Китай встает на колеса
Сейчас в Китае производится уже каждый четвертый автомобиль в мире. Наряду с этим автомобилизация населения остается на очень низком уровне, так что возможности развития китайского авторынка огромны.
Завершившийся сравнительно не так давно 16-й Интернациональный шанхайский автосалон проходил с невиданным размахом. В текущем году его принимал новый выставочный комплекс National Exhibition and Convention Center, что перевоплотил шанхайский смотр в одну из самых больших автомобильных выставок в мире – ее площадь достигла 350 тыс. кв. м, что намного больше площади большинства вторых известных автосалонов (к примеру, под последнюю автомобильную выставку во Франкфурте, считающуюся самой большой в Европе, было отведено 230 тыс. кв. м). В один момент Шанхай принял и рекордное число участников – более 2000 компаний из 18 государств, каковые представили около 1500 новых машин, из которых 109 моделей стали всемирный премьерой.
Китайская автомобилизация
Внимание к шанхайской выставке со стороны ведущих производителей машин ясно: китайский автомобильный рынок вот уже шесть лет есть наибольшим в мире. В 2009 году он обогнал по продажам США и с того времени с уверенностью наращивает темпы: за это время сбыт машин в Китае подскочил более чем в полтора раза, достигнув 23,5 млн автомобилей по результатам прошлого года (см. график 1).
Притом что мировое производство машин на данный момент оценивается приблизительно в 90 млн единиц в год, это указывает, что сейчас приблизительно каждый четвертый автомобиль на Земле продается в Китае. А потому, что покупаются тут по большей части машины, произведенные в стране, то возможно заявить, что и каждый четвертый новый автомобиль мира производится в Китае.
Действительно, в прошедшем сезоне прирост китайского рынка без шуток замедлился: в 2014 году он увеличился всего на 7%, тогда как в 2013-м рост был в два раза громадным – практически 14%. Обстоятельством торможения возможно назвать длящееся расслоение китайского общества: бедная часть населения еще неимеетвозможности позволить себе новый автомобиль, а богатая прослойка уже насыщена личным автомобильным транспортом.
К тому же в больших городах, где сосредоточены состоятельные потребители, обзавестись машиной все сложнее. К примеру, в том же Шанхае либо Пекине на учет новый автомобиль запрещено: нужно принимать участие в лотереях, победители которых приобретают право на регистрационный символ. Возможно и заплатить, но плата за регистрацию в этом случае будет приблизительно равна стоимости новой автомобили.
Иначе, платежеспособность большинства китайцев остается на очень низком уровне, и вероятный рост их доходов – это громадный потенциал для развития авторынка. Так как большинство полуторамиллиардного населения КНР до сих пор из транспортных средств может позволить себе в лучшем случае велосипед либо мотороллер: на 1000 человек в Китае приходится в среднем порядка 50 машин (в пять раз меньше, чем в Российской Федерации, и более чем в 15 раз, чем в Соединенных Штатах). «Китайцы довольно часто трудятся вдалеке от дома, машина им нужна, к примеру, дабы ездить с работы к своим семьям, – говорит Катарина Фьординг, вице-президент по производству Volvo Group в Китае. – Исходя из этого потенциал авторынка в Китае легко огромен.
Продажи автомобилей тут ожидает взрывной рост по мере повышения доходов главной части населения. Уровень в 30 и 40 миллионов машин в год – для Китая это в полной мере достижимый показатель уже в скором времени».
Запад атакует
Господствующую долю на китайском авторынке так же, как и прежде составляют ведущие мировые производители машин. Нужно заявить, что сейчас им удается усиливать собственные позиции, оттесняя местные торговые марки: еще недавно часть китайских марок на внутреннем рынке составляла практически половину. По результатам же 2014 года часть китайских автомобилей упала более чем в два раза – до 17% (см. график 2).
Действительно, стоит признать, что в этом году китайские марки медлено отыгрывают покинутые позиции: согласно данным Китайской ассоциации автомобильных производителей (СААМ), за первый квартал этого года часть китайских брендов в Китае увеличилась до 20%.
Падение продаж китайских брендов во многом разъясняется натиском зарубежных автогигантов, каковые в последние пара лет предприняли беспрецедентные упрочнения по формированию в Китае собственных автомобильных производств. Согласно данным аналитиков, лишь в прошедшем сезоне зарубежные компании положили в производство машин в Китае 12,7 миллиардов долларов, что на 53% больше, чем в 2013 году. Для сравнения: в автопроизводство в Соединенных Штатах в прошедшем сезоне было положено в четыре раза меньше – 4,2 миллиардов долларов.
Давление ведущих мировых производителей было особенно заметно на Шанхайском автомобильном салоне. Многие из них устроили на выставке значимые мировые премьеры, ориентированные не только на рынок Китая. К примеру, шведская марка Volvo представила на выставке особенную модификацию нового джипа XC90 Excellence, которую компания именует самым шикарным автомобилем за собственную 88-летнюю историю.
В отличие от стандартного XC90 на семь мест в новом XC90 Excellence всего четыре сиденья, благодаря чему сидящим позади пассажирам предоставляется повышенный комфорт. Бренд Lexus устроил на выставке мировую премьеру нового премиального седана бизнес-класса Lexus ES. Компания Citroen деятельно продвигает в Китае собственную премиальную линию DS: в Шанхае был выставлен флагман данной линии – шикарный седан DS5.
Ford представил новый бизнес-седан Taurus, Nissan выкатил гибридный кроссовер Murano.
Многие западные производители приехали на выставку с примечательными концептами: тот же Citroen в первый раз продемонстрировал новую концептуальную разработку кроссовера не меньше. Марка Mercedes привезла в Шанхай концепт кроссовера-купе GLC Coupe, подтвердив наряду с этим замыслы перевоплотить его в серийную модель уже в следующем году. Volkswagen организовал на своем стенде мировую премьеру C Coupe GTE – четырехдверного концепта, созданного специально для китайского рынка.
Интерес публики позвала и мировая премьера от Honda – концепт кроссовера Funtec, и Audi Prologue Allroad Plug-in Hybrid, что через два года обязан превратиться в серийную модель A6 Allroad.
Пожалуй, самой эффектной премьерой Шанхая возможно назвать электрокар Шевроле FNR, созданный, кстати, в шанхайском техническом центре корпорации Дженерал моторс. Концепт имеет эффектные футуристические поднимающиеся вверх двойные двери и лазерную оптику. Машину приводят в перемещение четыре электромотора, ее батареи подзаряжаются беспроводным методом, а сам автомобиль может передвигаться в беспилотном режиме.
Наряду с этим в автомобили установлены особые сканеры, каковые опознают человека и разрешают ему общаться с автомобилем жестами.
электромобили и Китайские кроссоверы
Что касается китайских автомобильных брендов, то в Шанхае они кроме этого попытались максимально обширно представить собственные новинки. На выставке было прекрасно заметно, что китайские торговые марки расправляют плечи: из года в год их продукция делается привлекательнее снаружи и идеальнее технически. Это уже не примитивные «лупоглазые» и угловатые машинки, на данный момент дизайн многих китайских марок разрабатывается известными западными экспертами.
Непременно, кое-какие китайские производители продолжают попытки копировать западные торговые марки, но это уже скорее единичные случаи. К примеру, сейчас на Шанхайском автосалоне разгорелся скандал из-за продукции китайского производителя Jiangling Motors, что представил новые модели кроссовера Landwind. Кроме того что само наименование китайского бренда напоминает известную английскую марку Land Rover, но китайский кроссовер и популярный Range Rover Evoque похожи как две капли воды.
Представители английского концерна, но, объявили, что они не начнут инициировать какие-либо судебные слушания в отношении Jiangling Motors.
Но все же большинство китайских производителей сейчас отходит от копирования и старается отыскать собственный стиль. К примеру, в полной мере красивые новые модели на собственных стендах демонстрировали такие торговые марки, как BYD, Brilliance, Qoros, Great Wall, Geely, Dong Feng и другие. Последний тренд на китайском рынке – бурный рост популярности кроссоверов.
И китайские компании торопятся воспользоваться оживлением в данной нише, причем достаточно удачно. Согласно данным CAAM, в сегменте кроссоверов продажи китайских марок за ушедший год подскочили на 50,4%.
Второй заметный тренд – рост спроса на электромобили. По данным статистики СААМ, по результатам прошлого года продажи таких автомобилей в Китае увеличились в 3,5 раза (правда, пока в безотносительных размерах показатели не столь значимы – 78 тыс. штук). Это разъясняется госполитикой, разворачивающейся в сторону поощрения экологически чистых транспортных средств.
Так, электромобиль в Шанхае сейчас возможно зарегистрировать без очереди и наряду с этим взять хорошие компенсации по прочим сборам и налогам. Как мы знаем, китайцы уже очень удачно создают, к примеру, электроскутеры. на данный момент они пробуют освоить и сегмент электромобилей – на шанхайской выставке на большинстве китайских стендов красовались как минимум одна-две такие новинки.
Наряду с этим кое-какие из них не только не уступают по своим чертям западным примерам, но и превосходят их. Компания BYD представила на салоне новую модель компактного электрического хетчбэка BYD e6, что на одной зарядке может проехать 400 км, что намного больше, чем у многих электромобилей известных мировых брендов.
Экспортный потенциал
Наровне с презентациями новых моделей многие китайские производители машин декларировали собственные замыслы экспансии за пределы КНР. Но стоит подчернуть, что до тех пор пока Китай все же далек от того, дабы заполонить мир собственными автомобилями. По данным СААМ, автомобильный экспорт из Китая в 2014 году составил всего 910 тыс. единиц, к тому же за год он сократился на 7%.
Но, китайские производители машин уверенны, что в ближайщее время обстановка изменится. В частности, Guangzhou Automobile (GAC) заявила на выставке о замыслах начать в 2017 году продажи собственных машин в Соединенных Штатах. По словам представителей китайской компании, на данный момент она начинает вырабатывать дилерскую сеть в Америке.
Особенную ставку GAC будет делать на собственные новые кроссоверы, каковые в Штатах обойдутся американским клиентам на треть дешевле, чем машины для того чтобы же класса признанных марок.
Кое-какие участники шанхайской выставки делали заявления и относительно активизации продаж в Российской Федерации. До тех пор пока китайские торговые марки на русском рынке занимают весьма скромную долю, приблизительно 4% суммарного количества продаж. Но все же китайцы в отношении возможностей поставок в Россию настроены очень решительно.
К примеру, компания Dong Feng представила в Шанхае новый компактный седан A30 и среднеразмерную модель L60, каковые собирается в недалеком будущем поставлять и на отечественный рынок. Марка Lifan продемонстрировала кроссоверы X40 и X70. Обе модели, как ожидается, будут производиться на строящемся заводе компании под Липецком.
А ведущий китайский производитель внедорожников компания Great Wall деятельно раскручивала на шанхайском шоу собственный премиальный суббренд Haval, что рассчитывает реализовывать и в Российской Федерации. Представленные в Шанхае новые модели Haval H6 и H8 предположительно будут производиться на строящемся заводе Great Wall под Тулой. Правда, пока смущают заявленные цены на модельный последовательность Haval, каковые колеблются в диапазоне 900 тыс. – 2,2 млн рублей.
Готовы ли русские клиенты платить такие деньги за китайские автомобили, к тому же в столь непростое время, – громадный вопрос.
«Специалист Авто»