Крылья бабочки, крылья чайки
Необыкновенные методы попасть в автомобиль
Если судить по американским боевикам, самый популярный метод усесться за руль у современных ковбоев — проскочить через крышу либо открытое окно. Рядовые же автолюбители всей земли предпочитают простую дверь. Однако, кроме того в сфере разработки для того чтобы рядового механизма конструкторы умудряются проявлять впечатляющую фантазию.
Практически во всех случаях отступление от нормы в виде классической двери, раскрывающейся по ходу перемещения, воспринимается как показатель или весьма дорогого, или только спортивного автомобиля. Но еще недавно экспериментировать с дверными проемами имели возможность себе позволить создатели очень бюджетных машинок.
К примеру, всем узнаваемый «горбатый» Запорожец ЗАЗ-965 оснащался дверями, раскрывающимися задом наперед. Кроме того тогда они считались устаревшими, но конструкцию кузова для «запорожца» позаимствовали у Fiat 600 и решили не вмешиваться в подробности — неприятностей хватало и с двигателем, и с подвеской. Однако, как раз за подобное размещение дверных петель эта конструкция стала называться «суицидной»: случайно открывшись на ходу, такая дверь преобразовывалась в громадный парус и делала управление автомобилем фактически неосуществимым, а аварию — неизбежной.
В Rolls-Royce уверены, что лишь таковой дверной проем обеспечит должное количество комфорта заднему пассажиру
Примечательно, что на данный момент «суицидные» двери снова пользуются вниманием разработчиков. Современные замки практически исключают возможность случайно открыть дверь на ходу, а вот плюсов в таковой конструкции много — прежде всего, куда более комфортная посадка в салон. на данный момент с распашными дверями ассоциируются прежде всего шикарные седаны и купе Rolls-Royce, но в модельном последовательности Опель имеется относительно дешёвый компактвэн Meriva, a разработчики Ford пошли еще дальше и лишили собственный B-Max с подобными дверями средней стойки, обеспечив беспрецедентное удобство.
Еще один тип дверей со ужасным заглавием, раскрывающийся в непривычной плоскости — вертикальные «гильотинные» двери. Откуда взялось такое наименование, ясно и без объяснений, а главным преимуществом таких дверей, кроме внешней эффектности, именуют легкость применения в тесноте современного мегаполиса.
Действительно, снабжают такими дверями отнюдь не муниципальные машинки — «гильотинные» механизмы широко используются на фешенебельных итальянских спорткарах, благодаря чему в автомобильном обиходе именуются «ламбо-двери». Еще их по понятной обстоятельству иногда именуют «двери-ножницы».
Двери, раскрывающиеся вертикально вверх — визитка суперкаров Lamborghini
У этих дверей имеется в полной мере конкретный создатель — великий итальянский дизайнер Марчелло Гандини, трудившийся в студии Bertone. В первый раз он применил подобный механизм на концептуальном Alfa Romeo Carabo, а первой серийной машиной с «ламбо-дверьми» стала, как легко додуматься, Lamborghini — легендарный Countach.
Некое время у любителей разнокалиберного тюнинга пользовались популярностью наборы дверных петель, благодаря которым любой автомобиль возможно было научить раскрываться вверх, но сейчас это увлечение схлынуло. Необходимо подчеркнуть, что механизм работы таких дверей в силу конструкции кузова все же отличался от принятого у Lamborghini — двери сперва раскрывались на пара градусов в горизонтальной плоскости, и только позже уходили вверх.
У BMW Z4 маленькие пластиковые створки скрывались в массивные пороги
Были в двери и автомобильной истории, каковые раскрывались вниз. Действительно, в серии таковой механизм использовался чуть ли не на единственной модели — родстере BMW Z1. Кроме звания родоначальника спортивного семейства Z и просто повышенной уникальности первая «зетка» наделена была еще и очень массивными порогами, куда скрывались маленькие пластиковые дверки.
Они, грубо говоря, не открывали доступ в салон, а только облегчали его, но стали весьма яркой отличительной чертой и без того примечательной модели, многие экземпляры которой превосходно чувствуют себя до сих пор.
И все же экстравагантные двери не смогли перевоплотить BMW Z1 в полноценную легенду — в такую, какой стал Mercedes-Benz 300SL, подаривший миру «крылья чайки». Само собой разумеется, он был славен не только экстравагантными, раскрывающимися вверх вместе с частью крыши дверями, но встречают-то по одежке, и как раз элегантно уплывающие к небу дверные панели заставляли глаза всех прохожих прилипать к спорткару.
В это же время, такое своеобразное ответ обусловлено не жаждой создать eye-catcher, а конструкцией силового каркаса кузова 300SL. Он представляет собой пространственную раму, собранную из труб, на каковые и навешены прочие агрегаты и кузовные панели. В районе порогов таких силовых элементов проложено очень много, что и сделало неосуществимым применение простых дверей.
Вот так вынужденное техническое ответ превратилось в самую характерную линии наружности.
Дабы выпустить открытую версию Mercedes-Benz 300SL, немцам было нужно без шуток переработать конструкцию кузова
Само собой разумеется, садиться в салон через такую дверь весьма комфортно — это оценили потом и обладатели современной реинкарнации Mercedes 300SL, суперкара SLS AMG. Но для производителей подобное ответ свидетельствует, кроме всего другого, и дополнительные затраты.
Мы говорим кроме того не об таких конструкции мелочах и усложнении крыши, как дополнительные уплотнители: в случае если создателям для того чтобы купе приходит фантазия выпустить версию с открытым верхом, кузов кабриолета приходится разрабатывать фактически заново. В противном случае не добиться ни должной жесткости, ни приемлемой безопасности. В Mercedes наступили на эти грабли два раза.
Один раз — по необходимости, второй — из эстетической признательности к собственному славному прошлому. Похожие двери «носили» кроме этого неизвестный Gumpert Apollo и известный DeLorean DMC-12.
Saleen S7 — известное произведение Стива Салина, специализирующегося в обыденной жизни на доводке спорткаров и пикапов Ford. Кстати, засветился в фильме «Брюс всемогущий» с Джимом Керри
Растолковать с позиций функциональности наличие дверей типа «butterfly doors» затруднительно, но какова внешняя эффектность! Пожалуй, с открытыми дверями таковой автомобиль смотрится бросче всех вышеописанных. Судите сами: и Ferrari Enzo, и McLaren F1, и Saleen S7 имеют полное право именоваться настоящими шедеврами.
Кроме того в Mercedes, создавая первую реплику легендарного 300SL Gullwing по имени SLR McLaren, отказались от крыла чайки в пользу крыла бабочки.
Уместно будет отыскать в памяти еще одну знаменитость, стоящую пара особняком — Ford GT, двери которого раскрывались в привычной плоскости, но также захватывали часть крыши, дабы уменьшить водителю-пилоту помещение в тесный кокпит. Фордовский суперкар середины нулевых позаимствовал эту идею у гоночного болида шестидесятых, где она была применена не для удобства, а для скорости посадки-высадки. Считается, что и двери «крыло бабочки» перекочевали на дорожные машины с полей кузовных сражений некоторых серий gran turismo второй половины прошлого века.
1967 год. Ford GT40 на пит-стопе автострады в Дайтоне, США. Прекрасно видна часть крыши, которая отходит вместе с дверью, облегчая гонщику посадку
Еще одна примета экзотических концептов и неповторимых спорткаров — так именуемые canopy doors, дверь-колпак. Мысль подсмотрена автомобильщиками у самолетов-истребителей с их сдвижными «фонарями», но в случае если итальянские строители суперкаров прошлого века использовали такое ответ для вящей аэродинамики, то придумавшие «мотоколяску» Messerschmitt преследовали лишь одну цель — сэкономить. В послевоенные годы экономия считалась первейшей задачей.
Потому, что производить стратегическое оружие германским фирмам запретили, многим фабрикам было нужно переквалифицироваться на выпуск наземных транспортных средств, и без того именуемые «кабиненроллеры» пользовались среди небогатого населения неистовой популярностью.
У мессершмиттовской мотоколяски были модификации с различными двигателями (одноцилиндровый мотор размешался за задним пассажирским сиденьем) и с различным числом колес
Производили их и авиазаводы Heinkel, и занимавшаяся мототехникой компания Zundapp, но создать целое семейство мотоколясок оказалось лишь у «Мессершмитта». У собственных самолетов инженеры позаимствовали и тандемную посадку, и узкий корпус, и, как следствие, прозрачный плексигласовый колпак, что откидывался вместе с частью кузова.
Известным прототипов с подобными «дверями», объединенными с капотом, возможно назвать выстроенный ателье Pininfarina в первой половине 70-ых годов XX века Ferrari Modulo — полноправного представителя эры «клиновидных» спорткаров. Позднее подобная схема была применена, к примеру, на Maserati Birdcage, но, как легко додуматься, на данный момент таковой механизм остается уделом концепт-каров, чьи создатели хотят выделить его экстравагантность. Серийная же эра «колпаков» закончилась вместе с кабиненроллерами.
BMW Isetta по праву занимает почетное место в мюнхенском музее концерна
Самой «дверной» дверью, простите за нелепый каламбур, по праву может принимать во внимание дверь еще одного ультракомпакта — известной BMW Isetta, которую конструкторы наделили полноценной «калиткой». Дабы попасть за руль этого «пузырь-мобиля», необходимо было открывать всю его переднюю часть вместе с рулевой колонкой. Не обращая внимания на внешнюю несерьезность, как раз Isetta была той косичкой, за которую баварская компания вытащила саму себя из болота послевоенного кризиса.
Легкомысленную «Изетту» именуют одним из самых успешных компактов в истории мирового автопрома.
И все же, не обращая внимания на великое разнообразие способов попасть в автомобиль, пока не придумано ничего несложнее и надежнее простой распашной двери. Как раз самая популярная схема представляет собой самый удачный компромисс между комфортом посадки, дешевизной и конструкторской лёгкостью в изготовлении. Так что — вам очень рады в автомобиль.
Фото: © Дмитрий Елизаров, компании-производители
Дмитрий Елизаров , 27 марта 2013 года
2603 просмотра