На откуп приезжим? («континент сибирь online»)
2016 год еще долго будут вспоминать на автодилерском рынке. Именно текущий год стал важным для многих его игроков, не дав одним из них шансов на выживание и одновременно с этим предоставив вторым возможности для развития. Тем более что дно рынка, согласно точки зрения многих его участников, вероятнее, пройдено, соответственно, в среднесрочном периоде имеется основания ожидать роста.
Громкие уходы
В то время, когда в 2009–2010 годах с новосибирского авторынка ушло сходу пара больших и весомых игроков, а около 20 автомобильных брендов временно остались без дилеров, сложно было высказать предположение, что спустя пять лет обстановка повторится. Но сейчас уже в отношении тех самых амбициозных игроков, каковые и завладели «наследством» собственных предшественников. Самые большие дилеры автомобилей Новосибирска – «СЛК-Моторс» и «МАКС Моторс» – в прошлом году покинули рынок.
Обстановка с группой компаний «СЛК-Моторс» Натальи Ждановой назревала последние пара лет, но самые заметные события случились как раз в текущем году. В прошлом один из самых больших дилеров автомобилей Новосибирска закрыл дилерские центры Ford, Lada, Volvo, Mitsubishi в 2013 году, Nissan и Audi– в 2014 году, Hyundai– в 2015 году.
В начале 2016 года российское представительство Toyota заявило о расторжении дилерского соглашения с «СЛК-Моторс» и закрытии полнофункциональных автосалонов Toyota и Lexus в Барнауле и Новосибирске. Затем в арбитражном суде началось рассмотрение дела о несостоятельности НАО «СЛК-Моторс». Компанию признали банкротом, а ее имущество в виде четырех дилерских центров выставили на торги.
На данный момент ни один из них не функционирует. Последний из оставшихся у «СЛК-Моторс» брендов – Porsche – в декабре 2016 года перешел «Альт-Парку» (официальный дилер Skoda, KIA, FIAT Professional, SsangYong в Новосибирске). Тем временем в арбитражном суде Новосибирской области рассматривается иск банка ФК «Открытие» о банкротстве юрлица, на которое было оформлено дилерство Porsche (НАО «Евро-Спорт Моторс»).
Объем задолженности по кредиту ГК «СЛК-Моторс» оценивается участниками рынка в размере 3 млрд рублей, из которых порядка 2 млрд рублей приходится на банк ФК «Открытие». Сама председатель совета директоров ГК «СЛК-Моторс» Наталья Жданова была признана банкротом. В отношении нее было возбуждено дело по факту невыплаты заработной плата сотрудникам.
Новые дилеры Toyota и Lexus в Барнауле и Новосибирске не назначены, будущее салонов до тех пор пока кроме этого малоизвестна.
не меньше тернист был путь группы компаний «МАКС Моторс» Владимира Сафронова. Еще в начале года данный авторитейлер был самым большим по портфелю брендов не только в Новосибирске, но и по всей Сибири. «МАКС Моторс» удачно воспользовался кризисом 2009–2010 годов, подхватив практически все торговые марки, которым без промедлений нужен был партнер для стремительного восстановления собственного присутствия в регионе.
В случае если до 2009 года «МАКС Моторс» воображал торговые марки Volkswagen, UAZ, «Русские Автобусы», то за 2009–2011 годы компания стала кроме этого дилером Мазда, Subaru, Land Rover, Jaguar, Ford, Renault, Skoda, Lada, Jeep, Mitsubishi, FIAT Professional, Audi. Помимо этого, несколько компаний успела выйти в соседний Омск с брендами Mitsubishi и Мазда, а также в Кузбасс с Renault и Lada.
Уже тогда участники рынка высказывали опасение, что такие стремительные огромные пополнения инвестиции и темпы портфеля, осуществляемые на заемные средства, смогут в кризисное время существенно отразиться на денежном состоянии группы компаний. В случае если бы рынок начал восстанавливаться, стратегия «МАКС Моторс» себя оправдала бы, но в условиях усугубляющегося кризиса компания начала испытывать сложности.
До тех пор пока «СЛК-Моторс» по одному прикрывала салоны, тем самым продлевая жизнь вторым подразделениям, в «МАКС Моторс» продолжительное время старались сохранять портфель, одновременно с этим признавая, что многие торговые марки в нем убыточны. Уменьшать собственный портфель компания начала только в 2015 году, закрыв направления Ford, Lada, FIAT Professional, Skoda, но реанимировать бизнес было уже поздно.
В итоге с августа по сентябрь 2016 года «МАКС Моторс» по инициативе дистрибьюторов лишилась практически всех воображаемых ею брендов. самый громким был «развод» с дистрибьютором Jaguar Land Rover, что созвал пресс-конференцию в Новосибирске в гостинице Marriott, на которой обвинил соучредителей «МАКС Моторс» в воровстве машин. На данный момент стороны выясняют отношения в суде. В том месте же рассматриваются и обоюдные претензии с дистрибьютором Ford, что ранее кроме этого обвинял «МАКС Моторс» в дезинформации.
В отличие от «СЛК-Моторс», признанной банкротом, у «МАКС Моторс» имеется активы, благодаря которым она может расплатиться с банками-кредиторами. На данный момент несколько компаний распродает собственные земельные участки и дилерские центры. Их будущее до тех пор пока кроме этого не ясно. Новые дилеры по практически всем брендов, ранее воображаемых «МАКС Моторс», неспешно находят новых партнеров.
Так, самарская компания «Фастар», которая ранее вела переговоры о сотрудничестве с «МАКС Моторс», вышла в Новосибирск собственными силами. Компания уже технически запустила салон Мазда, готовится к открытию Mitsubishi, и ведет переговоры с Subaru. Нельзя исключать, что портфель компании может и дальше расти за счет брендов бывшей «МАКС Моторс».
Со своей стороны торговые марки Jaguar и Land Rover в Новосибирске достались бийской группе компаний «Терминал Моторс», официально воображающей эти же торговые марки и в Барнауле.
Не смотря на то, что Новосибирск, непременно, застолбил за собой первое место в рейтинге закрытий дилеров, громкие процессы в текущем году происходили кроме этого в Красноярске и Кузбассе.
2016 год стал последним для группы автодилерских фирм Игоря Лысенко – компаний «Трансхимресурс», «Золотой Дюйм» и «Хендэ-Вектор», официально воображавших Mitsubishi и Hyundai в Кузбассе. Обстоятельством этого стала высокая кредитная нагрузка группы компаний. В феврале 2016 года «Трансхимресурс» был признан банкротом.
Не обращая внимания на это, прошлый хозяин группы компаний желал сохранить бизнес – новообразованная компания «Восток Моторс», созданная Ильей Чукреевым, по словам участников кузбасского рынка, должна была стать преемником прошлого дилера и сохранить торговые марки. Но это ей удалось только частично. Не обращая внимания на то что «Восток-Моторс» вправду стала официальным дилером и в Кемерове, и в Новокузнецке, дистрибьютор отыскал в каждом из городов еще по одному партнеру.
Дилерство Hyundai в Кемерове взял самый большой местный игрок – ГК «Сибинпэкс», а в Новокузнецке – столичный «Автомир». Назначение сильных дилеров как в Кемерове, так и в Новокузнецке может сказать о том, что «Восток-Моторс» придется непросто, и в кризисное время обращение может идти о борьбе за выживание. В противном случае сложилась будущее бренда Mitsubishi: его к себе в портфель забрала ГК «Картель Авто», которая ранее уже воображала данный бренд в Новокузнецке.
Драматичным был год и для группы автодилерских фирм Александра Щукина. Узнаваемый миллиардер, участник общероссийского список журнала "Форбс", бывший вице-президент холдинга «Сибуглемет» пара лет назад стал ведущим игроком на авторынке Новокузнецка, скупая разные дилерские фирмы.
Но не обращая внимания на денежные возможности, в 2014 году была закрыта компания «НВК-Моторс» (официальный дилер BMW в Новокузнецке), в 2015 году – «Автореал» (официальный дилер Volvo, Peugeot в Кемерове) а уже в 2016 году очередь дошла до «Байерн-Кар» (официальный дилер BMW в Кемерове), что стало причиной тому, что BMW временно покинул Кузбасс. В конце 2016 года претензии к бенефициару компаний показались и у правоохранителей, например, стало известно о том, что Александр Щукин подозревается в вымогательстве. На данный момент он заключен под домашний арест.
Традиционно стабильный авторынок Красноярска в текущем году также испытал на себе действие кризиса. В начале года с рынка ушел «Титан Моторс», официально воображавший бренд Nissan в Минусинске и Красноярске. Позднее он был признан банкротом.
Единственным дилером Nissan в регионе осталась «Арсенал Груп» Виктора Поддубного.
Кроме этого красноярский рынок покинула несколько автодилерских фирм Сергея Скорозвона («Викинг Моторс», «Автомир»), официально воображавшая GM, UAZ и Lada. Совершенно верно так же, как при с кузбасскими фирмами Игоря Лысенко, обстоятельством ситуациистали действия Сберегательного банка по взысканию задолженности по кредиту. В итоге компания покинула рынок, а ее салоны были выставлены на продажу.
К настоящему времени смена хозяина так и не случилась.
Еще одним игроком, ушедшим с красноярского рынка, стал «Рено Центр Атлант», входивший в состав хакасской компании «Дилер автомобилей». Его уход сопровождался проблемами с клиентами. Единственным дилером Renault в регионе остался «Сиалавто», что в этом же году выстроил и открыл второй полнофункциональный салон Renault.
Но, и для самой «Сиалавто» 2016 год не обошелся без утрат: компания закрыла шоу-рум Citroen, отметив, что не видит экономической целесообразности в продлении партнерства.
Волна закрытий дошла и до Алтайского края. И в случае если Toyota и Lexus новосибирской ГК «СЛК-Моторс» закрылись не по собственной воле, то местные игроки стали сокращать сумки по собственной инициативе. Так, самый большой местный дилер – «АНТ» (официальный дилер Hyundai, Mitsubishi, Nissan, Datsun, Lada в Алтайском крае), традиционно лидировавший в рейтингах по доле рынка по большей части регионе присутствия, в текущем году реализовал дилерский центр Lada-Citroen, отказавшись от предстоящей деятельности по обоим брендам.
Наконец, говоря о закрытиях, нельзя не отметить сворачивание по всей России бренда Honda, обусловленное трансформацией работы компании на территории страны и переходом на схему прямых поставок японских автомобилей. В следствии аналогичных отсутствия и действий помощи дистрибьютора большая часть дилеров марки закрыли собственные шоу-румы либо по большому счету заморозили собственную деятельность. К тому же, по имеющейся у дилеров информации, Honda, оценив долговременные последствия собственного прошлого шага, уже приняла меры к восстановлению позиций в Российской Федерации.
«КС» намеренно остановился только на больших региональных дилерах. Раздельно возможно выделять небольших монобрендовых игроков, многие из которых в 2016 году негромко прекратили свою деятельность либо перешли от схемы официального дилерства к авторизованному сервисному партнерству, как, к примеру, новосибирская компания «Премиум Карс» по бренду Subaru.
Вторым примером может служить «Форд-Омск», что закрыл дилерский центр Ford, и омский дилер BMW – компания «Барс», которая под конец года поменяла хозяина. Новым обладателем стал узнаваемый омский предприниматель Виталий Ольшанский.
Выстоявшие и двигающиеся дальше
Но, не все сибирские дилеры теряли торговые марки либо вынужденно уменьшали собственный присутствие. Сходу пара больших мультибрендовых игроков сумели не только выстоять, но и увеличить портфель брендов.
Так, красноярская несколько компаний «Крепость» Александра Кангуна в текущем году запустила сходу четыре новых для себя бренда – Jaguar, Land Rover, Bentley и Porsche, открытие которого по факту существенно затянулось. И в случае если для бренда Porsche был использован дилерский центр, ранее занимаемый маркой Skoda, то для Jaguar и Land Rover, и Bentley были выстроены отдельные салоны. В случае если при с Bentley «Крепость» есть единственным официальным дилером во всей Сибири, исходя из этого может ориентироваться и на клиентов из соседних городов, то с Jaguar и Land Rover она соперничает с «Арсенал Груп», которая кроме этого воображает эти торговые марки в Красноярске, исходя из этого как обоснованы будут такие амбиции в этом случае, продемонстрирует рынок.
Второй большой красноярский игрок – «Медведь-Холдинг» Николая Бякова – в текущем году кроме этого продолжил экспансию, но более взвешенно, применяв для этого действующие мощности, а не строя новые салоны. Так, компания запустила в Красноярске Lada, Citroen и Suzuki. Помимо этого, в текущем году «Медведь-Холдинг» закрепился в Новосибирске.
Выход в данный город был непростым для дилера. «Я уже опустил руки, считал, что все, не будущее. Но нужно дать должное отечественной команде. Евгений Меркушев (коммерческий директор «Медведь-Холдинга». – «КС») подхватил эту тему, и громадное благодарю ему за это, и Андрей Хабаров (финдиректор «Медведь-Холдинга». – «КС») поддержал.
Мы вышли в Новосибирск», – отметил в интервью одному из красноярских каналов Николай Бяков. Собственными первыми результатами работы в городе в холдинге довольны. Сейчас «Медведь-Холдинг» нацелился с брендом BMW в Кемерово, и разглядывает Томск.
Усилила собственные позиции и омская ГК «Евразия-Моторс» Ильи Фридмана. Не обращая внимания на классические неприятности омского рынка, «Евразия-Моторс» (официальный дилер Hyundai, Nissan, Datsun, Mitsubishi, Peugeot, Citroen, Ford в Омске) не только устояла, но и расширила позиции – единственная среди региональных авторитейлеров.
Согласно точки зрения участников рынка, это случилось благодаря тому, что компания так же, как и прежде генерирует хорошие обороты за счет массовых брендов, разрешающие не испытывать недостаток оборотных средств, а следовательно, не иметь неприятностей с выкупом ПТС. В 2016 году она запустила второй дилерский центр Nissan, забрала дилерство Citroen (вместо «Феникс-Авто»), и снова стала дилером Ford, не смотря на то, что пара лет назад сама отказалась от этого бренда.
На руку «Евразии-Моторс» сыграла и история с «МАКС Моторс», благодаря которой она стала единственным дилером Mitsubishi в Омске. Более того, «Евразия Моторс» начала присматриваться и к брендам, появлявшимся не у дел в Новосибирске по окончании ухода «МАКС Моторс». Но в итоге от экспансии в Новосибирск, по словам топ-менеджеров компании, было решено на текущем этапе отказаться.
Кроме этого среди омских дилеров отличилась ГК «Феникс Авто» Сергея Сырникова, которая победила в тендере по бренду Мазда и запустила салон данной марки.
Со своей стороны в Кузбассе усилить позиции удалось двум действующим большим игрокам – ГК «Сибинпэкс» Фании Сапожниковой и ГК «Картель Авто» Сергея Малянова. Обе компании планомерно вот уже пара лет забирают торговые марки, каковые теряют другие игроки. Так, как уже было сообщено, «Картель Авто» взяла Mitsubishi вместо «Трансхимресурса», а «Сибинпэкс» – Hyundai вместо «Хендэ-Вектора».
Так, «Картель Авто» сосредоточила у себя торговые марки Mitsubishi, Citroen, Honda, Nissan, Subaru, а «Сибинпэкс» – GM-Avtovaz, Cadillac, Audi, Mazda, Suzuki, Volkswagen, Skoda, Renault, Hyundai.
Сумевшие осуществить экспансию
Возможно выделить тех дилеров, каковые, не обращая внимания на непростые экономические условия, решились увеличить географию собственного присутствия и осуществить экспансию. Так, соучредитель «СТС-Машины» (официальный дилер Mercedes-Benz в Новосибирской, Томской и Кемеровской областях) Андрей Бец вышел кроме того не в второй город России, а в другую страну – Германию.
Компания, совладельцами которой являются Андрей Бец и экс-глава «Мерседес-Бенц РУС» Юрген Зауэр, отныне официально воображает в почве Баден-Вюртемберг торговые марки Mercedes-Benz, Mitsubishi и Hyundai, и подготавливается к получению дилерства Porsche. Со временем, как сохраняет надежду Андрей Бец, в салоне будут представлены еще четыре марки, в числе которых Nissan а также Tesla.
Еще один новосибирский предприниматель – Роман Гречухин в 2016 году открыл мотосалон Harley Davidson в Красноярске в дополнение к уже существующему в Новосибирске. Отметим, что до этого момента среди городов Сибири Harley-Davidson был представлен лишь в Иркутске и Новосибирске.
Кроме этого в 2016 году, как уже было отмечено выше, бийская несколько компаний «Терминал Моторс» вышла в Новосибирск, взяв дилерство марок Jaguar и Land Rover. Удачно развив бизнес по этим маркам в Барнауле, несколько компаний решила тиражировать собственный опыт в Новосибирске. В соответствии с замыслам дилерам, полнофункциональный дилерский центр будет выстроен и открыт в 2017 году.
Еще два бренда из портфеля «МАКС Моторс» – Mazda и Mitsubishi – забрала себе самарская компания «Фастар», вышедшая в конце 2016 года в Новосибирск.
Новые открытия
В 2016 году, не обращая внимания на сложные экономические условия, открывалисьдилеры. Так, второй дилер в Новосибирске показался у группы ГАЗ. Им стала компания «НотусКар», имеющая неспециализированных учредителей с действующим единственным официальным дилером ГАЗа – компанией «Сармат».
Не обращая внимания на данный факт, дилеры собираются соперничать между собой за клиентов. Примечательно, что ранее попытки запуска в Новосибирске вторых дилеров ГАЗа не увенчивались успехом.
Со своей стороны самарская компания «Специалист-Авто» официально открыла в 2016 году дилерский центр Hyundai в Новосибирске. В этом же городе несколько автодилерских фирм Игоря Кошкина празднично запустила полнофункциональный дилерский центр Ford, в котором представлена как легковая линейка, так и линейка коммерческих машин марки. Со своей стороны остальные торговые марки из портфеля компании, каковые пребывали в салоне ранее, поменяли дислокацию, например, для УАЗа был выстроен и запущен отдельный салон.
Наконец, в Барнауле был открыт второй дилерский центр KIA. Его запустила компания «Барнаул Моторс» в салоне, где ранее размешались торговые марки концерна Дженерал моторс. Выбор в пользу KIA также не необычен с учетом того, что хозяином «Барнаул Моторс» есть компания «Арсенал Ltd», которая имеет успешный "стаж работы" с KIA в родном для себя Томске.
Вместе с тем стоит напомнить, что ранее история с двумя дилерами корейской марки в Барнауле обернулась уходом и скандалом с рынка одного из них.
«Континент Сибирь online»