Езда с препятствиями

Езда с препятствиями

Поволжские производители машин снижали издержки и обновляли модельный последовательность, дабы противостоять усиливающемуся падению российского автомобильного рынка.

В текущем году разрешилась одна из главных интриг российских производителей автомобилей: германский Daimler, обладающий 11% акций «Камаза», решил не выкупать ценные бумаги предприятия, находящиеся в собствености консорциуму под управлением Рубена Варданяна. Переговоры о покупке 27,3%-ной доли шли пара лет. Партнеры договорились сосредоточиться на технологическом сотрудничестве.

У «Камаза» с Daimler имеется СП по выпуску грузовиков Mercedes-Benz и Fuso, русский партнер берёт двигатели и немецкие мосты, производит по лицензии кабины. Маленькое повышение доли Daimler все же случилось: компания по условиям пут-опциона приобрела 4%-ный пакет «Камаза» у ЕБРР.

Согласно данным «Автостата», за 10 месяцев продажи новых грузовиков упали на 18,7% до 73 049 шт. «Камаз» чувствует себя лучше рынка: падение составило 13,6%. За весь год «Камаз» реализует на внутреннем рынке, вероятнее, на 5% меньше, чем рассчитывал (бизнес-замысел предполагал 38 000 грузовиков), согласно заявлению его представителя. Замысел по экспорту – 6000 шт. – будет выполнен: этому содействует девальвация рубля.

Дабы избежать затоваривания, «Камаз» уменьшал производство, применял неполную рабочую неделю. Долговременная стратегия развития «Камаза» предусматривает продажу 60 000 грузовиков в 2015 г., а в 2020 г. – 80 000. Но в изменившихся рыночных условиях компания планирует ее скорректировать – вопрос вынесен на совещание правления 24 декабря.

Ускорение падения продаж машин стало главным трендом русского рынка в текущем году. В 2013 г. продажи новых легковых и легких коммерческих машин уменьшились на 5% до 2,78 млн автомобилей, а по результатам 11 месяцев 2014 г. упали уже на 11,6% до 2,2 млн, гласят эти Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

Посильнее всего снизились продажи в сегменте коммерческого транспорта. «Нестабильность в экономике стала причиной понижению платежеспособности и сокращению инвестиционных бюджетов у потребителей, приостановке инвестирования в обновление парка», – констатирует представитель группы ГАЗ. По предварительной оценке, падение рынка в текущем году будет равна примерно 20% в сегменте LCV и 33-35% в сегменте автобусов, додаёт он.

Еще одной проблемой стали валютные колебания, каковые увеличивают не только рублевую цена иномарок (включая локализованные), но и машин отечественных брендов, каковые кроме этого частично применяют импортные компоненты, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Иначе, данный же фактор есть выигрышным при экспорте продукции в государства дальнего зарубежья, подмечает представитель группы ГАЗ. Об этом же говорит и представитель «Камаза».

В сентябре государство поддержало автопром, возобновив программу обновления автопарка. При покупке новой автомобили, в случае если ветхая сдана в утиль, возможно взять скидку от 50 000 до 350 000 руб. в зависимости от типа автомобиля. При применении схемы trade-in – от 40 000 до 300 000 руб. Эта мера хоть и не вывела рынок в плюс, но оказала значительную помощь, отмечают сами производители и Беспалов.

До Января этого года автомобильные заводы – участники программы возьмут от страны субсидии практически на 13 млрд руб., а на ее продолжение в 2015 г. – еще 10 млрд руб.

Lada и люди

Не обращая внимания на снижение спроса на машины в Российской Федерации, Lada (минус 16% за 11 месяцев, согласно данным АЕБ) остается самой популярной маркой, говорит представитель «АвтоВАЗа». Помимо этого, завод «доказал, что может запускать продукты в срок и с нужным качеством», додаёт он. В течение года «его» партнёры и Автоваз представили восемь модификаций и новых моделей: Kalina Спорт нового поколения, Kalina Cross, Largus Cross, Largus VIP, Granta лифтбэк, 4?4 Urban, Priora с АМТ, Priora с мотором 1,8 л, перечисляет собеседник «Ведомостей». «Все проекты реализовываются в планируемые сроки, по крайней мере без важных задержек», – выделил он.

Для наибольшего представителя поволжского автокластера и российских производителей автомобилей в целом 2014 год стал переходным: команда нового президента «АвтоВАЗа» Бу Андерссона начала масштабную программу понижения издержек. Благодаря ей за девять месяцев автогиганту удалось сэкономить 7 млрд руб., приводит эти представитель компании.

Программа борьбы с издержками предусматривает, кроме другого, понижение стоимостей поставщиков, повышение отсрочки платежей. Большая часть поставщиков дали согласие расширить сроки оплаты за комплектующие, говорили источники «Ведомостей». А вот на понижение стоимостей впредь до 5%, как того попросил «АвтоВАЗ», пошли не все – в другом случае их бизнес стал бы нерентабельным.

В осеннюю пору у компании кроме того разразился «кризис поставщиков»: «АвтоВАЗ», уменьшавший производство из-за падения рынка, был не готов к значительному росту спроса на машины из-за популярности программы и резкого ослабления рубля утилизации автомобилей, в которой Lada лидирует с долей около 40%. Для перестройки производственной цепочки, включая поставщиков, потребовалось время, в итоге завод вышел на обычный ритм лишь в декабре.

Помимо этого, целый год «АвтоВАЗ» снижал численность работников. Предполагалось, что к январю 2015 г. останется 53 000 человек – практически на 20% меньше, чем годом раньше. Как выяснилось, замысел кроме того перевыполнен: согласно заявлению представителя «АвтоВАЗа», на данный момент на заводе трудится около 52 000 человек.

В следующем году, он утвержает, что сокращения рабочих не планируется.

Сократив штат, «АвтоВАЗ» сейчас формирует новую совокупность зарплаты . Завод выплатит сотрудникам премии по результатам 2014 г., а в следующем году вазовские работники «при условии успешной работы» возьмут бонусы 15 декабря и 15 июля (размеры не уточняются). Помимо этого, в наступающем году «АвтоВАЗ» всецело перейдет с тарифной совокупности зарплатына зарплаты. Это не приведет к понижению заработных платов, обещает компания: их уровень будет пересматриваться раз в год в сторону повышения, наряду с этим постоянная часть будет возрастать, а переменная уменьшаться.

Окладная совокупность редко трудится на предприятии в чистом виде, в большинстве случаев она связана с бонусной совокупностью зарплаты– в противном случае не мотивирует сотрудников на отличных показателей, потому, что не привязана к количеству выполненной работы (произведенной продукции), говорит начальник группы подбора персонала кадрового агентства «Юнити» Георгий Самойлович. «АвтоВАЗу» необходимо стимулировать собственных сотрудников, дабы поднять показатели компании и выйти в прибыль, подчеркивает Беспалов. За первое полугодие 2014 г. чистый убыток компании по МСФО составил 4,9 млрд руб., за весь год прогнозируется на уровне 6,6 млрд руб., говорит Беспалов. В 2015 г. «АвтоВАЗ» может взять чистую прибыль в размере 4,9 млрд руб., вычисляет он.

На новинках не экономят

«Чтобы реализовать отечественную инвестиционную программу в условиях удорожания и падения рынка кредитных ресурсов, мы подключили все повышения эффективности сокращения и необходимые механизмы затрат. Это дало нам экономический эффект более чем 9 млрд руб. в 2014 г.», – говорит представитель группы ГАЗ. За весь год компания рассчитывает на чистую прибыль, но ее размер не уточняется. «Камаз» благодаря понижению издержек сумел по результатам девяти месяцев взять чистую прибыль по окончании убыточных I и II кварталов.

Параллельно поволжские производители коммерческого транспорта обновлялимодельный последовательность. Особенно деятельно новинки выводил на рынок ГАЗ: автобус Next и автомобиль «Газель Next» c двухрядной кабиной, «Газель Next» стандарта «Евро-5» для экспорта, среднетоннажный грузовик «Газон Next», семейство модернизированных машин «Урал др» и М.

УАЗ (входит в группу «Соллерс»), очень сильно сокративший продажи в первом полугодии, в осеннюю пору, наоборот, раскочегарился за счет госзаказов и программы утилизации, традиционно перемещённых на вторую половину года, комментирует Беспалов. Помощь оказало и появление обновленного UAZ Patriot.

У СП «Соллерса» с Ford год был значительно сложнее. По результатам 11 месяцев марка Ford показала самое глубокое падение на русском рынке среди брендов топ-20 (минус 40%) из-за сокращения С-сегмента и сегмента седанов. «Не обращая внимания на трансформации экономической обстановке и понижение потребительской активности, мы продолжаем двигаться по ранее намеченному замыслу», – говорит представитель Ford Sollers.

В августе на Столичном автосалоне – 2014 компания представила шесть новых моделей Ford, пять из которых будут производиться в Российской Федерации. В декабре Ford Sollers официально открыл по окончании модернизации собственный третий автомобильный завод в Российской Федерации – в Набережных Челнах. Инвестиции в предприятие полного цикла мощностью 115 000 шт. в год составили $400 млн (вся инвестпрограмма СП на 2011-2020 гг. оценивается в $1,6 млрд).

Первым с конвейера сошел субкомпактный кроссовер EcoSport, а в следующем году стартует производство муниципального хетчбэка Fiesta. «Помимо этого, на заводе Ford Sollers в Елабуге в текущем году мы запустили производство коммерческих машин Ford Transit Custom и Transit нового поколения, что есть фаворитом собственного сегмента среди зарубежных брендов», – говорит представитель компании. Он утвержает, что еще одним ответственным событием года для компании стало начало поставок машин Ford Focus и EcoSport в Казахстан: «Данный проект открывает нам возможности для развития на новых рынках сбыта».

«Экспорт разрешает компании развиваться, и хеджировать страновые и валютные риски», – говорит и представитель группы ГАЗ. Он напомнил, что в 2014 г. компания взяла европейский сертификат на «Газель Next», что дает право реализовывать его во всех государствах Европейского союза. «Мы организовали переговоры более чем с 30 потенциальными партнерами в различных государствах об организации дистрибуции отечественной продукции и запустили производство машин “Газель Next” в Турции», – додаёт представитель. «Камаз» за счет не сильный рубля уже сумел быстро нарастить поставки в государства дальнего зарубежья: на 30,1% до 583 шт. по результатам девяти месяцев 2014 г., согласно данным Минпромторга.

Оптимизм на колесах

Согласно расчетам Беспалова, в 2015 г. российский авторынок во всех сегментах продолжит уменьшаться – быть может, до 10-15%. Однако для «АвтоВАЗа» 2015-й будет хорошим годом, считает он. Полностью проявятся результаты программы понижения издержек, скажется эффект низкой базы, окажет помощь повышение количеств контрактной сборки по заказам альянса Renault-Nissan и появление прорывных новинок – Lada Vesta и Lada Xray, перечисляет Беспалов.

Продажи Lada в 2015 г., вероятнее, будут лучше рынка, считает Беспалов.

«АвтоВАЗ» также рассчитывает, что в 2015 г. на продажи машин Lada будут оказывать влияние хорошие факторы – в отличие от большинства соперников. «Во-первых, это курс американского доллара и евро, по обстоятельству роста которого цены на машины зарубежных марок существенно вырастут, – растолковывает представитель компании. – Машины Lada локализованы более чем на 80%, и их цены не так во многом зависят от курса валют. Во-вторых, это заявленная правительством программа утилизации, которая кроме этого окажет влияние на продажи отечественных машин».

«Для УАЗа особенных трансформаций в 2015 г. не ожидаю: более-менее стабильная работа, помощь со стороны государственных заказов», – продолжает Беспалов. «ГАЗ» и Камаз за счет преимущества в виде большого уровня локализации и возможности сдерживать цены если сравнивать с иномарками смогут расширить собственные доли, но идти против рынка им будет сложно, думает он. В 2015 г. в Российской Федерации смогут сократить сроки эксплуатации коммерческого транспорта.

Это поддержит продажи «Камаза» и ГАЗа, но в условиях спада в Экономике вырастет и предложение на вторичном рынке, даёт предупреждение Беспалов. «Мы предполагаем, что в следующем году количества рынка либо сохранятся на уровне этого года, либо падение продолжится», – комментирует представитель группы ГАЗ. Но при любой динамике рынка компания собирается сохранить собственную долю, а в отдельных сегментах расширить благодаря запуску новых продуктов, подчеркивает он: «В 2015 г. мы планируем организовать производство 11 модернизированных моделей и новых».

Из-за колебания рубля растет рублевая цена инвестпрограммы Ford Sollers, это может привести к тому, что компании потребуется дополнительное финансирование, продолжает Беспалов. Локализация у продукции СП до тех пор пока низка, однако за счет эффекта и появления новинок низкой базы компания может в следующем году быть лучше рынка, думает он. «Отечественная цель в будущем году – усиливать позиции бренда Ford на русском рынке, – говорит представитель Ford Sollers. – В 2015 г. мы предложим отечественным клиентам новый Ford Mondeo и Focus, их производство начнется на заводе Ford Sollers во Всеволожске.

И европейский бестселлер Fiesta, производство которого будет налажено на модернизированном заводе Ford Sollers в Набережных Челнах. В первый раз за его 50-летнюю историю на русском рынке будет представлен Ford Mustang». Представитель СП выделяет, что одно из стратегических направлений бизнеса Ford Sollers – развитие локализации. Он утвержает, что к Январю уровень локализации достигнет 40%.

В 2015 г. компания продолжит инвестировать в локальные проекты: строительство завода двигателей (открытие планируется в декабре 2015 г.), увеличение уровня локализации продуктов, и расширение сотрудничества с поставщиками сырья.

«Ведомости»

Колясочник.Езда с препятствиями.

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: