долги – перед GM-AVTOVAZ, целым и банками рядом вторых кредиторов.
Во-вторых, главных обстоятельств разрыва договора две:
• Неисполнение обязательств по срокам. В частности, не было полностью завершено строительство прессового цеха, в следствии чего не удалось своевременно начать монтаж оборудования.
• Большое повышение сметы проекта на протяжении строительства. По словам отечественного источника, цена на протяжении строительства выросла на 1 млрд рублей если сравнивать с начальной суммой, оговоренной в договоре.
В-третьих, в среде управленцев СП GM-AVTOVAZ существуют подозрения (а также, по некоторым высказываниям, подтверждения) того, что часть денег по договору была использованы для постройки вторых объектов ОАО Автозаводстрой – к примеру, почву со строительной площадки завода генподрядчик применял при постройке хоккейного комплекса Лада-Арена в Тольятти.
Что будет с заводом для новой Шевроле Niva
Не обращая внимания на сонм обоюдных претензий, на GM-AVTOVAZ так же, как и прежде готовы пробовать решить проблему с ОАО Автозаводстрой и прийти к мировому соглашению. В ОАО Автозаводстрой, наоборот, планируют судиться с автопроизводителем, если на протяжении двусторонней согласительной рабочей не будет заключено соглашение о выплате долгов. Новых подрядчиков на постройку завода, по некоторым данным завершенного на 80-85%, GM-AVTOVAZ сейчас не ищет.
Как будет развиваться обстановка дальше, на данный момент не рискнет предположить, пожалуй, никто. Настоящие подвижки в разрешении спора на тему кто кому обязан должны произойти через 1-2 месяца, а до той поры будущее нового автомобильного завода на территории ОАЭ Тольятти представляется совсем туманной.
Напомним, новый завод должен был включать, например, прессовый и кузовной цеха, и для новой Нивы собирались наладить в Тольятти производство двигателей по лицензии PSA Peugeot-Citroen. Проектная мощность выпуска новой Нивы составляла порядка 120 000 штук в год; новая модель в течение нескольких месяцев должна была вытеснить нынешнюю Ниву, которая на данный момент собирается на действующих площадях GM-AVTOVAZ в Тольятти ежемесячным тиражом порядка 3 000 штук.
Что на данный момент происходит с новой Шевроле Niva
Сейчас тестовые машины (практически мулы-агрегатоносители) прошли последовательность опробований, строго придерживаясь графика. В частности, пройдены ходовые опробования в Италии, Испании, Швеции, закончен комплекс экстремальных зимних тестов в Когалыме.
Никаких важных отклонений в работе узлов и агрегатов не распознано, тесты шли в штатном порядке, с полной гарантией закончиться в срок. По отечественным данным, полный комплекс опробований новой Нивы должен был завершиться в начале 2016 года – такая дата была назначена с учетом скорректировнного на 6 месяцев графика запуска производства, в то время, когда стало ясно, что запустить конвейер нового завода не окажется раньше середины 2016 года.
Но, как мы знаем, обстановка с того времени еще более усложнилась. Как писал сайт РБК, предприятие на данный момент ищет деньги, а о том, что правительство Самарской области поучаствует в выдаче льготного кредита для GM-AVTOVAZ, писал и отечественный сайт.
Учитывая озвученную в данной статье позицию предприятия по строительному конфликту, возможно высказать предположение, что деньги необходимы не только и не столько на окончание строительства, сколько на финальную фазу опробований, подготовку документации к передаче в производство и многие другие потребности, сопровождающие запуск автомобиля в серию.
Вместе с тем положение GM-AVTOVAZ на данный момент сложное – продажи текущего поколения Niva падают, причем стремительнее, чем уменьшается в кризисное время рынок. АВТОВАЗ, поставляющий комплектующие для сборки внедорожников (кузов, силовой агрегат), чуть ли поддержит давешнего партнера, поскольку сотрудничество должно было подойти к концу с запуском новой Нивы, имеющей собственный собственное, всецело отвязанное от АВТОВАЗа производство.
Лишь вот будет ли сейчас это производство, в особенности учитывая тот факт, что еще один громадный брат, концерн GM, практически заявил об отказе от новой Нивы, ограничившись заявлением о том, что выпуск нынешней Нивы продолжится? И сможет ли в этих непростых условиях немолодая нынешняя Шевроле Niva спасти GM-AVTOVAZ?
Держаться корней
Как ни необычно, предпосылки для этого имеется. Джип Шевроле Niva, выпускающийся с 2002 года, имеет теоретические шансы прибавить в продажах – подобно тому, как сравнительно не так давно в топы рынка выбилась его сестра , вазовская Lada 4×4.
У Шевроле Niva высокая локализация производства (порядка 85%), и это событие в условиях валютных колебаний сыграло на руку джиэмовцам: как заметил глава предприятия Джеффри Гловер, цены на Ниву встали только на 10%, тогда как у некоторых вторых производителей, производящих внедорожники в бюджетном сегменте, рост стоимостей составил порядка 30%. Но это еще не всё – 18 марта 2015 года Гловер виделся с губернатором Самарской области Николаем Меркушкиным, и в следствии данной встречи правительство вторично показало решимость поддержать проект.
По отечественным данным, предприятие GM-AVTOVAZ работаеткак и всегда, сборка машин ведется пять дней в неделю, по двухсменному графику, сокращений персонала не планируется. Мы будем смотреть за развитием обстановки.
«Колеса.ру»