Мошенники осваивают каршеринг («рбк»)

Мошенники осваивают каршеринг («рбк»)

Количество пользователей сервисов по аренде автомобилей в Москве достигло 300 тыс. человек и увеличивается. Их популярность стала причиной появление новых мошеннических первых уголовных и схем дел.

Растущая популярность каршеринга в Москве стала причиной появлению мошеннических схем по применению этих сервисов; вследствие этого возбуждено пара уголовных дел, поведали РБК представители нескольких каршеринговых компаний.

Согласно данным департамента транспорта Москвы, пять каршеринговых сервисов, трудящихся в городе, на данный момент располагают автопарком на 2,5 тыс. машин, число активных пользователей каршеринга в столице достигло 300 тыс. человек.

В первых числах Августа отдел МВД России по району Восточное Измайлово Москвы открыл дело по факту угона автомобиля, принадлежащего каршеринговому сервису «Делимобиль» (ООО «Каршеринг Руссия»). Копия распоряжения имеется у РБК, в компании подтвердили его подлинность. Как поведал помощник генерального директора «Делимобиль» Станислав Грошов, обвиняемый по этому делу купил в сети за 600 руб. чужой аккаунт для пользования сервисом, по окончании чего снял в аренду автомобиль «Делимобиля».

Преступник был увиден работой безопасности компании, в то время, когда начал нарушать правила дорожного перемещения, в частности ездить по газонам.

В соответствии с распоряжению о возбуждении дела, действия нарушителя были квалифицированы как «неправомерное завладение автомобилем либо иным транспортным средством без цели кражи (угон)» (ст. 166 УК РФ). «Задержанному молодому человеку стала мера пресечения в виде заключения в тюрьму. На данный момент проводится комплекс оперативно-разыскных мероприятий, направленный на установление подельников задержанного и продавца фейковых аккаунтов», – сказали РБК в «Делимобиле».

Представитель МВД на момент публикации не ответил на запрос РБК.

Всего за 2016–2017 годы компания пресекла более 20 попыток мошенничества и пять попыток угона, сказал РБК представитель «Делимобиля». Как пояснили в компании, преступники пробовали заправлять другие машины по топливной карте компании (предназначена лишь для заправки снятой в аренду автомобили), создавать фальшивые аккаунты для бесплатной езды, и применять каршеринг для угона вторых машин.

Каршеринг захватывает столицу

Каршеринг – это сервис кратковременной аренды автомобиля с поминутной либо почасовой оплатой. В совокупность столичного каршеринга входят пять операторов: «Делимобиль», Car5, Anytimecar, YouDrive и BelkaCar. Цена аренды автомобиля варьируется в среднем от 8 до 11 руб. за 60 секунд езды, в эту сумму входят затраты на бензин, парковку и др.

Для аренды автомобиля нужно пройти регистрацию на сайте либо в мобильном приложении каршеринговой компании. Для регистрации в большинстве случаев нужны фотография пользователя, копии паспорта и водительских прав.

Согласно данным департамента транспорта Москвы, на одной снятой в аренду машине каждый день совершается в среднем восемь поездок. В первую очередь 2017 года совершено практически 2,5 млн поездок, говорится в статистике департамента. По его расчетам, оптимальным для Москвы был бы каршеринговый автопарк количеством не меньше 10–15 тыс. машин. «Емкость рынка, по нашим расчетам, не выбрана и на 30%, коммерческие возможности развития данного сервиса в Москве оцениваются высоко», – говорит представитель ведомства.

Аренда без правил

Представители каршеринговых сервисов YouDrive и BelkaCar сказали РБК, что также подавали заявления в правоохранительные органы, по которым после этого возбуждались уголовные дела. «Это были дела за снятие и угон фар», – сказал представитель BelkaCar, отметив, что компания борется с мошенничеством с момента запуска сервиса.

«В месяц мы фиксируем приблизительно десять попыток регистрации аккаунтов по поддельным документам. Был один случай угона, преступников по нему взяли на границе с Абхазской республикой. Кроме этого был инцидент несанкционированного проникновения в машину, что потом квалифицировали по ст.

166 УК РФ (неправомерное завладение автомобилем): два человека заявили, что« покататься», поведал представитель BelkaCar.

В YouDrive поведали, что неоднократно сталкивались с разными попытками угона: в частности, в один раз угнанный автомобиль сдавался в аренду частным лицам. Представитель Car5 заявил, что у компании случаев угона не было. В Anytimecar не ответили на запрос РБК.

«Мошеннические схемы пока не наносят каршеринговым операторам какого-либо большой вред – попытки фрода скоро выявляют, к тому же все автомобили застрахованы. Но тенденция малоприятная, с ростом популярности сервиса растет и число преступников», – говорит Станислав Грошов.

Как действуют преступники

Представители каршеринговых компаний отмечают пара самый распространенных вариантов махинаций с аккаунтами в каршеринговых сервисах. Так, преступники часто берут у других граждан фотографии настоящих документов и их селфи для регистрации.

«При всей очевидности того, что документы не отправятся на благое дело, все еще находятся люди, желающие на этом подзаработать. Работы безопасности как правило выявляют мошенничество по косвенным показателям», – говорит представитель BelkaCar.

Среди несовершеннолетних особенно популярен вариант с регистрацией аккаунта на более взрослого родственника. «Что самое увлекательное, по окончании первого отказа мы довольно часто приобретаем документы вторых родственников с той же фамилией и фотографию, сделанную на том же фоне», – говорят в компании. Еще один популярный вид мошенничества – регистрация по похищенным документам. «Самые популярные схемы кражи документов [и последующего заведения на него поддельного аккаунта] – предложение недорогого автокредита и аренды квартиры на удачных условиях, для оформления которых просят отправить пакет документов и фотографию», – говорят в BelkaCar.

«До введения [процедуры регистрации, при которой нужно для верификации пользователя предоставить] селфи с документами, мы довольно часто сталкивались с регистрацией фальшивых аккаунтов», – подтверждают в YouDrive. Сейчас для регистрации аккаунта нужно сфотографироваться вместе с личным паспортом, правами.

Топ-менеджер в одной из компаний, создающих оборудование и софт для каршеринга, поведал РБК, что количества мошенничества стали существенно расти в связи с тем, что каршеринговые сервисы начали деятельно блокировать пользователей, нарушающих правила дорожного перемещения, садящихся за руль в нетрезвом виде и т.п. «Эти люди стали искать другие методы пользоваться каршерингом, в частности брать аккаунты. Значительно чаще такие аккаунты регистрируются на похищенные одноразовые сим и документы-карты, которыми так же, как и прежде торгуют в переходах и разных палатках. Цена на аккаунты без привязанной сим-карты начинается от 500 руб., а с подтвержденной сим-картой – мало выше», – говорит он.

Представитель Car5 поведал РБК, что кроме этого распространены попытки взять компенсацию за бензин, купленный для заправки стороннего автомобиля. «Это несложно отследить, поскольку в каршеринговых машинах установлены датчики горючего, мы можем наблюдать, в то время, когда и на какое количество литров была заправка. То же самое с клиентами, каковые на чеке «случайно» протыкают либо затирают место, где написана какая-либо ответственная информация: дата, сумма, количество литров и др.», – сказал он. Он утвержает, что в компании слышали о случаях продажи и покупки аккаунтов, и предложениях «гарантированно зарегистрировать в любом каршеринге», но не сталкивались с этими примерами. «Кроме этого подозреваем, что многие отечественные клиенты применяют каршеринг в коммерческих целях, для оказания услуг такси, что не разрещаеться согласно соглашению», – поведали в Car5.

Мировая мошенническая практика с арендуемыми машинами

Зарубежные каршеринговые сервисы кроме этого сталкиваются с регулярным мошенничеством. К примеру, в июне 2017 года компания Enterprise заявила о прекращении деятельности в американском городе Чикаго из-за недостатка машин, появившейся в следствии вандализма, мошенничества и угонов. Как пояснял представитель компании, около 40% ее автопарка в городе было угнано либо пострадало от действий преступников.

В 2015 году стало известно о серии угонов машин сервиса Zipcar в Нью-Йорке. Пользователи Zipcar смогут бронировать машины онлайн, а после этого приобретают доступ к ним благодаря особой карте Zipcard. Данной изюминкой и воспользовались мошенники.

Они делали поддельные карточки, и в то время, когда те якобы не срабатывали, обращались прося открыть машину к персоналу , трудившемуся на стоянках, но не имевшему отношения к самой Zipcar. В некоторых случаях убедить работников стоянок дать доступ к автомобилю помогали сообщники мошенников, представлявшиеся по телефону сотрудниками компании. По таковой нехитрой схеме группе из 18 мошенников удалось угнать более 20 машин.

В 2012 году из-за действий мошенников был должен свернуть свою деятельность американский стартап HiGear, что специализировался на каршеринге класса люкс. HiGear стал жертвой криминальной группы, которая за маленький срок угнала четыре автомобиля неспециализированной ценой $400 тыс. Мошенники применяли похищенные кредитные карты и водительские удостоверения.

«РБК»

Сервисы каршерингаразоблачили новые схемы мошенников

Темы которые будут Вам интересны: