Каста неразгоняемых («коммерсант»)
До тех пор пока одни производители машин стонут, уменьшая модельные линейки и производственные планы, другие, наоборот, собираются порадовать нас неизвестной доселе продукцией а также открыть сборочное производство. На падающем русском авторынке возможности углядела индийская Bajaj Auto – третий по величине производитель мототехники в мире. К нам уже едут компактный квазиавтомобиль Qute и грузовой трехколесный мотороллер Maxima.
Do urinate, toilet ahead,– гласила надпись на дорожном символе. Таких вдоль дороги, соединяющего аэропорт имени Индиры Ганди с центром индийской столицы, установлено пугающе большое количество. С одной стороны, в государствах, каковые принято вычислять цивилизованными, для того чтобы не заметишь.
С другой – появление аналогичных объектов свидетельствует стремление и признание проблемы ее искоренить.
С Индией во многом так – неоднозначно. Стеклянно-цементные кварталы соседствуют с обычными помойками, а своры мотоциклов мчат по тому, что мы привыкли вычислять тротуарами. Наряду с этим аэропорт Нью-Дели в прошлом 2015 году признан лучшим в Центральной Азии и в категории от 25 до 40 млн пассажиров в год.
Да, неприятность, которой посвящены диковинные символы, вправду существует, но в любом публичном туалете уборка не заканчивается по большому счету ни при каких обстоятельствах.
Само собой разумеется, вычислять Индию цивилизованной страной в европейском смысле этого слова сложно, а также страшно поразмыслить, что тут творилось лет сто назад. Но вот вам еще один штрих: наровне с Поповым, Теслой, Герцем, Лумисом и еще несколькими лицами на звание изобретателя радио претендует уроженец Бенгалии Джагиш Чандра Бос. Но, образование у него было полуанглийское, так что биография писателя фантаста и этого-учёного уже сама по себе предлог для дискуссии о колониальном прошлом Индии.
Кстати, о независимости: одним из ближайших сподвижников Махатмы Ганди был некто Джамналал Баджадж. Википедия именует его публичным деятелем, политическим фаворитом, борцом за независимость и лишь затем – промышленником. Кроме того краткая биография этого человека содержит столько необычного, что просто не осознаёшь, в то время, когда он успел основать Bajaj Group – компанию, входящую в индийский топ-10. А ведь успел.
Причем во второй половине 20-ых годов XX века, за два десятка лет до обретения страной независимости.
Мотоцикл из хорошей семьи
Ни при каких обстоятельствах не слышали о семье Баджадж? Вероятнее, вы просто не были в Индии. Да, приблизительно треть (оценка на глаз) мотоциклов, которыми кишат тамошние дороги, отмечены логотипом Bajaj, отдаленно напоминающим значок Bluetooth. Но лого еще нужно определить, а вот не подметить мелькающую тут и в том месте рекламу страховой компании Alliance-Bajaj либо Bajaj Finance легко нереально.
А ведь у семьи имеется еще и не рекламируемые производители комплектующих (приблизительно с дюжина), сталелитейная компания Mukand, инвестиционные и туристические компании, личная работа безопасности… И Bajaj Auto – только единицам у нас не узнаваемый производитель мотоциклов, занимающий третье место в мировом масштабе. А в производстве трехколесной техники не уступающий никому. Данной компанией, как и всей империей Баджаджей, до сих пор руководят наследники сподвижника Махатмы.
Обычная для Индии (да и не только для нее) практика.
Три завода Bajaj Auto в прошедшем сезоне совместно произвели на свет 3,2 млн мотоциклов, и 500 тыс. трехколесок – по большей части это популярные в Индии и Юго-Восточной Азии моторикши, каковые чаще именуют тук-туками. Полтора миллиона единиц мототехники было послано на экспорт, а также в виде машинокомплектов, практически добрая половина этого количества ушла в Африку.
Наибольший завод Bajaj Auto проектной мощностью 3 млн единиц техники в год находится в двух часах лета от столицы – в Валудже, промышленном пригороде города Аурангабад, штат Махараштра. Если судить по официальному отчету компании, предприятие до тех пор пока трудится вполсилы, но и эта полсила очень впечатляет.
Рабочие трудятся в две смены, мотоциклы сходят с конвейера каждые полминуты, а объем выпуска двухколесной техники превышает количество всего официального русского рынка практически в сто раз. Цеха сборки мотоциклов напоминают любой современный автомобильный завод, разве что темп тут заметно выше. А так – те же информационные табло с плановыми и настоящими количествами выпуска, те же наглядные пособия и непривычная по окончании городских улиц чистота.
Цех сборки трехколесок еще больше похож на привычное мне автомобильное производство, очевидно, с поправкой на размеры продукции. На каждом изделии – таблички, информирующие о разнообразии силовых установок. В наличии и бензиновая классика, и дизели, и популярный в Индии (что неудивительно с бензином практически по доллару за литр) газ.
Тут же собирают и пилотную партию грузовой трехколески Maxima – и, в отличие от мотоциклов, данный предмет для России весьма кроме того актуальный.
Для России – с печкой
Не забывайте мотороллер Муравей? Эта продукция Тульского машиностроительного завода заменяла труженикам советского села и гужевой, и персональный транспорт. Грузовые трехколески реализовывают у нас и по сей день, но среди них нет ничего аналогичного: передо мной практически настоящий грузовичок с кузовом и кабиной, в который официально дозволяется загрузить 740 кило поклажи (неофициально мне поведали, что проектировали трехколеску в расчете на солидный перегруз).
Силовая установка – 450-кубовый дизель, переключения и (коробка – поворотом левой рукоятки), привод на задние колеса через дифференциал и карданный вал. Специально для отечественного рынка (разумеется, он для Bajaj самый холодный) обещают установить печку. В кабине возможно разместиться вдвоем, но мотоциклетный руль установлен строго посередине, а единственная педаль (тормоз) расположена справа от рулевой колонки.
Инженеры с интересом изучали, как нам – по большей части достаточно корпулентным русским – комфортно в кабине. Комфортно в полной мере. На голову не давит, а нарекания позвала разве что кинематика той самой единственной педали.
Внимательный инженер подбежал, что-то измерил рулеткой и записал в блокнот.
Мы сохраняем надежду завершить сертификационные процедуры уже летом этого года,– говорит Александр Алексеев, генеральный директор Ист Вест Моторс, дистрибутора Bajaj в Российской Федерации.– А уже в следующем году в Российской Федерации может начаться отверточная сборка.
Вот лишь о стоимостях на трехколеску пока не информируют ничего определенного. Говорят, действительно, об интересе кроме того со стороны госструктур, поддерживающих сельское хозяйство, а в качестве ориентира показывают предполагаемый прайс второй индийской новинки – микрокара Qute.
Спорткар по-индийски
Кузов-монокок, мотор и ведущие колеса – позади, коробка передач секвентальная. Спорткар? Нет – микрокар. Кличут Bajaj Qute, и уже в августе он будет продаваться в Российской Федерации.
Цена зависит от ответа Минпромторга по вопросу об утилизационном сборе. Дело в том, что Qute – это так называемый квадрицикл (не путать с квадроциклом, другими словами четырехколесным мотовездеходом). Таковой термин придумали, дабы не именовать подобную продукцию мотоколясками. Для данной категории транспортных средств четких правил до тех пор пока нет – просто не успели придумать.
В случае если госслужащие решат, что сбор платить нужно, дешевле 360 тыс. руб. индийский микрокар стоить не будет. В случае если помилуют – обещают цену около 300 тыс. руб. Действительно, еще около 20 тыс. нужно будет доплатить за русский пакет – настоящие стекла в дверях вместо полиэтиленовых и печку в салоне.
Выпуск кьютов лишь начался, и темп сборки тут, мягко говоря, не мотоциклетный. Нам нахваливают выносливость новинки (3,2 млн тестовых километров) и модульную конструкцию – в легких ДТП силовая клетка обязана остаться нерушимой, а остальные элементы возможно легко открутить и заменить небитыми. Наблюдаю на милые стульчики для передних седоков и лавочку для тех, кто позади, на хилые с виду ремни безопасности и стараюсь не думать, что произойдёт при фронтальном краш-тесте хотя бы на скорости в 50 км/ч, не говоря уже о больших 70.
Располагаюсь за рулем. В целом комфортно, мешает разве что низкая рамка ветрового стекла. Это пока не полноценный тест – нам легко дали прокатиться по цеху, по возможности не пугая рабочих.
Сцепление, толчок рычага от себя – на желтом дисплее загорается единичка. Бережно газу – и двухсоткубовый моторчик мощностью 13 сил радостно прокручивает мелкие, как у Оки, колесики. А радостно!
Жаль, сидящий рядом сопровождающий из заводчан уже жадно ерзает. Но, не будь его, я бы тут такое устроил…
Qute на дороге
Более близкое знакомство было нужно отложить до следующей остановки – в Пуне. В агломерации девятого по величине города Индии, правильнее, в местечке Чакан, находится еще один завод Bajaj Auto. От аурангабадского он отличается мощностью и размерами (да и то, и второе значительно скромнее), и вдобавок тем, что тут кроме собственной техники собирают мотоциклы Kawasaki и KTM. И в случае если с японцами индийцев связывает легко партнерство, то австрийский премиум-бренд в собственности Bajaj на 47,96%.
Тут же трудится команда австрийских инженеров, каковые с опаской передают индийским сотрудникам разработки. Никто не скрывает, что современные моторы Bajaj – ближайшие родственники агрегатов КТМ.
Как раз в Чакане находится трехкилометровый испытательный трек Bajaj Auto, на котором нас уже ожидает единственный алый Qute.
Честно говоря, заезжать в скоростной правый тягун было страшновато. Но, в итоге, из-за чего бы и не стать не только первым русским испытателем, но и первым русским опрокидывателем малыша? Сброс газа, доворот руля – и ничего ужасного не произошло.
Скользнув задней осью, Qute меня на корректирующее перемещение рулем и привёл к плотоядной улыбке. И да, я поверил, что большую часть миллионов тестовых километров микрокар проехал с солидным грузом на крыше. А к финалу второго круга уже грезил выбросить из салона стулья-лавки и заменить их единственным ковшом.
Еще бы моторчик замечательнее и механизм переключения отзеркалить, дабы переключения на повышенные были к себе… Оказался бы хороший 400-килограммовый боеприпас для гоночной моносерии.
В действительности Qute уж привлек интерес служб доставки. Для них подобная техника с ее низкими эксплуатационными затратами – хорошая альтернатива привычным машинам. В кулуарах менеджеры российского дистрибутора говорили, что в одной лишь Москве кьюты готовы брать сотнями. какое количество их в действительности окажется на улицах, не так долго осталось ждать заметим.
Аудит грубо говоря
В отличие от России, в Европе микрокары – простая часть пейзажа. Так что неудивительно, что они попали в поле зрения спецов EuroNCAP. В отличие от привычных авто, квадрициклы разбивали о деформируемый барьер на скорости 50 км/ч и с 50-процентным перекрытием. Боковой удар был лишь один – установленный на тележку алюминиевый пирог бил в борт на тех же 50 км/ч. И этого хватило.
Из восьми испытуемых первой волны две звезды получили лишь Renault Twizy и Chatenet CH30. Итог Bajaj Qute – одна звезда, но все-таки это итог, хороший от нуля, а такие также бывают.
Единственный использованный в опробованиях манекен-водитель взял важные травмы головы, правого и груди бедра. Обстоятельство – не выдержавшие удара точки сварки в передней части кузова. Но, отметили специалисты, незыблемыми остались элементы ремня безопасности и крепления сиденья.
«Коммерсант»