Эксперты об украинском авторынке (лигабизнесинформ)
Глобальная торговая организация (ВТО) советовала Украине отменить спецпошлины на иномарки. В течение месяца межведомственная рабочая группа при Министерства экономики может обнулить спецпошлины. В случае если такое ответ будет принято, иномарки будут облагаться одной 10-процентной пошлиной.
Такая обстановка не устраивает ни производителей машин, ни импортеров. Отечественные автомобильные заводы поддерживаютувеличение пошлин и усиление протекционизма. В противовес им импортеры просят всецело открыть рынок и на равных торговать с Европой.
Обозреватель ЛІГАБізнесІнформ записал доводы сторон о том, как и куда развивать украинский автопром. Интересы импортеров отстаивал генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко. На стороне украинских производителей машин выступил вице-президент ассоциации Укравтопром Ефим Хазан.
— Вы поддерживаетепротекционизм либо вольный рынок? Обрисуйте, на чем базируется ваша позиция и из-за чего она, по-вашему, оптимальна для Украины.
Ефим Хазан: Рациональный протекционизм. Сейчас в Украине практически рынок открыт. Существующая 10-процентная пошлина не есть стимулом для инвестирования в национальное автомобильное производство. Защитная пошлина должна быть равна не меньше 20-35%, как в Турции, Бразилии.
В Индии она доходят до 36%, а на грузовой и пассажирский (более 10 пассажиров) автотранспорт, легковые и особые машины, и мотороллеры и мотоциклы ставки импортных пошлин 46,5, 162,0 и 144,7% соответственно.
Олег Назаренко: Лишь вольный рынок. Попытки протекционизма уже ушли в прежнее. И не смотря на то, что они дали в свое время хорошие результаты в Южной Китай и Корея, но на данный момент прямо запрещены ГАТТ-СОТ.
Попытки протекционизма по отношению к украинскому автопрому неминуемо приведут к подобным санкциям против украинского экспорта (с/х производство, металлургия и т.д.), другими словами протекционизму со стороны других государств по отношению к родному производителю. Торговые войны ни при каких обстоятельствах к добру не приводили и не шли на пользу сражающимся сторонам.
— Что сейчас оказывает негативное влияние на развитие украинскому автопрому (кроме низкой платежеспособности населения)? А что, напротив, есть возможным драйвером и конкурентным преимуществом развития?
Ефим Хазан: Прежде всего на развитие автопроизводства воздействует понижение платежеспособного спроса. За полгода реализовано 19 400 новых транспортных средств. Инвестировать в таковой рынок никто не будет.
Что касается коммерческого транспорта, то не считая значительного (практически вдвое) падения спроса большое влияние на производство оказывает структура продаж. Имеется в виду, что практически 80% этого вида техники на отечественном рынке занимают б/у машины. А это отрицательно отражается на работе производителей машин.
Еще один фактор — недостаточное развитие производства украинских автокомпонентов и материалов. Но данный сектор не сможет развиваться без соответствующей потребности автосборочных экспорта и предприятий. К примеру, годовая программа производства двигателей для автомобилейдолжна быть не меньше 200 000-300 000 единиц.
Сказать о драйверах развития сейчас сложно. Именовать конкурентным преимуществом низкую заработную плат в Украине запрещено. Во-первых, это неправильно с социальной точки зрения. А во-вторых, часть заработной платы в себестоимости произведенного в Украине автомобиля образовывает 6% (в 2014 году). Девальвация гривни для развития экспорта имела возможность бы быть конкурентным преимуществом при условии высокой локализации производства украинских фирм.
Сейчас часть добавленной цене на некоторых фирмах образовывает около 50%. В условиях соглашения о территории свободной торговли с европейским союзом этого очевидно не хватает.
Олег Назаренко: Мешает нестабильность гривни, падение темпов экспортного потенциала и развития экономики, военная ситуация в стране и состояние неопределенности у части соотечественников, отсутствие планомерного автокредитования, нестабильность в сегменте налогообложения автоимпорта (с 01.04.2014 на 100% был поднят налог на импортные авто, с 01.01.2015 был введен 5-10% импортный сбор и очередной раз поднят налог на автоимпорт), криминогенная ситуация в стране (часть отложенного спроса ушла на криминальные и угнанные авто); введение новых экологических норм (подорожание авто).
Драйвер развития: большой отложенный спрос, громадный потенциал рынка (средний возраст авто 21,5 лет); скидки на авто, предоставляемые автозаводами своим представителям в Украине; возможность понижения налогов в скором будущем (отмена спецпошлин и импортного сбора).
— Какие конкретно обязательства должны взять на себя автопроизводители и государство, дабы украинский автопром стал конкурентным в мире?
Ефим Хазан: Должна быть программа развития автомобилестроения и в обязательном порядке ее финансирование. Один из инструментов — введение на определенный период защитных мер. Кроме этого, должна быть помощь экспорта (страхование экспорта, компенсация части кредитных затрат), льготное кредитование при покупке автомобиля и второе.
Наряду с этим автопроизводитель, реализующий такую программу, обязан забрать обязательства по обновлению производства и модельного ряда, снижению уровня безработицы.
Во второй половине 90-ых годов двадцатого века в Украине приняли закон о стимулировании автопроизводства. В рамках этого закона было пять программ стимулирования. Ставка пошлины составляла сперва 15% с повышением до 25%.
Это разрешило модернизировать ЗАЗ, выстроить Богдан, начал работату аккумуляторный завод. Позже было принято распоряжение №1031. В следствии рост производства длился впредь до 2008 года.
В то время часть украинских товаров на внутреннем рынке составляла 50% (при количествах рынка около 600 000 машин).
По окончании вступления в ВТО пошлина снизилась до 10%, начался падение и кризис производства. В 2013 году, по окончании введения спецпошлины и экологического налога, украинские автомобильные заводы опять начали показывать рост производства. Тогда украинские транспортные средства на внутреннем рынке занимали около 35%.
В 2014 году экологический налог отменили, а спецпошлину либерализовали. Итог не замедлил сказаться. В первом полугодии этого года часть новых автомобилейукраинского производства составила 14,4%, а произведенных по полномасштабному производству — 7,8%. на данный момент ее желают отменить. С учетом девальвации гривни для украинского производителя это нечувствительно.
Но это демонстрирует предстоящее открытие рынка. В то время, когда мы говорим об обесценивании гривни, то необходимо обратить внимание на то, что одним из факторов этого процесса есть недостаток торгового баланса. А одним из источников формирования не меньше 20% этого недостатка есть импорт машин. За последние четыре года в Украину было завезено лишь автомобилейпрактически на $10 млрд. Из этого и девальвация, рост стоимостей, утрата рабочих мест, обнищание народа.
Вместо развития собственного производства мы инвестируем развитие производства, сохранение и снижение уровня безработицы в государствах-импортерах.
Олег Назаренко: Государство: поменять правила игры на авторынке Украины и интернациональные обязательства, забранные Украиной. Лишь поменяв Соглашение об ассоциации с европейским союзом (введение нулевой пошлины на импорт авто в Украину и нулевой пошлины на экспорт произведенных авто из Украины) мы можем рассчитывать на строительство и приход инвестора им автомобильного завода в Украине, ориентированного не только на насыщение украинского рынка (50 000-60 000 авто), но и на экспорт авто в ЕС.
Государство вправе стимулировать украинский автопром методом бюджетной закупки авто только украинского производства. Во всех государствах мира лидеры государств ездят на авто отечественного производства (при их наличии), и лишь у нас и в Российской Федерации высшие госслужащие ездят на Мерседес Пульман — авто страны, проигравшей во Второй мировой войны (тем самым признавая техническое превосходство данной страны).
Не смотря на то, что ЗАЗ в силах выпустить специально для государственныхы служащих бронированную Таврию Лонг. В Украине около 5 млн государственныхы служащих, и учитывая нынешние мощности украинского автопрома 10 000 авто в год, чтобы обеспечить лишь этих государственныхы служащих авто, укравтопром обеспечен работой на будущие 500 лет.
Укравтопрому нужно производить качественные, надёжные и недорогие авто, и тогда отечественным автопроизводителям не пригодится никакой протекционизм со стороны страны. И мало поубавить собственные аппетиты по поводу норм и прибыли рентабельности. Так как в случае если цена так именуемого украинского авто прямо пропорционально растет в зависимости от курса американского доллара, то появляются сомнения в отечественном происхождении для того чтобы украинского авто.
— Какая модель (на примере развитых автомобильных стран) развития была бы оптимальной для применения в Украине?
Ефим Хазан: У нас смогут быть применены каждые модели, но вопрос в настоящей заинтересованности страны в развитии автопрома. В случае если взглянуть на всемирный опыт, ни одна из автомобильных держав не смогла развить личный автопром без помощи страны. К примеру, хороший опыт имеется у России. В том месте действует ввозная пошлина 25% плюс утилизационный сбор. Его платят как импортеры, так и производители.
Но для местных фабрик предусмотрена отсрочка платежа на 90 дней. Помимо этого, предусмотрено субсидирование производства из государственного бюджета. На эти цели в бюджете страны РФ на 2015-2017 годы предусмотрено около 300 млрд рублей.
Олег Назаренко: Лишь словацкая модель. Из-за чего Great Wall выстроил завод в Болгарии? По причине того, что в Болгарии (как у участника ЕС) нулевая пошлина на экспорт авто в ЕС. Из-за чего Geely выстроила завод в Беларуси?
По причине того, что у Беларуси нулевая пошлина на экспорт авто в Российской Федерации.
Словакия занимает ведущую плозицию в мире по производству авто на одного человека. Но Кia, Hyundai, VW, Peugeot/Сitroen и т.д. создают не для потребностей словацкого авторынка, а для экспорта в мире. Внутренний рынок Украины также не сильный, и нам нужно создавать авто для экспорта в ЕС.
Какие конкретно шаги нужно сделать, дабы в Украину пришел инвестор с целью строительства автомобильного завода? К сожалению, в Соглашении с европейским союзом Украина узаконила не только переходный период 15 лет, на протяжении которого импортная пошлина на авто практически не уменьшится, но и 10-летний период, на протяжении которого будет существовать пошлина при экспорте в ЕС произведенных в Украине авто.
Следовательно, такие авто будут машинально дороже на 10%, станут неконкурентоспособными по цене и никакой инвестор в Украину не придет. Выход один: поменять (переподписать) Соглашение с европейским союзом с целью устранения переходных периодов (ввести нулевую пошлину и на импорт авто из ЕС, и на экспорт произведенных в Украине авто в ЕС).
— Достиг ли рынок дна и чего ожидать до Января этого года?
Ефим Хазан: Рынок новых транспортных средств (июнь к маю 2015-го) вырос на 7,7% (продажи автомобилейвозросли на 12,6%). Наряду с этим продажи новых транспортных средств в первом полугодии 2015-го (если сравнивать с теми-же месяцами в прошедшем году) уменьшились на 68,9% (продажи новых легковушек за полгода 2015 года уменьшились на 70,2%). Исходя из этого сказать о том, что рынок достиг дна, преждевременно.
Мы не видим внешних сигналов и факторов от страны, каковые имели возможность бы содействовать активизации рынка. Помимо этого, рост курса американского доллара практически на 300% стал причиной резкому удорожанию машин. Разумеется, что массовый потребитель в таких условиях не отправится брать машины.
Олег Назаренко: Авторынок Украины — зеркало украинской экономики. В случае если украинская экономика достигла дна и начнется ее подъем, улучшение материального положения украинцев, то и авторынок начнет прогрессировать. Авторынок сейчас зависит от последовательности факторов: стабильность гривни, благополучие граждан, военная ситуация в стране, экспортный потенциал Украины, величина налогообложения на авторынке.
Надеюсь, что авторынок достиг дна еще весной, по причине того, что уже пара месяцев мы видим маленькой рост автопродаж. Уверен, что отмена спецпошлин на автоимпорт и 5-10% импортного сбора даст дополнительный толчок для роста авторынка. Отложенный спрос на авто в Украине огромен, средний возраст украинского авто превышает 21,5 года, исходя из этого потенциал украинского авторынка большой и будет реализован по окончании исчезновения факторов, вызывающих стагнацию.
— Существует ли угроза банкротства либо ухода с рынка главных игроков?
Ефим Хазан: Что касается производства машин в Украине, то возможно конкретно констатировать, что при продолжении той экономической политики, которая проводится сейчас, эта отрасль машиностроения существовать.
Олег Назаренко: Не существует. Повторюсь, что украинский авторынок имеет громадный потенциал и уходить с перспективного рынка игроки не будут. Территория риска была пройдена, в то время, когда военная обстановка в стране и конфронтация сторон была на максимуме. на данный момент обстановка стабилизируется.
Во всем мире дилеры автомобилей 20% доходов получают на продаже новых авто, а 80% на автосервисе и trade-in. До последнего времени в Украине было напротив: 20% на сервисе и 80% на продажах. Современный автомобиль — это сложная электронная совокупность, которую уже нельзя отремонтировать в гараже у дяди Вани.
Исходя из этого дилеры автомобилей будут переориентироваться и все больше уделять внимание формированию ремонта и сервиса. Частично этому будет содействовать и последовательность законодательных норм (европейских директив), к каким Украина присоединилась при подписании Соглашения с европейским союзом.
К примеру, введение в Украине техосмотра для всех легковых авто и освобождение от такового новых авто до 5 лет на гарантии, каковые обслуживаются у дилера, в соответствии с Директиве ЕС/40/2008 будет содействовать притоку новых авто до 5 лет на официальный сервис. Отмена законодательных норм, сейчас мешающих формированию продаж б/у авто автодилерам (trade-in), будет содействовать формированию цивилизованного б/у авторынка. Как раз переориентация акцентов и определённого внимания на б/у авторынок и сервис предоставит шанс для выживания дилеров автомобилей в кризисных условиях.
ЛИГАБизнесИнформ