Михаил подорожанский, главный редактор «авторевю» («реальное время»)
Незадолго до в АВТОВАЗе прописали нового начальника. Президентом автоконцерна будет француз Николя Мор, что официально вступит в новую должность в апреле. В чем главенствовалиошибки и успехи прошлого главы АВТОВАЗа Бу Андерссона, чего ожидают от нового «варяга» и какова будущее самого автогиганта – об этом в интервью обозревателю «Настоящего времени» поведал главред «Авторевю» Михаил Подорожанский.
Все дело в «Весте»
— Новым начальником АВТОВАЗа назначен Николя Мор. Михаил Иосифович, имеете возможность предположить, чем его подход будет различаться от действий Андерссона?
— Если судить по послужному перечню, Николя Мор прошел ту же школу, что и Бу Андерссон — они оба продолжительное время специализировались на закупках. Другими словами поставщикам чуть ли стоит рассчитывать на поблажки.
Что будет дальше, прояснится в течение нескольких месяцев — и главным индикатором будет развитие обстановки с вазовской платформой B/C, несложнее говоря, с «Вестой». Теоретически, остается пускай и маловероятный, но весьма оптимистичный для АВТОВАЗа сценарий: долги предприятия, а также перед Renault, смогут быть частично уменьшены, в случае если внезапно в качестве базы для следующей платформы Renault, которая придет на смену платформе B0, будет выбрана «Веста». Я подозреваю, что именно на это и рассчитывал Бу Андерссон, в то время, когда, не считаясь с затратами, логистическими и другими проблемами, все же довел «Весту» до конвейера, причем сделал это в срок.
Как мне известно, в Тольятти должна была побывать несколько экспертов альянса и оценить возможности данной платформы не столько с инженерно-технической точки зрения (в этом смысле преимущество русском платформы несомненно), какое количество с экономической, в контексте ее вероятной глобализации. Я не исключаю, что будущая будущее «Весты» могла быть элементом торга около нового назначенца. В любом случае, если с приходом нового начальника «Весту» не похоронят, Бу Андерссон может повесить себе на грудь если не орден, то хотя бы памятную медаль «За покорение АвтоВАЗа» а также украсить ее георгиевской ленточкой.
Иначе, как я воображаю, «Ростеху», что отвечает и, по всей видимости, еще какое-то время будет отвечать перед высшим правительством за то, что происходит на АВТОВАЗе, уже не до «Весты»: скорей бы откреститься от всех текущих, а основное — будущих неприятностей, каковые накроют и АВТОВАЗ, и Тольятти. Так что я пологаю, что «Ростех» не очень сильно настаивал на какой-то кандидатуре «из отечественных». Кроме политической ответственности, это имело возможность повлечь и обязательства в очередной раз дать (либо выхлопотать) для АВТОВАЗа недорогие кредиты, а это чуть ли входит в приоритетные задачи «Ростеха».
В случае если же платформу «Весты» негромко похоронят, это будет означать, что и ВАЗ будет похоронен в качестве автомобильного предприятия полного цикла — и ограничиваться ролью сборочной площадки, а задачи инженерного корпуса сведутся к адаптации автомобиля и поддержке производства к каким-то своеобразным русским условиям. Кстати, при нынешнем развитии экономической обстановке это еще не самый печальный сценарий. Основное, дабы санкции не сузили возможности экспорта в «дальнее зарубежье» — вот тогда, на фоне скукожившегося спроса на внутреннем рынке, будет совсем туго.
Пожелания для красного словца
— Министр промышлености и торговли Денис Мантуров поставил задачу перед новым начальником – ориентация на российских производителей автокомплектующих
— А как вы себе воображаете постановку данной задачи? Мантуров рукоплещет Мора по плечу и говорит: ты уж, приятель Николя, отечественных-то поставщиков не обижай и рабочих отечественных мельче увольняй, хорошо? Сдается мне, что такая «задача» в лучшем случае была культурно принята к сведению.
Я пока не знаю, как это пожелание было зафиксировано на бумаге, какими подкреплено денежными и другими обязательствами со стороны «Ростеха» Неужто Минпромторг либо «Ростех» обязались покрывать убытки, которые связаны с тем, что АВТОВАЗ начнет закупать какие-то более дорогие, но наряду с этим, условно говоря, не французские, а российские комплектующие? А вдруг при должном качестве российские комплектующие будут дешевле, то поднаторевший на закупках Николя Мор и сам обратит собственный взгляд в сторону русских поставщиков.
Я-то именно пологаю, что в первую очередь Мор оградит себя от каких бы то ни было «публично-политических» обязательств, дабы, подобно Андерссону в последние месяцы его работы на АВТОВАЗе, не появляться между молотом и наковальней. Завод обязан трудиться, приносить прибыль акционерам — и, само собой разумеется, платить все налоги, выполнять все законы, а также в области трудовых взаимоотношений. А вот как распорядиться этими налоговыми поступлениями – это уже забота страны: создавать ли новые рабочие места, выплачивать ли дополнительные пособия для людей, утративших работу, повышать либо уменьшать прожиточный минимум, вести либо заканчивать боевые действия в Сирии и т.д.
Однако у страны, и у Минпромторга а также, имеется незадействованные (правильнее, задействованные, но криво) рычаги, которые связаны с тарифным стимулированием поставщиков, и прежде всего это касается свободных экономических территорий. Вот из-за чего, сообщите, пришедшие в эти территории чужестранцы появились в более удачных экономических условиях, чем те, кто трудится на металлургическом комбинате, выстроенном еще в годы развитого социализма, но за периметром новоявленной свободной экономической территории? На этом комбинате и рады бы делать подробности не хуже условных французских (быть может, кроме того смогут их делать), но как под налоговым бременем они могут быть дешевле тех, что поставляются из СЭЗ?
Так что пожелания довольно российских поставщиков, как мне думается, только для красного словца, дабы после этого прикрыться: мы, дескать, просили этого француза, а он собственную линию гнет Мы, Владимир Владимирович, не виноваты.
Будущее Андерссона
— Как вы вычисляете, какова будет судьба Бу Андерссона?
— Как я воображаю, на последних встречах Андерссона с управлением «Ростеха» ему дали совет свести на нет общение с прессой — и Андерссон направляться этому совету. Последние полтора-два месяца я лично с ним не общался, и мне тяжело делать выводы о его замыслах. Но в случае если Андерссон кроме того на пенсию, это все равно будет весьма хорошим вариантом: ушел вовремя, в противном случае так как широкие народные веса имели возможность и на самосуд пойти.
— Какую основную неточность Бу Андерссона заметило управление?
— Возможно, по всей видимости, сказать о каких-то своевременных а также стратегических промахах. Ему, к примеру, ставят в вину, что производство «Весты» было размещено не на главном конвейере в Тольятти, а в Ижевске. Но у Андерссона точно были сильные доводы, и не факт, что о них осведомлены все его критики.
И позже, знал ли Бу Андерссон о том, что будет Крым, санкции, что упадет рубль и нефть Но, вот в этом-то, пожалуй, и имеется основная неточность Андерссона: начальник для того чтобы ранга все же должен был предвидеть, чем все это обернется — и, быть может, пораньше скинуть обороты. Но тогда бы у нас так и не показалось «Весты», а вместе с ней — и чуть ли не единственного прецедента, в то время, когда выпуск новой модели начался в срок.
Или крестик, или трусики
— Имеется ли шансы сделать автоконцерн безубыточным?
— Вне всякого сомнения, имеется. Но тут как в той шутке: вы или крестик снимите, или трусики наденьте. В случае если Мору, как и Андерссону, начнут капать на мозги, что ты, дескать, выведи завод на прибыль, но не вздумай уменьшать персонал, не отказывай русским поставщикам, а основное— ни за что не допусти роста социальной напряженности в регионе, в особенности в канун будущих выборов, то все возвратится на круги собственная, лишь последствия будут куда более тяжелыми.
В случае если, само собой разумеется, на следующий день не отменят санкции, а стоимость бареля нефти не взлетят до полутора сотен долларов.
«Настоящее время»