«Нас щеманули». как белорусы с немецким грузом стали «заложниками» украинской блокады российских фур
«Подъезжаю, мне 10 человек под машину кидается. Я по тормозам, открываю форточку, задаю вопросы: „Че за х я?“. Подходит мужик в форме: „Слава Украине“.
Я уже на „очке“ сижу, говорю: „Храбрецам слава“. Он таковой: „Ты что, белорус?“. Я говорю: „Да“. Он показывает, чтобы разворачивался», — обрисовывает собственную попытку пересечь на русском фуре украинско-словацкую границу дальнобойщик Сергей.
Уехать кобринчанин так и опоздал — все выезды из Украины для большегрузов с русскими номерами были перекрыты участниками «медвежьей блокады». Так Сергей с сотрудниками были «необязательными заложниками» на автостраде у пункта пропуска «Доманово — Мокраны». Силой их никто тут не держит, но уйти водители-дальнобойщики смогут лишь пешком, покинув фуру с грузом на украинской стороне.
Видео: Громадське. Волинь (Hromadske. Volyn)
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, либо установлена ветхая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
Пункт пропуска «Мокраны — Доманово» один из наибольших на белорусско-украинской границе. Попасть из одной страны в другую тут возможно кроме того пешком. Для этого, действительно, нужно будет преодолеть двухкилометровую нейтральную территорию.
Первый блокпост «медвежьей блокады» находится приблизительно в 500 метрах от пункта пропуска. Ночью увидишь его не сходу, как и одинокий автомобиль полиции, припаркованный на обочине. Формально правоохранители тут для обеспечения правопорядка.
Неясно, действительно, кого и от кого несколько милицейских будут защищать: больше полсотни здоровых мужиков в камуфляже от водителей-дальнобойщиков? Водителей-дальнобойщиков от «блокадников»? Себя от тех и других?
Мимо проезжает легковушка. На подъездах к блокпосту в автомобиль бьет свет нескольких фонариков. Удостоверились в надежности номер — украинский.
Человек в камуфляже рукой показывает водителю, куда ехать дальше.
Около блокпоста горит пара костров, около которых толпятся мужчины также в камуфляже. Слева на автостраде выстроились фуры. Согласно данным на ночь субботы, тут их было 26. Все стоят по направлению на выезд из Украины.
За пятницу с белорусской стороны пункта пропуска «Мокраны — Доманово» не приехало ни одного российского большегруза. Активисты связывают это с тем, что транспортников заблаговременно предотвратили белорусские пограничники.
«Медвежья блокада»
Местный координатор акции, Дмитро Василенко, «на гражданке» — коммерческий директор компании в Луцке. На баррикады его привела активная чувство солидарности и гражданская позиция с воинами, каковые служат в зоне АТО. какое количество он тут пробудет, Дмитро не знает. Говорит, что забрал с собой ноутбук, дабы трудиться удаленно.
Фото: Dmytro Vasylenko
Предлогом «медвежьей блокады» стали неудачные переговоры между Россией и Польшей по согласованию разрешений на перевозки грузов. По словам заместитель министра транспорта РФ Николая Асаула, польская сторона "настойчиво попросила" фактически троекратного повышения размера квот, информирует «РИА Новости». Россияне с этими условиями не дали согласие, и переговоры зашли в тупик. С 1 февраля грузовые перевозки между двумя государствами закончились.
Русским транспортникам было нужно искать маршруты в Европу в обход Польши. Одни погнали грузы через порт литовской Клайпеды, другие — через украинское Закарпатье в Словакию и Венгрию.
Российские транзитные потоки через Украину выросли, что вызвало недовольство местных обитателей. До тех пор пока правительство молчало, публичные организации решили забрать обстановку под собственный контроль, и в четверг, 11 февраля, активисты заявили о блокаде русских фур на территории Закарпатской области. В пятницу к ним присоединились обитатели других регионов и Волыни страны.
Российские фуры, каковые к этому времени въехали в Украину, но опоздали выехать, были заблокированными.
Дмитро говорит, что акция бессрочная. Ее цель — вынудить украинское правительство запретить транзит русских грузов по территории страны. Когда это требование будет выполнено, большегрузы смогут выехать из Украины.
Ни о каком обмене фур на заложников речи не идет.
Акция касается только фур. Легковушкам проезд открыт. , если, к примеру, тягач с русским номером, а полуприцеп — зарубежный, то компания-обладатель груза может пригнать «нероссийскую кабину» и забрать груз. Наряду с этим тягач с русским номером останется в Украине.
Водителей никто не задерживает. Независимо от национальности они смогут уйти в любое время, но пешком, покинув транспорт на русских номерах в Украине. За первый сутки простоя ни один дальнобойщик, остановленный в Доманово, не ушел.
Фото: Dmytro Vasylenko
«Мы не берем в рабство людей»
В ночь на воскресенье у пункта пропуска «Доманово — Мокраны» дежурило около 70 активистов публичных организаций и демобилизованных участников военных действий в зоне АТО. Инициатор — публичное объединение «Автомайдан Украины». Блокадники прекрасно организованы и готовы находиться столько, сколько потребуется.
«Вон в том месте белорусская капуста, картошка, мандарины, апельсины, два матраса, травяной чай, консервы, сгущенка, вареники, вермишель», — перечисляет Дмитро содержимое микроавтобуса снабжения.
Имеется кроме этого запас горючего и две бутылки, заполненные зажигательной смесью, — «на экстренный случай».
Вместе с Дмитро мы идем на последнее место в очереди. На протяжении колейки иногда проходят активисты с фонариками — это личная охрана блокадников. Они смотрят за соблюдением порядка и сохранностью груза.
По словам собеседника, водители задержанных фур представляются белорусами.
«Имеется в том месте один типок с таким столичным выговором, что сходу ясно, кто он Но говорит, что белорус. Паспортов мы не спрашиваем, они нас не интересуют. Если ты россиянин, желаешь — иди, никто не держит.
Мы не берем в рабство людей», — говорит активист.
За последней фурой припаркован микроавтобус с включенной аварийкой. На другой стороне дороги у обочины пара активистов собрались около костра и жарят на углях сало с колбасой. На импровизированном столе спиртного нет: запеченная картошка, мясо, хлеб, огурцы, чеснок.
«Беларусь нам обязана по большому счету платить за эту акцию, — шутит один из блокадников. — Наблюдай, к нам они ехали по Беларуси, заправлялись у вас. Мы их разворачиваем, и они снова через вас идут и снова у вас заправляются».
«С ними груз будет под охраной, а тут может и сгореть»
Ночью большая часть заблокированных водителей дремали в кабинах. У костра с активистами грелся человек «в гражданке». Мужчина представился Сергеем из Кобрина и дал согласие поболтать, но «не тут».
«Иди вперед, мы догоним», — тихо дал указание мужчина.
«Догнали» за метров 200 от блокпоста. С Сергеем был его коллега и друг Саша. Как выяснилось, они и еще семь белорусов-водителей — сотрудники одной транспортной компании, которую он не желает именовать. Собеседники выделяют, что компания, в которой они трудятся, русский только де-юре, а де-факто — белорусская. Водители — белорусы, груз — по большому счету германский. Тягачи с русскими номерами, а полуприцепы — с германскими. По документам груз шел из России в Германию.
Учитывая громадные очереди на белорусско-литовской границе и на паром в Клайпеде, управление компании решило гнать товар в объезд Польши через Беларусь, Украину, Австрию и Словакию.
«Шеф подошел и сообщил: «парни, или Клайпеда и вы в том месте стоите полмесяца, или через Украину. Выбрали Украину. А что делать? У нас заработная плат по километрам. В случае если мы стоим — ничего не приобретаем. А семью-то необходимо кормить. на данный момент мы ничего не приобретаем.
Легко стоим. Вот России две автомобили. Они по 500 рублей в сутки приобретают.
Они и месяц смогут тут находиться», — растолковал Сергей.
Из Беларуси выехали 16 автомобилей компании, в которой трудятся Саша и Сергей. На белорусско-украинской границе в пункте пропуска «Мокраны» колонна разделилась. Первые автомобили прошли контроль, «отстоялись» и отправились в направлении Ужгорода на украинско-словацкой границе.
В Закарпатье фуры остановили активисты.
«Выстроились живой цепью и сообщили, дабы ехали обратно», — добавил Саша
Водители-дальнобойщики передали данные в транспортную компанию. Позднее им пришло сообщение, дабы доехали до ближайшей стоянки и прекратили перемещение. Сергей с Сашей остановились на защищаемом паркинге приблизительно в 17-ти километрах от пункта пропуска «Доманово — Мокраны».
«Лишь стали, 15 мин. — и к нам подъезжают атошники: «Едьте ко мне», — растолковал Саша.
«Они нас не запугивали, — додаёт Сергей, — просто заявили, что с ними груз будет под охраной, а тут может и сгореть».
«Какой нахй хозяин, в случае если на мне это все висит?»
Сергей был в блокаде у пункта пропуска «Доманово — Мокраны» около 12.30 пятницы, 12 февраля. Позднее к ним подогнали другие автомобили, каковые равно как и Сергей, пробовали «отстояться» на паркингах.
Сергей подтверждает слова Дмитро о том, что силой их тут никто не держит, но и уйти водители-дальнобойщики не смогут:
«У нас в соглашениях прописано, что мы за фуры отвечаем. Мы не можем груз покинуть. Мы с наслаждением бы ушли и были бы дома.
Но в случае если мы на данный момент уйдем, то всю жизнь будем выплачивать компании».
«Мне говорят: „Иди“, — дополняет товарища Саша. — Как я отправлюсь? Сообщили: „Хозяин заплатит“. Какой нахй хозяин, в случае если на мне это все висит?»
Саша и Сергей по-человечески знают активистов, но уверены, что их остановили несправедливо:
«Наблюдай, из 26 фур — 9 отечественных с германскими номерами (на полуприцепах. — TUT.BY) и германским грузом».
«Они желали российские фуры, а оказалось, что нас щеманули», — вторит товарищу Сергей.
Первую ночь в блокаде около пункта пропуска «Доманово — Мокраны» белорусские водители-дальнобойщики совершили нормально. Как отметил Сергей, отношение к ним тут хорошее, доброжелательное. Еды, воды хватает.
Тревожит только чувство неопределенности: какое количество им тут еще находиться, только бог ведает.