Gm уходит экономно

Многие дилеры возмущены через чур низкой, согласно их точке зрения, оценкой компенсации утрат со стороны автоконцерна.

В начале 2014 г. участники съезда Китайской ассоциации автомобильных дилеров (CADA) по окончании рассказов о том, как они рады трудиться на наибольшем рынке мира, где в год продается 18 млн автомобилей , устроили закрытую сессию. На ней они задали вопрос приглашенных сотрудников из западных ассоциаций: вы также все время трудитесь в минус?

Оказалось, что китайские предприниматели по требованию автомобилестроительные компаний берут на реализацию таковой количество автомобилей, какой смогут реализовать, лишь отчаянно демпингуя, предлагая скидку до 20%, исходя из этого как минимум добрая половина фирм чуть держится на плаву. Совет был один: не брать больше, чем необходимо, вспоминает участник той встречи. Ровно через год CADA заявила: BMW дала согласие выплатить своим китайским дилерам $820 млн компенсации за неудачное планирование продаж, с другими концернами идут переговоры на данный счет.

В Российской Федерации дилерам о таковой сговорчивости производителей остается лишь грезить, сокрушается вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), член правления «Блок роско» Олег Мосеев. Как показывает пример Дженерал моторс (GM), кроме того при неожиданном уходе автомобильных брендов из России ее торговым партнерам не приходится рассчитывать на щедрые компенсации.

Дорогое прощание

GM в марте 2015 г. заявила о реструктуризации бизнеса в Российской Федерации, предусматривающей закрытие к осени 2015 г. русских производств (завод в Петербурге, совместные проекты с калининградским «Автотором» и группой ГАЗ) и прекращение продаж в стране В первую очередь 2016 г. машин Опель и массовых моделей Шевроле. На реструктуризацию GM дала обещание израсходовать около $600 млн, из которых треть – в неденежной форме.

Китайский опыт

Пользующаяся помощью страны ассоциация CADA в начале 2015 г. заявила, что германский концерн BMW дал согласие выплатить своим дилерам в Китае 5,1 млрд юаней ($823 млн по курсу в то время) компенсации за то, что переоценил возможности рынка и разработал замыслы по формированию дилерской сети, опираясь на завышенный замысел продаж. CADA сказала, что рассчитывает на подобные выплаты от Volkswagen и Toyota (с китайского СП последней ассоциация потребовала субсидий в 2,2 млрд юаней), информировал Bloomberg.

Производители машин объявили, что готовы поддержать китайских дилеров, но комментировать переговоры не стали. В 2014 г. продажи машин в Китае выросли менее чем на 7%, что в два раза ниже темпов прошлого года. Спрос на новые автомобили начал понижаться из-за замедления темпов экономического подьема, и введения в некоторых городах квот на регистрацию новых машин – так муниципальные власти боролись с загрязнением воздуха.

Для российских дилеров американской корпорации эта новость стала неожиданностью: еще в осеннюю пору на Столичном автосалоне начальники брендов говорили, как для них ответствен российский рынок, и воображали новые модели.

Спустя полгода сотрудники завода GM в Петербурге выгнаны с работы с выплатой семи окладов, компенсация партнеру по сборке – группе «Автотор» выплачена.

Но большая часть дилеров пока не получили от GM ответа о размере компенсации. А те, кто взял, весьма разочарованы.

Дело в том, что GM, ссылаясь на информацию о средней окупаемости дилерского салона в Российской Федерации, внесла предложение рассчитывать компенсации с учетом 20%-ной годовой амортизации, поведали «Ведомостям» пара дилеров марки и подтвердили в РОАД. Остальным GM давала слово заплатить лишь за совершённый годом ранее ребрендинг – смену вывески и других «брендированных» элементов. Исходя из данной концепции 85% дилерских центров GM претендовать на значительную компенсацию не должны: согласно данным «Автобизнес ревю» и аналитического центра «Рольфа», лишь 24 из 160 фирм, трудившихся в стране на начало 2015 г., моложе пяти лет.

Чего желают дилеры

Дилеры с весны начали собирать документы, подтверждающие инвестиции, а летом подали их в GM. К примеру, один из наибольших дилеров GM – «Автомир» учел капитальные затраты на постройку строений, затраты на оборудование, мебель, вывески и т. д. по всем дилерским центрам GM независимо от их возраста, поведал «Ведомостям» член правления компании Виталий Грошенков. «GM сказала, что будет выплачивать компенсации, исходя из пятилетней окупаемости автосалонов, но у нас сейчас центры окупались по 7–8 лет, – растолковывает он. – Мы пока не взяли ответа, удовлетворены ли отечественные запросы».

Запрашиваемую сумму он не назвал. При сегодняшней ситуации на рынке окупаемость может доходить и до 15 лет, говорит еще один дилер.

Как продемонстрировал опрос «Ведомостей», другие наибольшие дилеры также пока не взяли ответа от GM. Претензии же исчисляются миллиардами рублей и сотнями миллионов, резюмирует один из них. Петербургский «Р-моторс» согласовывает сумму компенсаций с GM, переговоры идут систематично, GM идет на уступки, говорит представитель компании. «По отечественным расчетам, GM обязана компенсировать нам 4–4,5 млрд руб.», – продолжает он.

Предприниматели просят большое количество, по причине того, что ни на одном втором рынке мира не делалось таких огромных инвестиций в дилерские центры, как в Российской Федерации, растолковывает Мосеев из РОАД.

Отыскать второе использование салонам Опель и Шевроле будет сложно, считает он. Адекватную замену отыскать весьма тяжело, в особенности в Москве, а поток ранее реализованных машин на сервис иссякнет через 2–3 года, согласен Сергей Баранов, главред «Автобизнес ревю». Торговые марки, входящие в топ-10 по продажам на русском рынке, стараются не назначать на данный момент новых дилеров, да и делать инвестиции на падающим рынке не легко.

В любом случае инвестиции в переоборудование дилерского центра на другой бренд составят от 30 млн до 50 миллионов рублей.

На дилерском рынке перепроизводство. Нынешние «мощности» вычислены на продажу 4 млн машин в год. В то время как при успешном раскладе в ближайшие 2–3 года удастся реализовывать по 1,5 млн машин в год.

Разумеется, что кому-то нужно будет закрываться, говорит генеральный директор группы «Модус» Алексей Лещенко.

Статистики о закрывшихся дилерских центрах GM в РОАД до тех пор пока нет. Но закрытия совершенно верно имеется – а также в Столичном регионе. К примеру, строение бывшего дилерского центра Opel компании «Реутов моторс» на Носовихинском шоссе, как убедился обозреватель «Ведомостей», сдано под фермерский рынок.

Компания отказалась от аренды, а обладатель строения не отыскал другого профильного арендатора.

"Наверное," GM на специфику рынка скидку не делает: уже озвученные предложения по компенсациям дилеров разочаровали. Стало известно, что компания, по сути, готова компенсировать лишь затраты на так именуемую идентификацию – брендированные пилоны, стелы и т. д., и специальное оборудование.

А все другое – стройку, подвод сетей, затраты на увольнение и обучение персонала дилерских центров – она не учитывает, пожаловался «Ведомостям» один из дилеров, которому GM внесла предложение компенсацию в 7 миллионов рублей. «При нынешнем курсе валют это легко смешно, учитывая, что я лишь на ребрендинг годом ранее израсходовал больше 10 миллионов рублей.», – возмущается собеседник «Ведомостей». Еще два дилера, центры которых трудятся меньше пяти лет, заявили, что GM предлагает им такую же сумму. Предлагали и меньше, слышал обладатель еще одной автоторговой компании.

Суды на опережение

Обиженные уже пошли в суд. «Ведомости» нашли в базах данных судов два поданных в августе иска от дилеров к русским структурам GM. Рязанское «Рязоблавтотехобслуживание» требует 2 миллионов рублей., а Эдуард Артемьев, совладелец пензенского «Автолоцмана», трудящегося с 2006 г., берёт компенсацию в 936 миллионов рублей. за одностороннее расторжение контрактов «General Motors СНГ» и «General Motors Дэу авто энд технолоджи СНГ». Арбитражный суд Пензенской области по его иску в августе в качестве обеспечительной меры арестовал на квитанциях каждого из ответчиков практически по 190 миллионов рублей.

Действительно, как направляться из определения суда, главная часть требований организована из расчета цены будущего гарантийного ремонта, и стоимости страховки от риска возврата ранее реализованных дилером машин, находящихся на гарантии.

Связаться с Артемьевым «Ведомостям» не удалось, но его привычный поведал «Ведомостям», что, по сути, речь заходит о требовании компенсаций за закрытие дилерских центров, в которой GM отказывает. По его данным, гарантийное обслуживание машин Opel и «корейских» Шевроле с 2016 г. будет курировать новое юрлицо GM, исходя из этого компания желает взять на данный момент ущерб с существующих. «Имеется риск, что «Автолоцман» не возьмёт никаких компенсаций, а ущерб громадной», – говорит он. Дилер выбрал таковой метод требования, поскольку гарантийные обязательства смогут быть признаны настоящими затратами, а не потерянной пользой, каковые суды не хорошо возмещают, считает юрист «партнёры и юков» Марк Каретин.

Другие дилеры до тех пор пока выжидают. Ссориться с GM никто не пытается, в особенности до тех пор пока ходят слухи, что через несколько лет автоконцерн может возвратиться в Россию со собственными массовыми брендами, растолковывает менеджер большой компании. Помимо этого, пока дилеры имели возможность применять салоны по назначению, реализовывая автомобили Опель и Chevrolet, которым GM обеспечила беспрецедентную маркетинговую помощь, огромные скидки и рекламу, продолжает он.

Но вероятнее уже в октябре автомобили закончатся и появится вопрос, что делать с дилерскими центрами.

«на данный момент затишье перед бурей. Около нас уже ходят юристы с предложениями подать в суд, среди них и к материнским структурам автоконцерна, – говорит второй дилер. – Но мы до тех пор пока ожидаем ответа, чтобы выяснить, как предложенная сумма соотносится с отечественными пожеланиями».

«Если не договоримся до середины сентября, будем обращаться в суд», – говорит представитель «Р-моторса». на данный момент в дилерском центре GM компания реализовывает машины Lada и ведет переговоры о новом бренде, уточнил он.

«Реструктуризация бизнеса в Российской Федерации идет по замыслу. Подробности переговоров с конкретными дилерами мы комментировать не можем», – сказал «Ведомостям» представитель GM.

Учитывая, что за время кризиса собственный бизнес в Российской Федерации смогут сократить и другие автомобильные торговые марки – к примеру, в конце прошедшей семь дней о прекращении дистрибуции машин заявила русский «дочка» Honda, – РОАД предлагает Минпромторгу утвердить для производителей машин процедуру ухода с рынка, в которой будет прописан порядок выплаты компенсаций и т. д., говорит Мосеев. Представитель Минпромторга не ответил на запрос «Ведомостей» об отношении к данной инициативе.

С кем рассчиталась GM

GM законсервировала завод в Петербурге, выгнав с работы около 600 его работников. Они взяли компенсации в размере семи окладов – в среднем 260 000–280 000 руб., поведали «Ведомостям» два бывших сотрудника завода и подтвердил член межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» Роман Косенков. Неприятность в том, что сейчас многие не смогут отыскать работу, сказал он.

Профсоюз данной весной настаивал на том, дабы рабочие русского завода увольнялись по аналогичной схеме, что и, к примеру, сотрудники закрывшегося ранее завода GM в Австралии. В требованиях были три главных пункта: выплата 17 окладов, переобучение на востребованную рынком приоритет и специальность в найме при возврата производства GM в Санкт-Петербург через 2–3 года.

Рабочие кроме того выходили митинговать в поддержку собственных требований в центр Петербурга. «Но в итоге все успокоились на том, что GM и без того заплатила больше, чем потребовало российское законодательство», – говорит один из бывших сотрудников. Рассчиталась GM и с калининградским «Автотором», что по договору с компанией собирал пара моделей Опель и Шевроле, подтвердили «Ведомостям» генеральный директор инвестиционной группы «Автотор» Владимир Щербаков и генеральный директор «Автотор холдинга» Валерий Горбунов.

Стороны совершили взаиморасчеты по акту сверки понесенных затрат, распрей не появилось и претензий друг к другу партнеры также не имеют, сообщили они. Давления со стороны GM не было, «мы расстались нормально и согласно соглашению, и по экономике», отметил Щербаков. Расчеты были «взаимоденежными», уточнил Горбунов.

Ни он, ни Щербаков сумму выплат не именуют. По словам Щербакова, осталось решить небольшие вопросы технического характера – к примеру, как быть, если «Автотор» привлекут к ответственности по качеству машин GM, как ее поделить между сторонами и т. д. «У нас все прошло полностью хороши, – говорит Горбунов. – Нам жалко, что они ушли, мы понимаем, что они возвратятся – к нам, не к нам, но в Россию они возвратятся в любом случае. По-второму не может быть, это было бы алогично».

Щербаков заявил, что по окончании ухода GM линия сварки, употреблявшаяся для выпуска автомобилей американского концерна, законсервирована. Компания ищет новых партнеров. Но данный процесс не будет стремительным из-за длящегося падения русского рынка, констатирует Щербаков.

Представитель группы ГАЗ не стал комментировать вопросы, касающиеся расставания с GM.

Gm уходит экономно

«Ведомости»

Второй ушел: SsangYong прекратил экспорт автомобилей в Россию — corporate

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: