Иван спицкий, зам.директора по корпоративным продажам и продажам малотоннажных автомобилей «панавто» («автостат»)
Обстановка в автолизинге на современном этапе развития российского авторынка достаточно занимательна и непроста. С одной стороны, направление усиливается , оно поддержано национальными структурами, фавориты на этом рынке чувствуют себя достаточно с уверенностью, но с другой — влияние кризиса нереально недооценить. О главных тенденциях в автолизинге обозреватели аналитического агентства АВТОСТАТ решили побеседовать с Иваном Спицким — помощником директора по продажам и корпоративным продажам малотоннажных машин Панавто (официальный дилер «Мерседес-Бенц»).
Чем, на Ваш взор, в сегодняшней экономической обстановке приобретение автомобиля в лизинг для физлица выгодно отличается от приобретения автомобиля в долг?
Главное преимущество операционного лизинга (аренда автомобиля без последующего выкупа) для физических лиц перед кредитом – понижение затрат на возможность и обслуживание автомобиля снизить размер ежемесячных выплат. Это обусловлено тем, что в оплату лизинга включена цена сервисного обслуживания, которое берет на себя лизингодатель, владеющий удачными условиями на сервис за счет количества.
Денежный лизинг с последующим выкупом автомобиля не включает в себя услуги по обслуживанию и фактически ничем не отличается от кредита.
Как вы оцениваете уровень борьбы на рынке лизинга сейчас? Кого можно считать главными игроками, как среди банков, так и среди автомобильных компаний, каковые развивают это направление? Как происходило сокращение количества участников рынка в «кризисные» 2014-2015 гг.?
Фавориты рынка автолизинга остались неизменными с прошлого года: «ВЭБ-Лизинг», «ВТБ-Лизинг», «Сбербанк-Лизинг», «Газпромбанк-Лизинг» и ГТЛК. Сумки этих компаний имеют большие количества в рублях.
В случае если сказать о единицах и количестве клиентов отгруженной техники, то ведущими игроками традиционно являются розничные компании: «ВТБ-Лизинг» и «ВЭБ-Лизинг», и «Каркаде», «Европлан», «РЕСО-Лизинг».
В 2014-2015 годы рынок покинули пара маленьких компаний, каковые не входили в первую сотню лизингодателей России. Их уход не оказал значительного влияния на отрасль.
На Ваш взор, в наше время глубокого падения рынка – как привлекательным может показаться для дистрибьюторов развивать это направление сомостоятельно?
Учитывая, что лизинговый бизнес требует больших инвестиций, для импортёров и дилеров создание собственных направлений в данной сфере не рентабельно. Наряду с этим создание собственных лизинговых направлений может положительно оказать влияние на развитие производителей машин с позиций повышения продаж автомобилей, наполняемости сервиса и дополнительного оборудования.
Какие конкретно трансформации претерпели условия лизинга за 2015 год? Как отразились экономические неприятности (кризис) на условиях лизинга?
Ставки лизинговых предложений уменьшались параллельно постепенному понижению главной ставки ЦБ РФ. Так, повышение ставки рефинансирования на 6,4% в конце 2014 года повлекло за собой рост цен на лизинг, а по окончании уменьшения ставки ЦБ до 12,5% в мае 2015 года лизингодатели снизили ставки на 1-2%. Постепенное понижение стоимостей вместе с программой национального субсидирования разрешило сделать денежный лизинг более привлекательным инструментом для бизнеса.
Одновременно с этим лизинговые компании неспешно усложняли одобрения подачи новых и процесс заявок клиентов, дабы уменьшить число проблемных долгов. В следствии значительно возросло количество документов, каковые обязаны дать потенциальные лизингополучатели.
Участвуете ли вы в программе господдержки автолизинга? В случае если да, то какое количество машин по программе было реализовано вашей компанией в 2015 году и как оцениваете эффективность программы?
В программе господдержки участвуют не автомобильные дилеры, а лизинговые компании, среди них и наши партнеры. Соответственно, статистикой по количеству реализованных машин в рамках программы мы не владеем.
Какие конкретно сегменты лизинга самый деятельно развиваются?
На сегодня деятельно начинается розничный лизинг легкового и коммерческого транспорта. Благодаря ликвидности предметов и государственному субсидированию лизинга, большая часть компаний делали ставку именно на данный сегмент и старались расширить его долю в собственных сумках в течение 2015 года. К примеру, часть розничного лизинга автомобилейу разных компаний образовывает от 50 до 80%, коммерческого транспорта грузоподъемностью до 5 тысячь киллограм – 20-40%, тяжелой коммерческой техники – 5-10%.
На данный момент спецтехнику и оборудование на постоянной базе финансируют лишь специальные лизинговые компании, но разовые сделки случаются у всех. Наряду с этим часть лизинга с государственной поддержкой у лизингодателей в 2015 году составила от 10 до 20% от общего портфеля. Хороший рост показывает направление лизинга воздушного транспорта, что кроме этого стал востребованным благодаря государственной помощь.
В случае если сказать о лизинге для физических лиц, то его часть в общем количестве инвестиций мала. Компании, занимающиеся своевременным лизингом, не заинтересованы в клиенте-физике и ориентированы на аутсорсинг автопарков больших юрлиц. В скором будущем данный сегмент вряд ли будет деятельно развиваться, по причине того, что мало чем отличается от кредитования и люди предпочитают привычные формы приобретения машин.
Катализатором для популяризации лизинга для физических лиц смогут стать трансформации в федеральном законодательстве, фиксирующие его правила и введение преимуществ (по аналогии с налоговыми преференциями для юрлиц).
Охарактеризуйте самые явные тенденции на рынке лизинга применительно к автопарку (самые популярные марки, модели, возраст – по марке Mercedes-Benz и, в случае если имеется информация — в целом по рынку коммерческих машин).
Классические фавориты по лизингу в премиум-сегменте автомобилей : «Мерседес-Бенц» (модели Е, S, GL, GLE-Класса), BMW (модели 3, 5 серии, X5, X6), Audi (модели А6, Q5, Q7). В массовом сегменте клиенты значительно чаще покупают в лизинг Toyota (Camry, LC 200), Kia (Rio, Ceed), Hyundai Solaris, Lada (Granta, Kalina).
В лизинге коммерческого транспорта пользуются спросом машины, попадающие под субсидирование: «Мерседес-Бенц» Sprinter Classic, Lada Largus, продукция завода ГАЗ и второй коммерческий транспорт, собранный в России.
Кто сейчас есть клиентом автомобиля Mercedes-Benz по лизинговой схеме? Охарактеризуйте, прошу вас, вашего потребителя.
Клиент «Мерседес-Бенц» по лизинговой схеме ничем не отличается от обладателей машин данной марки, получавших их в долг либо за наличный расчет. Это успешный человек, обладатель компании либо топ-менеджер, что ценит комфорт и имеет возможность оформить автомобиль в лизинг.
Каковы главные тенденции на рынке?
В продолжение тенденций прошлого года, в 2016 году лизинговые компании будут повышать ликвидность сумок, избавляясь от непрофильных активов и уделять большое внимание детальному анализу потенциальных лизингополучателей. Наряду с этим тяжелым бременем для больших лизингодателей станут продолжительно окупаемые проекты, срок реализации которых может увеличиться.
Одновременно с этим в борьбе за клиентов компании запустят новые привлекательные программы, что, непременно, оценят представители бизнеса.
Еще лет 7 назад потребитель с громадным недоверием относился к такому понятию как лизинг. Возможно ли сейчас сказать о том, что это инструмент, что не вызывает вопросов у клиента?
В целом уровень доверия потребителей к лизингу сейчас значительно выше, чем 5-7 лет назад. По статистике одного из отечественных партнеров, среди представителей бизнеса пять из десяти клиентов деятельно трудятся с лизинговыми компаниями. Наряду с этим три клиента не имели аналогичного опыта, но готовы попытаться, один относится с недоверием в виду отсутствия достаточной информации об данной форме приобретения автомобиля.
Только один клиент не готов разглядывать лизинг в качестве источника финансирования, ни под каким предлогом.
Как возможно поддержать развитие лизинга? На Ваш взор, чего не достаточно на русском рынке чтобы автолизинг в стране имел возможность развиваться активнее?
Думаю, значительное влияние на развитие лизинга может оказать введение дополнительных налоговых льгот и преференций при применении лизинговых схем приобретения главных средств для бизнеса. К примеру, это возможно освобождение от транспортного налога либо налоговые каникулы.
Кроме этого серьёзными преимуществами смогут стать: упрощение бухгалтерского документооборота, связанного с ведением и оформлением лизинга и субсидирование автомобильного транспорта либо лизинговых компаний. Эти меры разрешат сделать лизинг дешевее для малого и среднего бизнеса.
В сфере автокредитов сейчас банки отмечают рост просроченной задолженности в связи со непростой экономической обстановкой в стране. Замечаете ли Вы подобную тенденцию в автолизинге? В случае если да, то как оцениваете рост просроченной задолженности по результатам 2015 года?
Какие конкретно варианты решения проблемы Вы предлагаете клиентам?
Конечно, в автолизинге кроме этого отмечается рост просроченной задолженности. Но, ее часть меньше, чем в автокредитовании физических лиц. Это разъясняется тем, что обладатели бизнеса имеют больше денежных возможностей для погашения долга.
Лизинговые компании, в большинстве случаев, выполняют более тщательную и действенную оценку кредитоспособности собственных потенциальных лизингополучателей.
Собственная игра. Спицкий — Либер — Мельников (08.04.2000)
Темы которые будут Вам интересны:
-
Александр баранов, директор по продажам «хайма автомобили рус» («автостат»)
-
Юрий катаев, директор департамента продаж и маркетинга «лексус» («автостат»)
-
Антон карпов, директор по продажам и развитию дилерской сети "форд соллерс холдинг" ("автостат")
-
Алексей смирнов, генеральный директор автолизинговой компании carcade («автостат»)