Кобяков: механизм финансирования строительства и содержания дорог нуждается в пересмотре
Механизм содержания строительства и финансирования дорог существующего дорожного хозяйства в Беларуси испытывает недостаток в пересмотре. К такому выводу пришли участники очередного совещания рабочей группы по проблемным вопросам в строительной отрасли, которое прошло под руководством главы Президентской администрации Беларуси Андрея Кобякова в Минске, сообщает обозреватель БЕЛТА.
На протяжении совещания министр коммуникаций и транспорта Анатолий Сивак и первый помощник главы МинФина Владимир Амарин представили сведения, из которых видно, что начиная с 2008 года финансирование дорожного хозяйства неспешно уменьшалось и на данный момент образовывает, согласно данным Минтранса, менее половины нормативной потребности. В долларовом эквиваленте в 2012 году если сравнивать с 2008 годом количество финансирования строительства, реконструкции, содержания и ремонта дорог в Беларуси уменьшился многократно. Постоянная дефицит финансирования именуется одной из обстоятельств, по которым снизились потребительские характеристики белорусских дорог.
До 2008 года существовал Дорожный фонд, что формировался за счет поступлений от взимания налога с юрлиц в размере 1% от поступлений и 20% выручки от взимания налога на нефтепродукты. С августа 2008 год отдельный Дорожный фонд был упразднен, а оборотный налог был отменен в качестве одной из мер оптимизации налоговой нагрузки, что положительно сказалось на себестоимости продукции, услуг и товаров.
Наряду с этим финансирование дорог предполагалось осуществлять за счет отчислений из консолидированного государственного бюджета, сохранив прошлый количество финансирования исходя из установленных нормативов. Предполагалось кроме этого сохранить целевую направленность применения поступлений от взимания налога на автомобильное горючее. Но на практике финансирование уменьшилось.
Нужно без промедлений исправить эту обстановку, в противном случае мы рискуем утратить то, чем заслуженно гордились долгое время, — красивое уровень качества дорог, — отметил начальник Президентской администрации. Беларусь снабжала содержания дорог и надлежащее финансирование строительства кроме того в те времена, в то время, когда среднестатистическая заработная плата не превышала сто американских долларов, исходя из этого нынешняя обстановка в данной сфере выглядит, по оценке Андрея Кобякова, необычной, учитывая существующий уровень доходов, возросшее количество автомобильного транспорта и возросший, соответственно, уровень потребления нефтепродуктов.
Но кроме очевидного понижения количеств финансирования имеется неприятности и в самой дорожно-строительной отрасли. Основная из них, согласно точки зрения главы Президентской администрации, отсутствие противозатратного механизма в структуре организаций и ведомств, занимающихся данным видом деятельности.
В следствии преобразований, осуществленных по линии Минтранса, в дорожной отрасли случилось некое разграничение функций клиента работ, подрядчика (исполнителя работ) и национального контроля качества проводимых работ. Но данное разграничение до конца не завершено. Помимо этого, преобразования случились только на уровне организаций, обслуживающих дороги республиканской собственности.
Организации же, занимающиеся находящимися в коммунальной собственности дорогами районного и местного значения, до сих пор совмещают функции и клиента, и подрядчика, и другие функции и поставщика. Согласно точки зрения участников коммисии, таковой запутанный хозяйственный механизм неимеетвозможности не породить взаимоотношений круговой поруки, в то время, когда основной задачей есть освоение как возможно большего количества средств из бюджета, вместо задачи обеспечить надлежащее уровень качества дорог за счет применения менее затратных и более оборудования и эффективных технологий.
Андрей Кобяков поручил Минтрансу, Министерству финансов и другим заинтересованным представить предложения по обеспечению должного количества финансирования дорог. Помимо этого, другим участникам и Минтрансу совещания рабочей группы по этому вопросу, среди которых областные исполкомы и Комитет госконтроля, поручено подробно проанализировать существующий механизм хозяйствования в дорожной сфере и создать нужные противозатратные меры.
Согласно точки зрения главы Президентской администрации, таковой механизм возможно реализован двумя дорогами. Первый путь — технологический, при котором устанавливаются и жестко исполняются содержания и технические нормативы строительства трасс . Второй путь — создать настоящую борьбу в дорожной сфере. Наряду с этим первый путь в принципе используется, но особого результата не принес, потому, что при таких условиях никто не заинтересован в экономии.
Второй вариант кроме этого настоящ, но коммерциализация дорожных фирм может привести к оттоку кадров и оборудования из Беларуси в другие страны с целью только зарабатывания денег. Но так как дорогиявляются наиболее значимыми инфраструктурными объектами и их уровень качества определяет, в конечном счете, и поток туристов, и интенсивность транзитных пассажирских и грузовых потоков. Исходя из этого мы не можем допустить, дабы отечественные дорожные фирмы превратились в коммерсантов, преследующих лишь собственные интересы и забывающих об интересах национальных, — резюмировал Андрей Кобяков.
В скором будущем коммисия еще много раз возвратится к рассмотрению неприятностей дорожно-строительной отрасли.