Игорь комаров, президент автоваза («волжская коммуна»)

Игорь комаров, президент автоваза («волжская коммуна»)

Сейчас тольяттинский автогигант переживает, пожалуй, самый серьёзный этап в собственной богатой истории: модернизирует производство и совокупность управления, дабы превратиться в современное действенное предприятие мирового уровня, производящее конкурентоспособные машины. О том, что делается для этого, «ВК» поведал президент АвтоВАЗа Игорь Комаров.

О выходе из кризиса

— Возможно ли сейчас заявить, что АвтоВАЗ преодолел кризис? Как вы оцениваете денежное положение завода?

— Два года назад мы создали план действий по борьбе с кризисом. И сейчас я могу сообщить: мы ее выполнили. Другими словами решили три больших блока вопросов: долг, передача и оптимизация численности социальных объектов. У АвтоВАЗа был громадный долг, в 2009 году мы заплатили около 8 миллиардов одних процентов. Ясно, что без его реструктуризации завод вправду не выжил бы.

Тут нам сильно помогло государство через ГК «Ростехнологии» (акционер АвтоВАЗа). Сейчас завод обязан корпорации, но условия льготные, и проценты мы пока не платим.

Самое сложное было оптимизировать численность без ухудшения социальной обстановке. В ветхой конфигурации трудиться было уже запрещено. И без личного участия Владимира Владимировича Путина, без важной помощи правительства РФ и правительства Самарской области завода сейчас уже имело возможность не быть.

То, что мы сейчас не просто существуем, а развиваемся и начинаем освоение новых моделей, показывает: итог не редкость лишь при сотрудничестве бизнеса и власти на всех уровнях.

Сделав план действий по борьбе с кризисом, мы приступили к реализации программы развития (бизнес-замысла) до 2020 года, одобренной правительством и акционерами РФ. Начали заниматься увеличением эффективности производства. И в 2010 году нам удалось получить первую прибыль. на данный момент внедряем совокупность работы, принятую на автозаводах всей земли – APW (Alliance Production Way), модернизируем производство.

Само собой разумеется, имеется большое количество неприятностей – каждая модернизация большого производства занимает годы. «Шкода», к примеру, войдя в концерн «Фольксваген», начала приносить прибыль через десятилетие. «Датча», став частью «Рено», – через шесть лет. Мы – через год.

О финансах

— Как сообщалось, 40 из 75 миллиардов рублей господдержки будут преобразованы в акции ГК «Ростехнологии». Значит ли это, что и Альянс Renault – Nissan обязан будет внести соответствующие суммы, дабы не уменьшить собственную долю?

— Да, такая договоренность имеется. Сначала наши партнеры объявили, что уменьшение доли, даже в том случае, если потребуется внесение дополнительных средств, их не устраивает. Новая современная линия, которую мы на данный момент строим, создается на средства отечественных зарубежных акционеров.

Но это не заем, это взнос в уставный капитал. Это вклад акционеров: новая линия для производства машин на платформе Альянса В0 под тремя брендами — LADA, Renault и Nissan. Лишь по мощностям, не учитывая закупки новых оснастки и разработки моделей, она стоит 400 миллионов евро.

Звучит легко — строится новая линия. А ее мощность – 300 тысяч машин в год, т.е. вдвое больше, чем создаёт столичный «Автофрамос» либо калужский «Фольксваген». А для АвтоВАЗа – только одна линия!

Я как начальник предприятия доволен: мы сделали красивые инвестиции и затратили относительно маленькие средства, создав новые производственные мощности. Это – отечественное будущее, отечественные машины будут конкурентными не только по качеству, но и по цене, что особенно принципиально важно в сегменте экономного класса.

— Альянс заявлял о жажде довести собственный пакет до контрольного — известно ли, как это будет происходить?

— Это вопросы к акционерам. Годом ранее начальник Альянса Карлос Гон сообщил о готовности решить вопрос приобретения контрольного пакета, повышения доли до 50% плюс одна акция. Затем мы начали оценку, и по сей день акционеры ведут переговоры. А мы – менеджмент, нанятый для ответа определенных задач, для нас принципиально, что имеется и будет стратегический партнер, его часть не понижается. Процент ГК «Ростехнологии» также не понижается, и это принципиально важно.

У нас имеется программа развития до 2020 года, имеется конкретный замысел – вместе с площадкой в Ижевске создавать до полутора миллионов машин к 2017 году, предполагается до 4 миллиардов евро инвестиций. Акционеры разделяют отечественные замыслы – и это основное.

— Какую часть завод может профинансировать сам из операционной прибыли, какую – акционеры, и какое количество нужно занимать?

— 400 миллионов евро финансируется акционерами. Считаем, что это не все. Операционный поток, что мы прогнозируем, разрешает профинансировать солидную часть нужных инвестиций в ближайшие четыре года.

Но пик нужного финансирования придется на ближайшие три года. Другими словами для реализации стратегии развития АвтоВАЗу нужно в 2012-2013 годах вкладывать каждый год порядка 30 млрд рублей, исходя из этого нужно будет привлекать и заемные средства – имеется договоренности со Сберегательным банком и ВТБ. АвтоВАЗ на данный момент привлекательный актив, у нас практически нет долгов, они реструктурированы на долгий срок.

Завод получает прибыль, исходя из этого нам готовы давать кредиты, и важные. Суммарно ясно, что на пике «перестройки» потребуются внешние средства, порядка 50-55 млрд рублей.

О людях

— Это о финансах. А кадры?

— Имеется вопросы. Мы так ни при каких обстоятельствах еще не трудились – запуск новых автомобилей на различных платформах с промежутком в три (!) месяца. В случае если еще сравнительно не так давно по отечественным стандартам на разработку новой автомобили требовалось 56-58 месяцев, то сейчас данный срок сократился до 36 месяцев.

Продолжительнее легко запрещено. Благодаря Альянсу АвтоВАЗ сейчас применяет трехмерное проектирование, моделирование – и это также инвестиции, они включены в бизнес-замысел. А конкуренты и наши партнёры сейчас переходят на технологии, разрешающие делать новые машины за 27 месяцев.

Мы просчитали собственные проекты по стандартам Альянса: где и какое количество экспертов необходимо. В то время, когда заметили итог, сперва не поверили: необходимо 1200 инженеров, конструкторов, дизайнеров Невозможно. Но позже мы себе сообщили: в случае если желаем это сделать, значит, сможем. Трудимся с вузами (СГТУ и СГАУ) – несложного и стремительного ответа тут нет.

Делаем инженерную школу в Тольятти, она будет готовить хороших экспертов. 1200 инженеров не переманишь, не привезешь из зарубежа, нет времени, дабы вырастить. Исходя из этого мы разбили задачу на части. И по сей день больше 500 новых инженеров уже пришло на АвтоВАЗ.

Они интенсивно обучаются — разработкам, связанным с созданием машин, современным способам контроля качества.

Второе, еще более масштабное мероприятие — совместная с Альянсом инженерная академия, которая уже трудится в Тольятти. Мы заключаем договора с вузами на подготовку кадров, формулируем требования к людям. Думаю, до Января этого года с нами будет трудиться еще около 700 человек.

А наряду с этим в Россию приходят зарубежные концерны, им также весьма необходимы инженеры, и они знают, где их возможно взять – на АвтоВАЗе.

— Как нужны АвтоВАЗу личные разработки и собственная конструкторская школа? Возможно, рентабельнее закупать готовые платформы?

— Без собственных инженерных компетенций Российская Федерация неспешно будет скатываться все глубже в сырьевую экономику. И непременно мы нефтяные и газовые доходы. А дальше? Сокровище АвтоВАЗа еще и в том, дабы организовать инженерные процессы так же действенно, как производство. Альянс начал завлекать отечественных экспертов и на личные проекты, а не только на совместные.

У них хорошая квалификация, эти люди – и большой опыт конкурентны по цене, что принципиально важно для производителей машин экономного класса.

О запуске новых моделей

— В замыслах АвтоВАЗа на ближайшие два года невиданное количество «стартапов»: семь новых моделей на двух различных платформах. Возможно уточнить график?

— В конце этого года — LADA Granta на модернизированной платформе «Калина», отечественный новый народный автомобиль. В первом полугодии 2012-го — две модели LADA Largus на платформе В0, мини-вэн и фургон — первый совместный продукт с сотрудниками из Альянса. В третьем квартале 2012 года — автомобиль Nissan на той же платформе.

В 2013 году — хетчбэк Granta и еще два автомобиля Renault на платформе В0. Летом 2012 года случится еще одна маленькая революция – на русских автомобилях наконец покажется автоматическая коробка передач, первые АКПП мы будем ставить на LADA Granta. Помимо этого, на одной из трех отечественных линий, которая будет модернизирована к началу 2014 года, мы желаем создавать еще один новый автомобиль – проект на платформе LADA B.

— Как планируется разводить автомобили на рынке, дабы не было внутренней конкуренции?

— По кузовам, размерам, опциям, цене. Над «разведением» новых моделей на рынке трудятся специалисты и маркетологи по сбыту. У всех машин различное ценовое позиционирование, соответственно, различные потребители. Мы, в большинстве случаев, получаем ценового преимущества LADA за счет меньшей себестоимости.

Nissan будет создавать автомобили в более дорогой комплектации, с громадным комплектом опций.

— Платформа «Калина-Гранта» будет употребляться и зарубежными партнерами? На каких условиях?

— Да, мы трудимся над адаптацией. Интерес к данной платформе проявляет в первую очередь Nissan. Контракт возможно заключен ориентировочно весной – на данный момент обсуждаем схему. Вопрос не в лицензиях, мы желаем обмениваться знаниями и ноу-хау, иметь собственную долю в амортизации затрат на разработку. Эти условия действуют в Альянсе, распространяются и на нас.

Исходя из этого АвтоВАЗу комфортно с этими партнерами – мы одинаково наблюдаем на задачи, у нас единые требования к качеству, к эффективности и организации производства.

— «Нива» сохранится?

— С GM мы реализуем проект по новой LADA 4х4 и планируем к 2015 году запустить автомобиль на обновленной платформе, с учетом всех требований по экологии и безопасности. Машина станет полностью второй. Но ее смогут брать люди приблизительно за те же (сопоставимые) деньги.

Желаем создать новую легенду – современную, несложную и дешёвую.

— какое количество из планируемых 1,5 млн машин сможет производить Ижевск?

— В течение трех лет должны выйти на количество в 300 тысяч в год.

— Инвестиции в «ИжАвто» входят в те 4 млрд евро, о которых вы сообщили, либо в том месте требуется отдельное финансирование?

— Частично – да, но, по всей видимости, потребуются и дополнительные вложения.

— Организован ли уже его бизнес-замысел? Будут ли поставлены на производство в Ижевске модели Renault и Nissan?

— О конкретных моделях Альянса сказать рано – западные производители не говорят заблаговременно о собственных новых машинах. «Классику» мы в том месте совершенно верно будем производить – до тех пор пока люди берут эти автомобили. И планируем ставить в Ижевске на конвейер одну из модификаций «Гранты», думаю, с третьего квартала 2012 года.

О себестоимости и качестве

— Неприятность качества для АвтоВАЗа — это, первым делом, неприятность качества автокомпонентов. Как вы отметили, в данной сфере нужны трансформации. Каковы вследствие этого шансы у автокомпонентных фирм Самарской области?

— У нас пять главных требований к поставщикам, независимо от географии. Они должны быть сертифицированы по качеству; их технологии должны отвечать современным требованиям – значит, нужно новое оборудование; денежное положение поставщиков должно быть устойчивым, дабы они имели возможность развиваться. И, само собой разумеется, стабильность поставок.

Весной на конференции поставщиков мы передали им четкие и понятные параметры. Многих уже оценили по методикам Альянса. В случае если сказать о отечественном регионе – непременно, АвтоВАЗ отдает приоритет компаниям, расположенным в Самарской области, и совсем ясно из-за чего.

— Дабы соперничать с «русскими иномарками», вам потребуется переломить сложившееся вывод о продукции АвтоВАЗа. Как вы планируете это делать?

— Мы не планируем, мы делаем это: мы осознали собственные недочёты, оценили их и выяснили пути ответа задач по каждому направлению. У LADA имеется неоспоримые преимущества: 100-процентная узнаваемость, привлекательная цена, возможность сервиса и доступная стоимость владения по всей стране. Подтверждение — 25% рынка, отечественный ближайший соперник не дотягивает и до 7%.

АвтоВАЗ уже без шуток повысил уровень качества машин, об этом говорят самоё главное и дилеры – клиенты. Тут нам дали хороший урок партнеры по Альянсу – 80% качества не в инвестициях, а в организации процессов и в процедурах контроля. Альянс каждый год запускает 10-12 новых моделей, и процесс трудится как часы. Отечественная задача — скоро впитывать знания и опыт партнеров.

Настоящим воплощением того, что отечественные машины изменились, будет производство на АвтоВАЗе, на одной платформе, автомобилей под тремя брендами – LADA, Renault и Nissan. Тольяттинская площадка делается самым действенным производством в Российской Федерации – отечественный уровень себестоимости сейчас уже лучше, чем у русских фирм Альянса (по сопоставимым моделям). Следующий этап – выход на уровень себестоимости зарубежных фабрик отечественных партнеров.

И тогда у нас все окажется – АвтоВАЗ и LADA станут весьма сильными брендами, и мы докажем: в Тольятти производятся хорошие автомобили, занимательные людям во многих государствах мира.

«Волжская коммуна»

Игорь Комаров стал помощником главы Роскосмоса

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: